Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Применение современных образовательных технологий в формировании у дошкольников представлений о родном городе»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Применение современных образовательных технологий в формировании у дошкольников представлений о родном городе»

Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Работа в данном направлении имеет огромное значение в становлении личности ребенка. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Не каждый ребенок, а особенно дети младшего дошкольного возраста, знают значение слова «город». Так что же такое для дошкольников родной город? Для младших дошкольников это место, где они живут с родителями. Оно ограничивается их домом и ближайшими зданиями, детскими площадками, детским садом и др. Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие большой город. Но для того, чтобы начать работу с детьми, в первую очередь, необходимо было пополнить развивающую среду. Поэтому была придумана дидактическая игра « Путешествие по достопримечательностям города Кстово», совместно с детьми изготовлен макет города.

Ребенок среднего дошкольного возраста должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома, детские сады, магазины и т.д.). Поэтому, прежде всего, нужно обратить внимание детей на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города - это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и.т.д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым. Для этого используются следующие приемы: рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе.

В настоящее время для развития интереса и любви к родному городу используют современные образовательные технологии, такие как:

Рассмотрим эти технологии поподробнее.

Технология КТД (коллективные творческие дела).

Коллективные творческие дела (КТД) - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.

В основе коллективной творческой деятельности лежат три основные идеи:

1. Коллективная  (совместная работа взрослых и детей);

2. Творческая (создаваемые в совместной деятельности детей и взрослых игры, макеты и др.);

3.  Дело (занятие, действие, мероприятие, связанное с историей родного города)

Коллективная, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, по общей работе в формировании представлений о родном городе;

Творческая, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач;

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивно-оздоровительные.

Общественно-политические дела

Позволяют расширять и углублять знания о своем городе. Примерами КТД могут быть: «Новогодний праздник», «Международный день 8 марта», «День  Победы».

Трудовые дела.

Цель трудовых КТД – обогатить знание детей об окружающем мире, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких людях. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть уход за растениями, помощь воспитателю в уборке участка.

Познавательные дела. 

Их цель – развитие у дошкольников познавательных интересов. Можно порекомендовать: вечер – путешествие по достопримечательностям города.

Художественные дела 

позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей, пробуждают желание испробовать себя в творчестве. Можно порекомендовать: кукольный театр.

Спортивные дела 

развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни.

Можно рекомендовать следующие КТД: «Прогулка по родному городу» ( например комплекс зарядок, физкультминуток)

Музейная педагогика.

Целью создания мини-музеев является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культуре, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы родного края.

    Музей в детском саду - это форма работы, которая решает следующие задачи: 

Проектно - исследовательская технология.

Метод проектов — это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей, направленная на поиск решения, возникшей либо поставленной проблемы; это педагогическая технология, основой которой является организация самостоятельной деятельности детей — исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Участниками проекта могут быть: дети, воспитатели, родители, и другие.

Главная цель  проекта - Создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Любой проект осуществляется в несколько этапов:

- организационно-подготовительный:

Сбор информации

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу.

3. Подобрать иллюстрации о своем городе.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей.

6. Подобрать дидактические игры о городе.

- основной (этап непосредственной реализации):

Подбор материала по всем образовательным областям, в дополнении к ним работа с родителями и формирование развивающей среды.

- итоговый (результативный, рефлексивный):

Презентация проекта

Игровая технология.

Поскольку через игру ребенок познает окружающий мир, обогащает свой нравственный и жизненный опыт, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, организует сообщества, то более эффективными технологиями в области нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются именно игровые.

Игровая технология - группа методов и приемов организации педагогического процесса в игровых формах.

В свою очередь игровые технологии нравственно-патриотического воспитания делятся на:

включает игры основанные:

- на бытовых сюжетах: семья, дом.

- на основе города: магазин, почтовое отделение, …

Содержание сюжетно-ролевой игры, прежде всего, направлено на формирование жизненного опыта взаимодействия, общения, духовно- нравственного воспитания детей.

Данная технология основана на созидании.  Способствует совершенствованию практических навыков: простейших трудовых, организационных, творческих, эмоциональных. Применение данной технологии позволяет детям активно применять знания и впечатления об окружающем и предметном мире, познавая физические свойства предметов, создавая, творя, фантазируя, воплощая, тем самым обучая мыслить, проявлять самостоятельность, трудолюбие.

Дидактические игры.

Данная технология способствует всестороннему развитию личности ребенка:   расширяет  представления  о родном крае, городе, родной земле, памятных местах, природных богатствах, о  труде взрослых,  исторических сведениях,  фактах, ... Применение   данной технологий, дает возможность педагогу  вовлечь  детей в познавательный  мир исторических, физических, биологических и др. открытий, зародив искорку любви к Родине, гордости за нее. Формирует осознание своей значимости в защите, сохранении, бережном отношении к достоянию Российской Федерации.  

Данная технология в своей основе способствует не только физическому развитию детей, развитию и совершенствованию движений, но и развивает волевые качества личности: смелость, ответственность, надежность, взаимовыручка, солидарность.

К особому виду подвижных игр относятся народные подвижные игры. Особенностью таких игр является – нравственная историческая основа, способствующая формированию гармоничной связи ребенка с окружающим миром, формируя устойчивое, уважительное отношение к культуре родного края, создавая основу для положительного эмоционального развития патриотических чувств.  

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. 

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Примером такой игры может быть, путешествие по городу с остановками на конкретных улицах, у конкретных достопримечательностей, со сбором подсказок для финального задания (собрать герб родного города).

ВЫВОД: постепенность и поэтапность в работе, с соблюдением вышеуказанных принципов; включение в образовательный процесс разных форм и методов работы по данной проблеме; систематическое пополнение РППС, в том числе продуктами детской деятельности, позволят обогатить представления у дошкольников о родном городе, обогатить и разнообразить игровую деятельность дошкольников.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области