Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОЕКТ «ЭКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ИГРОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Цель проекта Знакомство детей с различными видами экотерапии, как наиболее доступному для понимания, восприятия и активизации познавательного интереса в выполнении игровых действий. Поставленная цель реализуется решением следующих задач 1.Формировать представлений детей об окружающем мире. 2. Пополнять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи. 3. Стимулировать интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. 4. Формировать умения работать и играть в коллективе. 5. Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, внимание, усидчивость, воображение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 63» НМР

ПРОЕКТ «ЭКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ИГРОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Разработала: Учитель – дефектолог

Силаева Наталья Александровна

2022 год

Пояснительная записка

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью общей культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

На сегодняшний день возросло количество дошкольников, имеющих те или иные проблемы в развитии. Наиболее часто встречаются дети с задержкой психического развития, которые испытывают трудности в различных областях познавательной деятельности, среди которых и процесс ознакомления с природой.

У детей с ЗПР, РАС, умственной отсталостью наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе их мыслительных процессов.

Актуальность обусловлена содержанием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным

отношением. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

Важнейшим условием развития ребенка с ОВЗ является использование игротерапии. Почему это происходит? Дети с РАС, ЗПР И умственной отсталостью не владеют зачастую навыками даже элементарной игровой деятельности. Экотерапия используется при проявлениях агрессии, помогает замкнутым детям, повышает самооценку, снимает эмоциональное напряжение, помогает детям воспринимать окружающий мир, расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания, развития умственных способностей, концентрации внимания, развития памяти, логического мышления, выделяют лишнее, устанавливают причинно-следственные отношения.

Играя в игры дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств; закрепляют полученные знания, классифицируют понятия, решают проблемы с адаптацией, так как это основные причины неготовности к игровым действиям. К сожалению, на сегодняшний день эта проблема изучена недостаточно.

Цель проекта : Знакомство детей с различными видами экотерапии, как наиболее доступному для понимания, восприятия и активизации познавательного интереса в выполнении игровых действий.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

1.Формировать представлений детей об окружающем мире.

2. Пополнять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи.

3. Стимулировать интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.

4. Формировать умения работать и играть в коллективе.

5. Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, внимание, усидчивость, воображение.

Вид проекта: информационно-фронтальный;

Характеристика проекта

по форме – продуктивный, познавательный, творческий, игровой;

по классу – монопроект;

по типу – социальный;

по длительности – долгосрочный;

Срок реализации – 6 месяце.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно - эстетическое

Этапы проекта:

1этап – подготовительный;

2 этап – реализация проекта;

3 этап – презентация проекта.

Ожидаемый результат:

- дети активно пользуются предметами экотерапии, развивая тем самым воображение, фантазию, речь

- предметы-заместители, водное конструирование, светотерапия, песочная терапия, снежные поделки сформируют умение увидеть общее, целое, развивать интерес к игровой и экспериментальной деятельности

Оборудование: Песочница с освещением, контейнеры разной величины, детские столы и стулья, тележка

Материалы: предметы окружающей природы: шишки, листья, веточки; дары природы: кабачки, тыквы; бросовый материал, кусочки ткани, пуговицы.

набор предметов к песочнице; вода, таз, , набор мячей разного цвета.

Реализация проекта проходит в кабинете дефектолога, в специально подготовленной площадке; в групповой комнате; на участке группы; на территории детского сада; в домашних условиях.

I этап – подготовительный. Сентябрь

II этап - реализация проекта. Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь

Совместная деятельность педагога с детьми.

Познавательное развитие:

«Рассказываем сказки»

«Куклы своими руками»

«Обыгрываем бытовые ситуации» Игра «Вода и снег как средства экотерапии»

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры:

Режиссерская игра с предметами-заместителями. Каждая игра в проекте носит характер эксперимента.

«Светотерапия в процессе знакомства с цветами»

«Водное конструирование»

«Песочные прятки»

«Куклы своими руками. Помогаем общаться»

«Обыгрываем бытовые ситуации»

Дидактические игры:

«Сделай так»

«Во что превращаются предметы»: палочка-«ложка» для куклы; шарик - «конфета» для мишки; большой куб - стол, маленький - стул для куклы, для самого ребенка, Кольцо от пирамиды может стать «колесом», «тарелкой», «окном», большой кубик - «домом» для куклы, кубик поменьше - для собачки.

«Игра «Гномики» Из корзины высыпались шишки и превратились в гномиков. Тут были большие и важные гномы-папы, и чуть поменьше — мамы.

«Изготовление игрушек»

«Вкусная еда»«Занимательное кафе»

«Поглаживание поверхности воды»

«Переливание воды из ладошки в ладошку»

«Пригоршня»

«Поймай игрушку»

«Морской бой»

«Кто быстрей?»

«Чей кораблик быстрей доплывет?»

«Угадай, что поймал»

Совместная деятельность с воспитателем

Игра «Переходим дорогу»

Игра «Где лужа глубже?»

«Моделирование ситуации»

Совместная деятельность с родителями

«Создание предметов-заместителей»

«Находим предметы на улице»

«Гуляем – узнаем природные явления»

Изготовление поделок из природного материала для выставок

Ежемесячная организация совместных выставок.

Ежемесячная организация «Школы родителей» по теме

III этап – итоговый. Февраль

Итоговое мероприятие детей с родителями в рамках «Школы родителей» «Свойства воды».

Заключение

Планомерная коррекционно-развивающая работа с использованием экотерапии помогает детям с ОВЗ сформировать необходимые знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия.

Комплексное решение задач по развитию познавательной деятельности детей – это наличие разнообразных форм работы с детьми, педагогами и родителями: эксперимент, наблюдения за природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация, беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр, «Школа родителей», совместное изготовление игрового и развивающего материала.

Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по теме, консультации - помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение ведет к тому, что представления у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Результаты исследования использования экотерапии в процессе использования игры.

Перед началом проведения проекта, было проведено обследование активизации познавательных процессов.

Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.

Таблица 1. Ответы детей в ходе эксперимента, до работы с игрой (дети с задержкой психического развития) в количестве 10 человек старшей возрастной группы.

Таблица 1.

Результаты до использования экотерапии

По результатам таблицы 1 можно сделать вывод, что называют понятия только 2 ребенка; соотносит по названию от 2 до 4 детей; соотносят по описанию от2 до 8 детей. Это наибольшее количество детей.

Таблица 2. Ответы детей в ходе эксперимента, после работы с игрой (дети с задержкой психического развития) в количестве 10 человек старшей возрастной группы.

Таблица 2.

Результаты после использования игры

Из приведенных результатов видно, что на начальном этапе обучения у детей низкий уровень познавательной активности. В ходе правильно организованных и грамотно проводимых мероприятий уровень повышается.

В предметы экотерапии вы можете поиграть везде: в дороге, на пляже или в скучной очереди в поликлинике. Они всегда под рукой.

Превращая предметы во что угодно, ребенок чувствует себя волшебником, осознает свою силу

Таким образом, поставленная нами цель: знакомство детей с различными видами экотерапии, как наиболее доступному для понимания, восприятия и активизации познавательного интереса в выполнении игровых действий, достигнута.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области