Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование УУД младших школьников с помощью проектной технологии

Раскрыть особенности работы при формировании УУД младших школьников, используя проектную технологию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как с помощью проектной технологии формировать универсальные учебные действия младших школьников.

При работе по новому образовательному стандарту на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов, позволяющий вовлечь практически всех учащихся в активный процесс познания. Проектная деятельность позволяет повысить эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

С 2014 года работаю по УМК «Перспективная школа», где проектная деятельность является обязательной и отражается на страницах учебников, тетрадей и хрестоматий, а также во внеурочной деятельности клубов по гуманитарным дисциплинам « Ключ и Заря» и естественнонаучным дисциплинам «Мы и окружающий мир». УМК «ПНШ» направлен на то, чтобы ребенок мог создать собственный проект.

Погружение в учебный проект реализую на 4 основных этапах:

1 этап - Погружение в проект.

2 этап - Организация деятельности.

3 этап - Осуществление деятельности.

На 1 этапе формируется умение определять цель деятельности. Выявляется исследовательский интерес и предпочтения ребенка, осуществляется деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности.

На 2 этапе формируется умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия; умение ставить вопросы - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

На 3 этапе формируется умение определять успешность своего задания, цели и задачи исследования. Ведется поиск информации по теме исследования.

На последнем 4 этапе идет защита (презентация) проекта. Участники учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Начинаю знакомить школьников с проектной деятельностью с 1 класса, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, к сотрудничеству, к анализу и рефлексии. Для этого провожу наблюдения, беседы, анкетирование учащихся с целью выявления уровня: информационной грамотности, навыков самостоятельной работы (учебно-познавательные), навыки работы в группах, коллективе (коммуникативные); интереса детей к этому виду работы и деятельности, мотивации к проектной деятельности.

Считаю, что наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология, а во внеурочной деятельности - работа клубов «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир». Важным считаю работу над проектами, которые предлагают сюжетные герои комплекта Маша и Миша. Через систему заданий в учебниках организую работу над этими проектами с обязательным обменом письмами. В процессе переписки формируются в первую очередь коммуникативные универсальные действия, и повышается интерес к предметам.

Начну с работы над проектами на уроках окружающего мира. Самый первый проект «Моя семья» при общении с другими членами семьи, помог первоклассникам научиться задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых был сделан альбом. Проекты получились разнообразные, т.к. одни дети делали самостоятельно, а другим помогали родители. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья». Каждый ребёнок, представив себя в роли экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Затем были проекты «Моя красная книга», «Для чего человеку органы чувств?», «Все профессии важны, все профессии нужны», « Жемчужина Алтайского района» и многие другие, которые стали победителями и призёрами как районных, так и краевых и всероссийских конкурсов.

Работая над проектами на уроках окружающего мира, у учащихся формируются универсальные учебные действия. Дети не только знакомятся с разнообразием окружающего мира, но и получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Уроки технологии и изобразительного искусства строю, используя метод проектов. Количество проектов, их направленность, время выполнения нацелено на воспитание творчески активных людей, способных принимать самостоятельно обоснованные решения. Поэтапные шаги внедрения технологии проектного обучения на уроке технологии несколько иные, чем на уроке окружающего мира.

1.Формирование идеи (проблемы) проекта;

2.Разработка альтернативных вариантов проекта;

3.Разработка плана реализации идеи;

4.Определение критериев оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность и др.)

5.Проектирование изделия;

6.Соблюдение требованиям ГОСТ, дизайна, технологической культуры, охраны труда и техники безопасности.

7.Оценивание результатов деятельности.

Например, при работе с бумагой над проектом «Чудо-снежинки» предлагаю превратить снежинку в звезду. Важно, что дети после урока дома с родителями самостоятельно изготовили объемные снежинки-звезды и представили одноклассникам, а после все захотели научиться изготавливать такие снежинки.

Выполнение проекта «Чудо-змей» привело к тому, что практически весь класс принял участие в районном конкурсе воздушных змеев, причем принимали участие не только дети, но и взрослые. Семьи представили на суд жюри изготовленные своими руками модели воздушных змеев.

Освоение проектной деятельности в рамках курсов «Технологии» и «Изобразительное искусство» обеспечивает условия для формирования универсальных учебных действий, которые включают:

Во внеурочной деятельности организую проектную деятельность младших школьников в рамках внеурочных занятий клубов « Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир». В первом классе начинаем с игр и тренингов на развитие наблюдательности, восприятия, внимания; упражнений на выбор темы, составление плана действий, а к к конце третьего класса приходим к непосредственному проведению мини- исследований; организации индивидуальных, групповых проектов.

Были реализованы проекты «Раз листочек, два листочек», «Выращивание лимона в домашних условиях», «Загрязнение снежного покрова села Поспелиха», « История моей улицы», «Масленица», «Чем привлекательны макароны Гранмулино» и другие. В процессе внеурочной проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень, повысился уровень качества знаний, созданы условия для разностороннего развития личности, начато формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению, повысилась мотивация к обучению. 

Результаты диагностики универсальных учебных действий, проведенной в моем классе, позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Итак, как показывает практика, организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

В сфере личностных УУД:

В сфере регулятивных УУД:

В сфере познавательных УУД:

В сфере коммуникативных УУД:

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективно организуя проектную деятельность младших школьников, можно с успехом формировать универсальные учебные действия. Ведь недаром в китайской пословице говорится: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области