Урок математики в малокомплектной школе 1,3
Учитель: Куюкова Людмила Васильевна
Тема: Числа от 1-10. Закрепление | Тема : Площадь. Единицы площади |
Цель урока: .Закрепить знания изученных случаев состава чисел от 1 до 10. Решаемые проблемы (цель): повторить и систематизировать изученный материал. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): Личностные результаты (Л): определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных ситуациях общения сотрудничества делать выбор, как поступить (при поддержке других членов групп и учителя). Средства достижения этих результатов: организация на уроке парно-групповой работы. Предметные результаты (П): 1) необходимый уровень – формировать умение оперировать словами ; распознавать геометрические фигуры. 2) программный уровень – учащиеся должны уметь – в процессе оперирования числами осознанно следовать алгоритму; использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; использовать в процессе вычислений знания переместительного свойства сложения; выделять как основание классификации такие признаки, как цвет, форма, размер, назначение, материал. Выделять часть предметов из общего количества. Читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбиков. Регулятивные (Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану. Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные (П): ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информации.: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: оперировать такими математическими понятиями, как числа, числовые выражения, геометрические фигуры. Перерабатывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (рисунков,…) Средства формирования этих действий: учебный материал и задания этого учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета Коммуникативные (К): донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других. Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средства формирования этих действий: организация работы в парах и малых группах | Цель: познакомить с понятием «площадь»:учить сравнивать площади фигур; закреплять умение решать задачи изученных видов. Образовательные: а) совершенствовать навыки устного счета; б) учиться сравнивать величины ; в) создать условия для обучения решению задач в одно и два действия г) учиться сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений ) находить периметр прямоугольника(квадрата),площадь прямоугольника (квадрата). Развивающие: а) развивать логическое мышление, познавательные способности; б) способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства. 3. Воспитательные: а) воспитывать любовь к предмету; б) умение слушать друг друга; в) воспитывать чувство коллективизма в работе парами. |
Оборудование: - рабочая тетрадь по математике 1 класс 1часть | Оборудование: |
Ход урока: | |
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами приглашены в цирк. Мы с вами приглашены в цирк. – На представлении вы должны быть очень внимательны и вам обязательно понадобятся те знания, которые мы получили на прошлых уроках. | - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу. |
Запиши все числа которые делятся на семь от 7 до 70 ( 1 ученик работает у доски) | |
Устный счёт. (5 мин) Я люблю смешить людей, А особенно детей. Выйти на манеж я рад, Чтоб повеселить ребят. В цирке встретить меня можно, Догадались, кто я? - Сейчас отдам клоуну билеты. Ой! Кажется, я их потеряла. Что же делать? - Ребята, добрый клоун предлагает нас пропустить, если мы выполним его задание. - Сейчас отдам клоуну билеты. Ой! Кажется, я их потеряла. Что же делать? - Ребята, добрый клоун предлагает нас пропустить, если мы выполним его задание. Прямой счет и обратный. Сосчитайте от 1 до 10. Работа на карточках. - Покажите число ,которое: Самостоятельная работа. Назовите « соседей» числа. Запишите на карточках цифры. Еще одно задание, которое предлагает нам сделать клоун для того, чтобы мы могли пройти в цирк. Мы с вами должны вспомнить состав чисел. | 1 Самостоятельная работа Задание - Используя цифры 4, 0, 2, 7, составь и запиши все возможные двузначные числа. 40,42,44,47,20,22,24,27,70,72,74,77. - Сравните свои полученные результаты с верными ответами. - Запишите ряд двузначных цифр в порядке возрастания. 