Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический проект «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание организационно - педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Безопасного поведения».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогический проект

«Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Вовк Юлия Викторовна

Актуальность темы.

Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана человеком – только тогда она станет действительным регулятором его поведения.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть и предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно - на помощь позвать.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находила практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. В конце 1920 – 1930-х годах в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. Однако недостаточное методическое обеспечение и отсутствие необходимых пособий не дали желательных результатов и привели к заключению, что материал, формирующий представление о бытовой и других видов техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками.

Вопросы профилактики дорожно – транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов 20 века. В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и другими. Такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сихпор больше внимания уделяется изучается изучению с детьми Правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка дома, на улице, в природе.

В 1960-1980-е гг. о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, так и в детском саду и на улице говорили в основном медицинские работники. Но решение этого вопроса оказалось не под силу медицинским работникам, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

Дошкольное воспитание до середины 90-х годов осуществлялось по «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, которая предусматривала знакомство детей с правилами уличного движения, с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглой. В рамках ознакомления с природой предполагается знакомить детей с ядовитыми ягодами и грибами. В старшей группе от детей требовалось знать свой домашний адрес, имя и фамилию, отчество родителей.

В настоящее время имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, которые используются педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания материала по возрастным группам.

Сегодня ФГОС ДО в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» ставит задачу: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Проблема:

У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности в социуме и окружающем мире.

Родители не в полной мере осознают важность обучения детей основам безопасности.

Цель:

Создание организационно - педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Безопасного поведения».

Задачи:

* Учить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости - действовать;
* Формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.
Надо видеть и предвидеть, учесть,
по возможности избежать,
если нужно - на помощь позвать.

* Привлечь внимание родителей к этой проблеме и активизировать взаимодействие с детьми и педагогами.

Участники проекта:

Вид проекта: практико – ориентированный.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май).

Необходимые материалы: «Центр безопасности» в группе, в котором находятся: атрибуты для обыгрывания сюжетно – ролевых эпизодов и игр; предметные и сюжетные картинки; подборка дидактических игр по темам: «Безопасность на дороге», «Личная безопасность», «Безопасное общение», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие; ширмы – передвижки для родителей «Безопасность ребенка», «Ребёнок на дороге», «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком»; художественная и методическая литература; познавательные настольно – печатные игры-лото из цикла «Это надо знать!»; макет улиц поселка.

Ожидаемые результаты:

Дети:
     * У детей будет сформировано осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
    *Дети будут проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения.
    *  Дети научатся предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
     * У детей появится умение выбирать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
    *  Дети научатся действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
    *   У детей будут сформированы представления о возможных негативных последствиях для других людей из – за своих неосторожных действий.
 
Родители осознанно будут взаимодействовать с педагогами по воспитанию личности безопасного типа.
 

Предполагаемый продукт проекта:

Буклет для родителей «Ребенок остался один дома»; досуг для родителей и детей «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пеленок»; подборка консультаций для родителей: «Безопасный пешеход начинается с детства», «Родители - пример для подражания»; систематизированный иллюстративный материал по теме «Безопасность», подбор дидактических и настольно – печатных игр: «Внимательный пешеход», «Дорожные знаки», «Личная безопасность» и другие.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Основной

3 этап - Заключительный

Подготовительный этап:

1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

2. Сбор и анализ методической и художественной литературы для взрослых и детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленную на реализацию проекта.

5. Создание развивающей среды.

6. Подбор игр и оборудования.

7. Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Методы активизации родителей и педагогов:

Обсуждение разных точек зрения.

Решение проблемных задач семейного воспитания.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

Обращение к опыту родителей.

Воспитатель:

Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

– оформление уголков безопасности;

– подбор литературы, фотографий по ПДД;

– изготовление атрибутов к играм.

- Взаимодействие с родителями.

Музыкальный руководитель.

Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

Подбор музыкальных произведений.

Инструктор по физической культуре:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

Помощники воспитателей:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Основной этап:

Реализация проекта проходила через все виды деятельности:

 Принципы организации образовательного процесса:

Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже усвоенное в предыдущем.

Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Преемственности - взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

Интерактивный метод обучения.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Личностно-ориентированная технология.

