Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Автор: Шачнева Лейсан Буранбаевна
Организация: МДОУ «Центр развития ребенка – д/с № 31»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы по формированию у дошкольников правильной осанки.
Ключевые слова: здоровье, правильная осанка, дошкольный возраст, красота, физические упражнения.
Дошкольный возраст – важный период в формировании правильной осанки, костная система находится ещё на стадии формирования.
Правильная осанка – залог здорового позвоночника и его нормального функционирования. Хорошая осанка имеет большое физиологическое и эстетическое значение. Также она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, придавая телу ребенка стройность и красоту. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, функциональные нарушения которого могут привести к стойким деформациям опорно – двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Нарушения осанки представляют собой одну из наиболее актуальных проблем современной теории физического воспитания. Чаще всего у дошкольников встречаются такие нарушения осанки: сутулость, плоская спина, плосковогнутая спина, тотальный кифоз (круглая спина), кругло вогнутая спина. Проявившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Для профилактики нарушений осанки у детей важно соблюдать правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж.
Основными средствами формирования правильной осанки у детей, а значит и средствами профилактики ее нарушений являются: общеразвивающие и профилактические физические упражнения. При выполнении любых упражнений воспитатель должен учитывать индивидуальные возможности ребенка и физическую нагрузку повышать постепенно. Необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Также использовать гимнастические упражнения с различными предметами, резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.
Важно постоянное наблюдение за положением спины (рисует, делает какие-либо задания за столом), а также качественное освещение, высота стола должна соответствовать рост ребенка. Если не соблюдать эти требования, то потом деформацию спины исправить будет очень трудно.
Литература:
1. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова; [рец. П.П.Буцинская] – Москва Просвещение, 2006. -128с.
2. Клюев, М.Е. Формирование осанки ребенка [Текст] / М.Е. Клюев. – Рига: Латв. ун – т, 2010. – 63с.
3. Ловейко, И.А. о формировании правильной осанки [Текст] / И.А. Ловейко // Дошкольное воспитание. – 2005. - №3. – С.33 – 34
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) / Л.И. Пензулаева. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 128с.