Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук [У]»
Воспитатель: Эккерт О.С.
Цель: познакомить детей со звуком У, учить выделять звук среди других звуков, выделять звук на фоне слова, слышать слова со звуком У; развивать общую, мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление; повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте, интеграция- математика.
Материал: (звук У, картинки с изображением утки, удочки, утюга, улитки, , удода; рабочие тетради
1. Оргмомент (Дети находятся у дверей возле ковра)
- Ребята, вспомните, с какими звуком мы познакомились на прошлых занятиях. Хотите познакомиться с еще одним жителем Страны Звуков? (Да.) Тогда скажите, как гудит поезд? (У-у-у.) Зимой ветер как воет ? (У-У-У) Ребята как мы произносим этот звук? Нам что ни-будь мешает?
- У, - мы в дудочку дудим,
- У, - как поезд мы гудим.
- У, - вперед мы тянем губки,
- В узенькую дуем дудку.
-Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, что происходит с вашими губами. (Они вытягиваются в трубочку.)
- Вы так старательно произносили звук У, что он решил сам прийти к нам на занятие. Вы сейчас садитесь на свои стульчики), а звук У будет с вами играть.
Дети проходят на ковер на свой стулья
2. Выделение звука У из ряда гласных. Игра «Поймай звук».
Воспитатель произносит гласные звуки, а дети, услышав звук У,
Солнце, лук, одуванчик, слон, стул, окно, ручка, укроп, дудка,енот
делают хватательное движение, будто ловят его.
3. Выделение звука У из слова. Отгадывание загадок.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
(Удочка.) включить слайд
-Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.)
Сама ползет,
На себе дом везет.
(Улитка.) включить слайд. Где слышится звук?
Ходит вперевалочку,
Плавает, ныряет,
На пруду и в речке
Пищу добывает.
(Утка.) включить слайд аналогично
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг.) включить слайд аналогично
4. Физкультминутка (сходим с ковра возле дверей)
НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ
Жу-жу-жу, - жужжит пчела. (Помахивают руками в стороны.)
-Я лечу издалека.
Зу-зу-зу, - комар пищит. (Выбрасывают указательные пальцы вперед.)
-Очень звонко, - он звенит.
Уф-уф-уф – как паровоз, (Притопывают ногами.)
Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Хлопают в ладоши.)
Проходят за столы, работа в тетрадях.
Ребята а теперь давайте посмотрим как выглядит буква. ( на доске вывешивается буква) Давайте напишем ее в воздухе.
5.Работа в тетрадях со звуком У. Задание №1 стр.
6. Выделение слов со звуком У.
- Дети, послушайте стихотворение (Включить слайд с изображ. удода и ужа)
-И подумайте почему звуку У, нравится этот стишок. (В нем много раз можно услышать звук У.)
Удод у дороги
Увидел ужа,
Удод улетел,
От испуга дрожа.
А уж зашуршал
И уполз в камыши,
Над глупым удодом
Смеясь от души.
- Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить все слова со звуком У. (дети называют слова)
7.А теперь ребята придумайте несколько задачек, но чтобы в словах встречался звук «У».
8. Итог.
- Какой звук нам сегодня загадывал загадки? (Звук У). С какой буквой мы познакомились? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.
7.