Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Люблю тебя, мой край родной»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Люблю тебя, мой край родной»

Гильмуллина Айгуль Рифкатовна

воспитатель МБДОУ №28

г. Елабуга

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине. Понимание и

чувствования величия, могущества Родины

приходит к человеку постепенно и

имеет своими истоками красоту

Аннотация: Актуальность темы обусловлена историческими и общественно - политическими процессами, происходящими в нашем государстве в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что материальные блага стали все больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Ключевые слова: Воспитание, патриотизм, Малая Родина.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается…

Слушая песню на стихи М. Матусовского, мы погружаемся в свои детские и юношеские воспоминания. А с чего начинается Родина для наших маленьких воспитанников? С маминой улыбки, с первой ласковой колыбельной, с первых семейных радостей и путешествий. Наши малыши еще малы для дальних поездок и первые свои открытия и путешествия они совершают по району, в котором живут. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Проблема патриотического воспитания традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Мы хотим воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому родному дому и детскому саду, а ведь это основа патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране. Важным условием для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым домом для ребенка, могут стать:

• Эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно-ориентированный способ общения, ребенок чувствует себя желанным и защищенным.

• Соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

• Представление дошкольнику права участвовать в обсуждении программ семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

• Интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок.

• Бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей.

• Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду, и сам нуждается в его участии.

• Побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

• Самостоятельность ребенка в пределах разумного и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей.

• Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек. Воспитание любви к своей Родине – это долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Итак, патриотизм – это любовь к Родине, к её природе, людям, культуре, к своему дому. Базовый компонент патриотического воспитания – это семья, и жизнь в определённой мезосреде. Каждый человек рождается в определённой среде, он биологически связан с матерью, которая по – своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Так в семье формируется основа патриотического воспитания. Жизнь в определённой мезосреде позволяет ребёнку «впитывать» культуру своего народа: мама поёт ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Человек привязан к своей Родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Внимание старших дошкольников нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими условиями: - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста; - непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; - рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Технология патриотического воспитания современных дошкольников включает следующие компоненты (С.А. Козлова): этапы патриотического воспитания средства патриотического воспитания методы патриотического воспитания построение педагогического процесса. Остановимся подробно на каждом из них: Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно – ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности). Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Рассмотрим подробнее группу методов, направленных на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о социальном мире.эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств игровые методы и приёмы. Воображаемые ситуации – такие игровые ситуации раскрепощают детей, снимают обязательность изучения по воле взрослого, делают процесс познания естественным и интересным для ребёнка. Игры – драматизации – они могут включаться в занятие как фрагмент после прочтения художественного произведения или при подготовке концерта. Весёлые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринуждённости на занятии и способствуют эмоциональной близости между педагогом и детьми. Из методов обучения большое внимание необходимо уделить игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир. Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепки, конструирование и

т.д. Естественная среда жизнедеятельности для ребенка это «малая родина»: социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры Елабуги. Большое значение имеют семейные экскурсии по району и городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Чувство Родины начинается с восхищения, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога – привлечь внимание детей к тому, что позволит гордиться своим районом, своей «Малой Родиной», стать его искренним патриотом. При правильной организации процесса патриотического воспитания на основе знакомства с достопримечательностями своей «Малой Родины», старшие дошкольники получат полное представление о том месте, где они живут. Им будет привито чувство гордости и ответственности за свой район, уважения к его истории и культуре, они будут испытывать чувство сопричастности к текущей социально-культурной жизни района. Таким образом, на этой базе старшие дошкольники смогут без труда воспринять понятие «Родина» в более широком смысле слова: как город, в котором они живут, свою страну и мир в целом. И, даже попробуют себя в роли архитекторов и создадут район будущего – место, где будут счастливы дети!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области