Технология игрового обучения.

Метод наблюдения и беседы.

Этапы реализации проекта:

Образовательная область «Физическое развитие»

Конкурс – эстафета «Веселые гонки»

Физминутки: «Мишутка – спортсмен», «Грузовик», «Пароход».

Моделирование ситуаций: «Проверь свою осанку у тренажера», «Быстро собери человека» (закрепление знаний об анатомическом строении человека, правильном наименовании частей тела).

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Сюжетно ролевые игры и ситуации: «Один дома», «Весёлый светофорик», «Перекрёсток», «Дорожные знаки» и другие.

Дидактические и настольно – печатные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Внимательный пешеход», «Что не так» по всем темам и т.д.

Моделирование ситуаций: подай ножницы, нож, карандаш; таблетка в группе; ты потерялся: в универмаге, на улице, в метро; миникатастрофы: нет перил у лестницы, нет третьей ступеньки.

Беседы по тематическим картинкам. Драматизации сказок, инсценировки, составление писем персонажам, рисование мультфильмов, разговор по телефону и др.

Моделирование ситуаций на макетах, планах, схемах: дорога в детский сад, план микрорайона, перекресток, мой дом, различные лабиринты и т. д.

Ролевые игры: «Как бы ты поступил»; Проигрывание этюдов с неопределенным концом;«Провокации» на решение бытовых проблем: незнакомец в группе, плохо воспитателю, потерялся малыш, из группы исчезли все стулья и т. д.

Словесные игры, игры на развитие эмоциональной сферы, игры по речевому этикету, игры на развитие коммуникативных способностей («Угадай настроение», «Волшебные средства понимания», «Найди друга»).

Викторины, конкурсы.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Просмотр видеофильмов, обсуждение картин по правилам дорожного движения, иллюстраций по ОБЖ.

Моделирование ситуаций: ознакомление с групповой комнатой (запретные зоны, правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах); маршрут выхода на прогулку (перила — наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности); экскурсии в прачечную, в медицинский кабинет, на пищеблок.

Элементарное экспериментирование с микроскопом: «Дружи с водой», «Вода — друг и недруг», «Свеча».

Словесно-наглядные игры: «Так — не так», «Прогулка по лесу», «О невидимых врагах и неслышных защитниках».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак. «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Как я устроен?». К. И. Чуковский. «Телефон», «Айболит»; Н. Носов «Телефон»; серия наглядных словарей «Человек»).

Рисование мультфильма «Приключения Колобка в большом городе» (3 серии).

Конкурс «Рисунок на асфальте».

Образовательная область «Речевое развитие»

Разучивание стихов, пословиц, загадок.

Беседы: «У меня зазвонил телефон: друг; знакомый, взрослый; незнакомый взрослый», «Из группы исчезли все кровати...», «Нет воды...», «Поведение у воды», «Солнце — друг и враг», и т. д.

Составление творческих рассказов противопожарной тематики, по прочитанным произведениям.

Формы работы с родителями.

Анкетирование родителей.

Наглядная информация: а) режим дня; б) личная гигиена дома.

Наглядная информация: «Овощи в питании детей»; «Пейте, дети, томатный сок»; «Ваш ребенок отравился».

Консультация сотрудника ГИБДД «Посмотри направо — посмотри налево».

Устный журнал для родителей и распространение памятки «Ребенок один дома».

Совместный с детьми досуг «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» (см. приложение).

Представление презентации проекта.

Заключительный этап:

1.        Представление проекта перед педагогическим коллективом.

2.        Выставка продуктов детской деятельности.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Авдеева И., Князева О., Стеркина Р.Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.— 1997.— № 3, 4.

4. Анастасова JI. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. М., 1996.

5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

7. Петрова И.М.Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие.- Детство- Пресс, 2000.

8. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С.Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.: Просвещение, 1996.

9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.

10. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.

11. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. (Международный детский фонд Рауля Валленберга.) СПб., 1993.

12. Шарова О. Г. Основы пожаробезопасного поведения. СПб., 1997.

13. Овчаренко JI. Н. Предотвратить беду. М., 1988.

14. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М.,

1993.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области