Тема: «Обобщающее занятие».
Цель: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.
Задачи: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты.
Развивать воображение. Ассоциативное и творческое мышление.
Продолжать формировать бережное отношение детей к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Закреплять правила поведения в природе.
Ход занятия:
Ребята, давайте с вами поздороваемся.
Сейчас отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
-Что это как вы думаете?
Глобус.
Правильно, глобус — это модель нашей планеты Земля.
– Почему планету Земля называют «живой»?
– Кто живет на Земле?
– Что растет на Земле?
– Чего больше на земном шаре – воды или суши?
– Что необходимо для жизни на Земле?
– Почему всходит и заходит Солнце?
– Где на земном шаре живем мы с вами?
Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (педагог показывает глобус).
- Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Послушайте замечательное стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой!»
Словно крыша над землею, голубые небеса.
А под крышей голубою, реки, горы и леса.
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,
Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,
Потому что на планете все твое и все мое.
И пушистые снежинки, и река, и облака,
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете, не ругались, не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Ответ: Вода!
Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов, поэтому Землю называют голубой планетой.
- Кому в природе нужна вода?
Ответ: Человеку, деревьям, животным….
- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и по этому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки?
Ответ: Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа…
Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. И перенесемся немного в будущее, лет на 20 и посмотрим, что станет с реками?
Физкультминутка: «Космонавт»
А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.
Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют
«купол ракеты».
На носки поднимись, – Стойка на носках.
А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.
Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.
Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.
В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,
Космонавт летит в ракете, пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки.
А внизу леса, поля – Низкий наклон вперед,
Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,
выпрямляются и «летят» на места.
- Ребята, подумайте и скажите почему Земля не улетает в космос?
(Солнце притягивает Землю к себе и не даёт улететь).
- Почему на Земле есть места, где всегда холодно?
Всегда холодно на двух полюсах Земли. Северный полюс-это самая северная точка нашей планеты. Южный полюс- её самая южная точка. На полюса лучи солнца всегда падают не прямо, а косо. Поэтому там вечные льды, снег и очень холодно. Кто мне покажет Северный полюс? А теперь Южный полюс-Антарктиду?
- Почему на Земле есть места, где всегда жарко?
Всегда жарко на экваторе Земли. На экватор Земли лучи Солнца падают всегда прямо, поэтому там царит вечное лето. Покажите экватор на глобусе.
- Почему день сменяется ночью?
Это происходит потому, что Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг себя. Когда она поворачивается к Солнцу одной стороной, то на этой стороне становится светло, наступает день. Потом Земля поворачивается, эта сторона уже не освещается Солнцем, на ней становится темно, наступает ночь.
- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете- Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте!
А вам еще одно задание: сделайте на память о нашем путешествии, рисунки на тему «Моя планета- прекрасная Земля».
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она…
Проведение игры «Земля- наш дом родной».
Первая станция «Лесное царство».
Конкурс 1. Я вам задаю вопрос, а вы мне должны обсудив в команде назвать правильный ответ
-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).
-Какие деревья с белой корой? (Береза)
-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
-Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
-Это самый первый цветок, появляющийся из- под снега. (Подснежник).
-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Как называют деревья, которые растут в саду? (плодовые)
(за каждый правильный ответ 1 жетон)
Конкурс № 2 «Явления природы»
Дети называют явления природы.
За каждый правильный ответ 1 жетон команде. Возможные ответы детей:
(Явления природы весной: Облака Ветер Дождь
Явления природы летом: Гроза Радуга Роса
Явления природы осенью: Туман Иней Листопад
Явления природы зимой: Ледостав Снег Морозные узоры
Землетрясения, извержения вулканов, цунами, вызванные ими.
Северные сияния, магнитные бури, солнечные штормы, метеоритные дожди, шаровая молния)
Вторая станция. «Царство Животных».
Педагог: Лес, озеро, болото, поле – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
- На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
Конкурс № 3
Собери из букв названия животных. За каждое название 1 жетон. Тому, кто соберет быстрее еще 1 жетон. Каждой команде выдаются карточки с заданиями.
