Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Радуга»
ПРОЕКТ
«СКАЗОЧНЫЙ ФАРТУК КАК СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»
Автор: Рычкова Любовь Михайловна
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
г.Калтан.
2023г.
Краткое описание проекта:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь»
(китайская пословица)
Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, театрализованной, музыкальной «Сказочный фартук» - это дидактическое пособие, с помощью которого можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания; привлекать родителей к театрализованной деятельности на праздниках, занятиях, как сюрпризный момент, а также в индивидуальной работе с детьми.
Описание проекта
Актуальность.
Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа .
Традиционно важнейшим средством передачи социокультурных ценностей выступает фольклор: сказки, потешки, поговорки. Как считает А.Р.Бунятова, фольклор, народные праздники, игры и сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта взаимодействия друг с другом, бережного отношения к природе, гармоничного отношения к ней.
По мнению В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой, восприятие содержания сказки и ее нравственного и ценностного содержания выступает как важнейшее условие формирования гармоничной личности, как инструмент воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
«Сказки на фартуке» - это уникальное пособие, которое формирует активное, творческое поведение детей в разных видах деятельности. Привлекательный внешне, фартук манит к себе детей, притягивает их внимание, а главное помогает найти контакт с педагогом, привыкнуть к нему тактильно, эмоционально. Любопытство заставляет манипулировать с его деталями, двигаться от одного кармана к другому.
Применение яркого, привлекательного фартука помогает педагогу в организации любой совместной деятельности. Он превращает педагога в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, которая собирает вокруг себя детей и увлекает их интересной игрой.
Данное дидактическое пособие способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Можно организовать как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.
Постановка проблемы.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!
И в нашей работе возникают проблемы:
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазию, творчество.
Цель проекта: разработка и внедрение универсального пособия для работы с детьми любого возраста в соответствии с ФГОС ДО (Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.).
Участники проекта:педагоги, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Ожидаемый результат.
- первоначальное освоение дошкольниками и их родителями системы
социокультурных категорий и ценностей;
-воспитать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе
нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных
контактов);
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Развивающая среда обогатится: различным дидактическим материалом в зависимости от образовательного запроса детей и реализации ООП ДОУ. Деятельность в рамках проекта.
Стратегия и методы достижения поставленных задач.
Результат проекта – пособие «Сказочный фартук» будет реализоваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.
План работы по проекту
Основные этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный этап. Сроки – сентябрь – октябрь .
Ответственные: воспитатель,
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы по теме.
Организационное мероприятие с родителями.
Изготовление, приобретение дидактического материала для работы с детьми.
2 этап. Основной этап. Сроки – октябрь-май .
Ответственные: воспитатель.
Проведение игровых сеансов с детьми раннего возраста.
Пополение многофункционального дидактического пособия «Сказочный фартук» героями сказок.
3 этап. Аналитический. Сроки – май .
Отвественные. – воспитатель.
Анализ эффективности проекта.
Обобщение собственного опыта.
Характеристика дидактического пособия
Данное пособие представляет собой:
Игровое поле:Пособие представлено в виде фартука - игрового панно, на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из фетра.
Игровой материал:Фигурки с героями сказок, картинки деревьев.
Инструменты:ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.
3. Вырезаем персонажей сказки, ламинируем или утюжим через термотрансферную бумагу. Приклеиваем липучку.
Варианты игр и упражнений
1.«Расскажи сказку «Снегурушка и Лиса»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.
2.Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови ласково героев сказки»
Дед — дедушка.
Бабка — бабушка.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Лиса - лисичка.
2. «Расскажи сказку «Снегурушка и лиса»
Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
3. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Предполагаемый результат.
Педагоги: овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия; Дети:
- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.
- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного); - развитие мимики, жестов, движения.
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Механизм реализации проекта
Проект состоит из трех этапов. Продолжительность выполнения проекта – 1 год.
На первом этапе мы поставили цель и изучили необходимую литературу по программе социо-культурного развития детей дошкольного возраста и условий, способствующих этому развитию.
Изготовили многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный фартук».
Фартук долженпритягиватьвнимание ребенка своим яркимцветом,множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему.
На втором этапе, мы приступили к реализации плана игровых сеансов с детьми дошкольного возраста.
Педагог одевает фартук, звенит колокольчиком, и прячет его в кармашке. Просит найти его. При изучении ребенком игрового кармана, воспитатель достает сказочных героев, и рассказывает сказку. Карманы можно наполнить различными предметами по необходимости (зеркало, колокольчик, фигурки животных, бумага и т.д.) Все детали можно снять, поменять, добавить. Во время прослушивания сказки, на полотно при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом, сказка оживает.
Организовать можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности.
Самое главное происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.
Игровые сеансы - инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей.
На третьем этапе, мы проведем анализ проведенной работы.