20,22,24,27,40,42,44,47,70,72,74,77. Задание Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке возрастания чисел. Ответ: Один ум хорошо, а два лучше. Задание Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке убывания чисел. Ответ:Семь раз отмерь, один раз отрежь - Как вы понимаете смысл этих пословиц? Задание В 12-литровой бочке было 7 литров воды, а в ведре — 8 литров. Водой из ведра дополнили бочку доверху. Самоопределение к деятельности. Нахождения значения выражения5∙9=45(А); 4∙6=24(О); 1∙7=7(Д); 9∙7+5=68(Ь); 4∙10=40(П); 3∙6=18(Л); 4∙8=32(Щ) -Давайте проверим -На слайде записан числовой ряд. Каждому числу поставьте в соответствующую букву, того выражения, результат которого равен этому числу -Итак, первый ответ у нас 40. Этому ответу присвоена буква «П». Запишите рядом с ответом букву -Второму ответу присвоена буква «Л». Запишите букву рядом с ответом -Дальше расставьте самостоятельно буквы, напротив каждого ответа и составьте слово -Поднимите руку те, кто догадался, какое слово зашифровано? -Верно, зашифровано слово площадь. - Ребята, предположите , какова тема урока? -Какова будет цель нашего урока? ( научиться сравнивать площадь фигур) просмотр фильма Нахождение способов сравнения площади -В этой теме все слова вам известны, кроме одного. Какого? -Ребята, что же такое «площадь»? -Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше - Как вы сравнивали? -Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата -Как ещё можно сравнить площади этих фигур? -Наложите и сравните площади квадратов -Сделаем вывод: белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата -Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше -Сделаем вывод: площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали -Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете? -Как мы сравнивали площади фигур? -Возьмите синий прямоугольник и белый квадрат -Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата «на глаз» или наложением? -Сделаем вывод: «на глаз» или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой -Как же сравнить площади этих фигур? -Можно ли сравнивать площади фигур, определив количество клеток, на которые разбиты эти фигуры? Посчитайте. -Сколько клеток поместилось в квадрате? -Сколько в прямоугольнике? - Какой можно сделать вывод? (прямоугольник больше на *** клетки) -Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток. -Откройте учебники на странице 56-ой -Прочтите, давайте сделаем вывод правильно ли мы рассуждали? -Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены. -Ковёр лежит на полу и полностью его закрывает. Площадь ковра и площадь пола равны. -Обратите внимание на четырёхугольник и треугольник -Площадь четырёхугольника больше, чем площадь треугольника. Это видно на глаз -Сравнить площади круга и квадрата на глаз трудно. В таком случае используют способ наложения фигур. Круг весь поместился внутри квадрата. Значит, площадь круга меньше, чем площадь квадрата, а площадь квадрата больше, чем площадь круга. -Часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя. В этом случае можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа. -Что же такое площадь? Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости -Какими способами можно сравнить площади фигур? (1) На глаз 2) Наложив друг на друга 3) Подсчёт клеток) |
Закрепление изученного материала 1. Сейчас мы будем работать в парах. -Кто напомнит, как надо работать в парах? Работа в парах работать должны оба. -Один говорит, другой слушает. -Своё несогласие высказываем вежливо. -Если не понял, переспроси Задание На лесной полянке играли зайчата. У каждого из них свой номер. Расположите этих зайчиков по росту, начиная с меньшего. В каком порядке оказались расположенными их номера? Ответ: 6, 5, 4, 3, 2, 1. Порядок убывания. - Молодцы, теперь мы смело можем проходить в зрительный зал! В зрительном зале у нас 12 ряд, чтобы до него добраться нам нужно решить 12 примеров. Сосчитайте и раскрасьте клоуна. Решение задач. Отгадайте, кто первым появится на арене: Бурый зверь малину любит, Его солнышко разбудит: По весне закончит он Долгий-долгий сладкий сон! (Медведь) - Медведи совсем забросили ученье со своими гастролями, и они просят вас решить задачки, которые им задали в школе. Поможем им? С неба звездочка упала, Решила старушка ватрушки испечь. Три зайчонка, пять ежат Пять пирожков лежало в миске. - Молодцы, медвежата вас очень благодарят. Физ минутка - А кто никогда в цирке не унывает? Нас всегда веселит в цирке? (клоун) Веселый клоун предлагает нам немного отдохнуть. Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены: «Здравствуйте, мои дорогие! И маленькие, и большие, И пухленькие, и худые!» Вправо, влево и вперед, Поклонился всем, как мог! Решение неравенств. - А сейчас встречайте следующего артиста, отгадав загадку С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака) - Дрессированные собачки тоже просят вас о помощи. Они совсем забыли, как называются выражения со знаками «больше», «меньше» или «равно»? (неравенство) - Молодцы , собачки вам очень благодарны. | Закрепление изученного материала Самостоятельная работа. Работа по теме урока. С.56. прочитайте. Выполнение задания №1 на стр.57 -Ребята, посмотрите на страницу 57-ую и найдите №1 -Прочтите задание. -Что в нем требуется выполнить? -Каким способом воспользуемся? -Докажите, что площадь желтого прямоугольника и розового многоугольника равны? (каждая фигура разбита на 4 одинаковых клетки, значит их площади равны) -Аналогично синий квадрат и зеленый многоугольник -Почему можно сказать, что площади всех фигур на рисунке равны? №2 с.57 самостоятельно в тетрадях ,а один ученик у доски решает Закрепление изученного материала. №4 с.57 решим задачу - Прочитайте задачу. Вслух задачу прочитает… - О чем говориться в задаче? (о доске) - Составим схематический чертёж - Какова длина доски? (8 м.) -Сколько метров доски отпилили? Покажем это на чертеже -Какой вопрос задачи? (Во сколько раз больше оставшаяся часть длиной 2 м., чем отпиленная?) -Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (нужно знать сколько осталось, после того как отпилили) -Каким действием это можно найти? (вычитанием) -Зная, что осталось 6 м. доски и что отпилили 2 м., как узнать во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная? -Запишите решение и ответ самостоятельно, один человек у доски Решение Ответ: в 3 раз больше Подведение итогов -Какая тема урока у нас была сегодня? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Были ли задания, которые вызывали у вас трудность в выполнении? -Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ли мы её? -Что мы делали для достижения цели |
Игра «Цифры рассыпались» « Проверь Себя» - Следующий артист хотел бы с вами провести веселую игру. Ноги цепкие, как руки, Ей, конечно, не до скуки: Все хватает без разбора, Ест бананы до упора, Дом родной ее – лиана, Что за зверь-то? (обезьяна) Игра называется «Цифры рассыпались». Нужно расставить цифры в нужном порядке Разбор тренировочных заданий. Итог урока. (1 мин) Всегда оставайся удачливым, смелым, | Учащиеся получают листочки, на которых нарисованы геометрические фигуры. - Самую большую фигуру закрасьте красным цветом. - Фигуру ,которые имеют одинаковую площадь, закрасьте желтым цветом. -Самую маленькую фигуру закрасьте зеленым цветом. Подведение итогов -Какая тема урока у нас была сегодня? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Были ли задания, которые вызывали у вас трудность в выполнении? -Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ли мы её? -Что мы делали для достижения цели Домашнее задание С.57 №5 |
Задание
Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке возрастания чисел.
Ответ: Один ум хорошо, а два лучше.
Задание
Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке убывания чисел.
Ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Задание
В 12-литровой бочке было 7 литров воды, а в ведре — 8 литров. Водой из ведра дополнили бочку доверху.
Решение запишите :
Один ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Задание
- Используя цифры 4, 0, 2, 7, составь и запиши все возможные двузначные числа.
40,42,44,47,20,22,24,27,70,72,74,77.
- Сравните свои полученные результаты с верными ответами.
- Запишите ряд двузначных цифр в порядке возрастания.
20,22,24,27,40,42,44,47,70,72,74,77.
5∙9=45(А); 4∙6=24(О); 1∙7=7(Д); 9∙7+5=68(Ь); 4∙10=40(П); 3∙6=18(Л); 4∙8=32(Щ)