Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательно - исследовательский проект «Волшебница вода»

Цель проекта Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде. Задачи • Систематизировать представления детей о свойствах воды. • Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности. • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. • Способствовать формированию позитивного отношения к воде познавательного, бережного, созидательного. • Активизировать словарь ребенка. • Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Лебедянь Липецкой области

Познавательно - исследовательский проект

« Волшебница вода»

Воспитатель:

Патутина Анна Алексеевна.

Лебедянь - 2023 г.

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

А.И. Савенков.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Срок реализации проекта: краткосрочный ( в течение пяти недель)

Участники проекта:

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, изготовление лепбука.

Выявление проблемы: Дети не имеют недостаточное представление о свойствах воды, о жизни живых существ.

ГИПОТЕЗА

Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде.

Задачи:

Основные принципы реализации:

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория), дневник наблюдения.

Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности:

При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта

Ожидаемые результаты:

Перед воспитателями была поставлена:

Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»

Задачи:

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

Первый - подготовительный:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.

Задачи

Форма работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок.

1-я неделя июля

Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта.

Создание мини - экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и эксперементов с водой.

Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

2-я неделя июля

Оповещение родителей о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте.

Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта.

3-я неделя июля

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей.

Беседы.

Консультации.

Индивидуальная работа.

На протяжении всего проекта

В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий, нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.

Второй этап проекта: Исследовательский (основной).

Исследовательский: поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения опытов, оказывают дифференцированную помощь. Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

Способы мотивации детей к деятельности.

Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Познавательно - исследовательская

1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

2.Вода жидкая, может течь»

3.Всреча с ручейком»

4.»Капельки сосульки»

5. «Лед легче воды»

6. «Превращение льда в воду»

1.«Чем пахнет вода?»

2.»Есть ли у воды вкус»

3. «Играем с красками»

4. «Что вода размочит быстрее?»

5. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

1.«Тонет - не тонет»

2. «Опыты соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар, марганцовку».

4. «Сравнить вязкость воды и масла»

5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

6. «Иней»

1.«Кристалл»

2. «Делам медузу»

3. «Эффект лотоса»

4. «Конвекционные узоры»

5. «Магнитный порядок»

6. «Огонь и вода»

1.«Надуваем резиновую перчатку»

2.«Волшебные узоры»

3.» Цветные дорожки»

4. «Море в стакане»

5. «Повелитель мыльных пузырей»

Игровая

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому , нужна вода?»

«Разрезные картинки», «На что похоже облако?», «найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару»

Игровые упр. « «Буль-буль», «Дождик», «Караси и щука», «Цапля и лягушки», «Замри»,

Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»

Коммуникативная

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода» , «Зимние забавы», «водоемы»,

Беседы: « Для чего нужна вода?», «Куда спряталась вода» «Что такое облака?» «Водное зазеркалье»

Словесная игра «Подскажи словечко».

Двигательная

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «На болоте», «Веселые снежинки», «Море волнуется раз»,

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие капельки».

Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «На дворе у нас гроза».

Пальчиковая гимнастика» «Дождик капнул на ладошку»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой».

Продуктивная

Рисование: «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя»,

Аппликация: «Водоемы» «Какие бывают облака», «Капли воды».

Создание панно: «»Ходит капелька по кругу».

Чтение (восприятия художественной литературы)

Б.В. Заходера «Кот и кит», К.И. Чуковский «Федорино горе»,М.Д. Перина «Живая шляпа», Е. Благина «Снег», Л. Воронина «»Снег идет»,Д. Тихомиров «»Снежные узоры», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте воды»

Музыкальная

Использование музыки (диски).

Прослушивание

шума водопада

Третий этап проекта:

Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменить форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму воды, потому что она не предмет».

В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

Показатели результативности проекта:

вода не имеет запаха, вкус;

вода прозрачная;

вода является растворителем.

Литература

1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.

2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.

3. Т. Гризик Познаю мир – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.

4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М: ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.

5.Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.

6. Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.

7.В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –( Опыты детей).

8.Н. А. Рыжова Волшебная вода.

9. А.И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области