БРУСКА (барсук)
ОБКАСА (собака)
ВЮРДЛЕБ (верблюд)
МВДЕЬЕД (медведь)
ЛДИКОРОК (крокодил)
АХАПЕРЕЧ (черепаха)
Конкурс 4 «Жалобы». Угадайте, кто прислал нам эти жалобы?
Жалоба №1.
"Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".
- Кто это? (это жаба)
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.
Жалоба №2
"Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба".
- Кто это? (Сова)
- Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №3
"Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться".
- Кто это? (Это комары.)
- Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами.
Конкурс 5
Третья станция. «Царство Грибов».
Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?
У кого грибок лучше?
Даются разрезанные картинки грибов. Нужно собрать 2 картинки грибов, назвать грибы на картинках)
Четвёртая станция. «Экологическая».
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
Конкурс «Правила друзей природы».
Подумайте и закончите фразу:
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- в лесу ты встретил мухомор…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
Молодцы. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Подводим итоги, посчитаем жетоны, узнаем какая команда победила.
БРУСКА | ВЮРДЛЕБ | ЛДИКОРОК |
ОБКАСА | МВДЕЬЕД | АХАПЕРЕЧ |
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЛЕТОМ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ОСЕНЬЮ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЗИМОЙ
Жалоба №1.
"Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".
- Кто это?
Жалоба №2
"Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба".
- Кто это?
Жалоба №3
"Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться".
- Кто это?
Подписи к слайдам:
Слайд 1
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Слайд 2
ЗЕМЛЯ- третья планета Солнечной системы. От СОЛНЦА её отделяет около 150 млн.км.
Слайд 3
Так выглядит наша ЗЕМЛЯ на сним - ке , сделанном из космоса. Голубой - это цвет океанов, морей и озёр. Белый- это цвет облаков. Коричневый- это цвет суши. Диаметр ЗЕМЛИ -12740 км.
Слайд 4
Земля состоит из трёх разных слоёв: 1. Земная кора. 2. Мантия. 3. Ядро.
Слайд 5
ЗЕМЛЯ постоянно вращается вокруг своей оси. Полный оборот она совершает за 24 часа, то есть за сутки. Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.
Слайд 6
ЗЕМЛЯ, как и все планеты, движется вокруг СОЛНЦА. Полный оборот вокруг СОЛНЦА ЗЕМЛЯ совершает за 365 дней, то есть за год. Из-за этого вращения происходит смена времён года.
Слайд 7
У ЗЕМЛИ всего один природный спутник- ЛУНА. Луна делает полный оборот вокруг ЗЕМЛИ за месяц. В это время меняется её облик. Этот процесс называется сменой фаз ЛУНЫ.
Слайд 8
ЗЕМЛЯ- единственная планета во вселенной, где существует жизнь. Первая особенность, благодаря которой на ЗЕМЛЕ возможна жизнь- это ОПТИМАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ. Среднее расстояние от ЗЕМЛИ до СОЛНЦА-149,5 млн.км. Именно такое, не большее и не меньшее, расстояние позволяет нашей планете не перегреваться и не замерзать.
Слайд 9
Вторая особенность- АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ. ЗЕМЛЮ, как покрывалом, окутывает слой воздуха, благодаря которому мы можем дышать и жить. Это кислород, которым дышат жи - вые существа и углекислый газ, необходимый для питания растений.
Слайд 10
Третья особенность- ВОДА. Только ЗЕМЛЯ обладает огромными запасами воды. Вода входит в состав всех живых организмов.
Слайд 11
Четвёртая особенность - ПОЧВА. Только наша планета имеет почву (верхний плодородный слой земли) Почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений.
Слайд 12
На нашей планете есть высокие горы и жаркие пустыни, бескрайние океаны и покрытые вечными льдами полярные районы. Наша ЗЕМЛЯ прекрасна, уникальна и удивительна! Она живёт, дышит, вра - щается. Она самая лучшая из планет! Суперпланета !