Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 г. Лебедянь Липецкой области
Познавательно - исследовательский проект
« Волшебница вода»
Воспитатель:
Патутина Анна Алексеевна.
Лебедянь - 2023 г.
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
А.И. Савенков.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Срок реализации проекта: краткосрочный ( в течение пяти недель)
Участники проекта:
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, изготовление лепбука.
Выявление проблемы: Дети не имеют недостаточное представление о свойствах воды, о жизни живых существ.
ГИПОТЕЗА
Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.
Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.
Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде.
Задачи:
Основные принципы реализации:
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория), дневник наблюдения.
Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности:
При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта
Ожидаемые результаты:
Перед воспитателями была поставлена:
Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»
Задачи:
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.
Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.
Первый - подготовительный:
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.
Задачи | Форма работы | Сроки |
Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок. | 1-я неделя июля |
Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта. | Создание мини - экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и эксперементов с водой. Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических. Разработка конспектов НОД по разным областям программы. | 2-я неделя июля |
Оповещение родителей о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте. | Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта. | 3-я неделя июля |
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей. | Беседы. Консультации. Индивидуальная работа. | На протяжении всего проекта |
В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий, нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.
Второй этап проекта: Исследовательский (основной).
Исследовательский: поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения опытов, оказывают дифференцированную помощь. Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.
В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.
Способы мотивации детей к деятельности.
Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей |
Познавательно - исследовательская | 1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей» 2.Вода жидкая, может течь» 3.Всреча с ручейком» 4.»Капельки сосульки» 5. «Лед легче воды» 6. «Превращение льда в воду» 1.«Чем пахнет вода?» 2.»Есть ли у воды вкус» 3. «Играем с красками» 4. «Что вода размочит быстрее?» 5. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» 1.«Тонет - не тонет» 2. «Опыты соленой водой» 3. «Растворить соль, сахар, марганцовку». 4. «Сравнить вязкость воды и масла» 5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях» 6. «Иней» 1.«Кристалл» 2. «Делам медузу» 3. «Эффект лотоса» 4. «Конвекционные узоры» 5. «Магнитный порядок» 6. «Огонь и вода» 1.«Надуваем резиновую перчатку» 2.«Волшебные узоры» 3.» Цветные дорожки» 4. «Море в стакане» 5. «Повелитель мыльных пузырей» |
Игровая | Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому , нужна вода?» «Разрезные картинки», «На что похоже облако?», «найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару» Игровые упр. « «Буль-буль», «Дождик», «Караси и щука», «Цапля и лягушки», «Замри», Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало» |
Коммуникативная | Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода» , «Зимние забавы», «водоемы», Беседы: « Для чего нужна вода?», «Куда спряталась вода» «Что такое облака?» «Водное зазеркалье» Словесная игра «Подскажи словечко». |
Двигательная | Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «На болоте», «Веселые снежинки», «Море волнуется раз», Комплекс гимнастики после сна «Путешествие капельки». Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «На дворе у нас гроза». Пальчиковая гимнастика» «Дождик капнул на ладошку» |
Трудовая | Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой». |
Продуктивная | Рисование: «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», Аппликация: «Водоемы» «Какие бывают облака», «Капли воды». Создание панно: «»Ходит капелька по кругу». |
Чтение (восприятия художественной литературы) | Б.В. Заходера «Кот и кит», К.И. Чуковский «Федорино горе»,М.Д. Перина «Живая шляпа», Е. Благина «Снег», Л. Воронина «»Снег идет»,Д. Тихомиров «»Снежные узоры», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте воды» |
Музыкальная | Использование музыки (диски). Прослушивание шума водопада |
Третий этап проекта:
Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменить форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму воды, потому что она не предмет».
В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»
Показатели результативности проекта:
вода не имеет запаха, вкус;
вода прозрачная;
вода является растворителем.
Литература
1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.
3. Т. Гризик Познаю мир – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.
4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М: ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.
5.Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.
6. Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.
7.В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –( Опыты детей).
8.Н. А. Рыжова Волшебная вода.
9. А.И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.