Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитательная практика «Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России»

Цель повышение читательской грамотности у родителей и интереса к сказкам у воспитанников, через самостоятельное изучение сказок народов России, для приобщения их к ценностям культурного наследия – истории России.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России»

Автор воспитательной практики:

воспитатель

МАДОУ д/с № 160 города Тюмени

Богданова Людмила Николаевна,

.

2023 г.

Полное название воспитательной практики

«Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России»

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов практики

Богданова Людмила Николаевна, воспитатель МАДОУ д/с № 160 города Тюмени

Аннотация воспитательной практики

Воспитательная практика: «Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России» как система и организация по воспитанию в образовательном пространстве ДОУ дает возможность развития наблюдения и анализа культурного наследия наших предков, опыта поколений, культуру и мудрость народов России, глубокий смысл всего того, что составляет основу истории нашей Родины, а также развивающий потенциал для развития личности воспитанников, повышает читательскую грамотность родителей.

Ключевые слова воспитательной практики

духовно-нравственное воспитание и развитие, читательская грамотность, эпос, фольклор, сказки народов России

Актуальность внедрения воспитательной практики

Исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки.

Исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями, тем самым идет утрата духовных народных ценностей – связи между поколениями.

Социологический опрос родителей показал, что по мнению многих родителей, детям нужно читать энциклопедии, а не произведения фольклорного жанра.

В настоящее время наибольшей популярностью у современных детей пользуются мультипликационные герои, которые обладают навыками, в основном, связанными с боевыми умениями. Герои, которые решают проблемы исключительно с помощью суперспособностей и не обладают такими человеческими качествами как: доброта, сострадание, человечность. Умение мультипликационных героев выходить из сложных ситуаций с помощью неординарных силовых методов дают подрастающему поколению неверные ориентиры.

Воспитательная практика: «Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России» позволяет не только систематизировать научно-методическую базу ДОУ, посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России (путем использования детских рисунков на пленке), но и вернуться к культурным истокам, сказаниям и сказкам, передаваемым из поколения в поколение, с целью духовно-нравственного воспитания детей по их выбору иных героев не из современных мультфильмов, а из сказок народов России.

Таким образом, воспитательная практика: «Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России» является оптимальным, инновационным и перспективным методом по приобщению детей к ценностям культурного наследия – истории России, в системе и организации по воспитанию дошкольников в образовательном пространстве в ДОУ.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: повышение читательской грамотности у родителей и интереса к сказкам у воспитанников, через самостоятельное изучение сказок народов России, для приобщения их к ценностям культурного наследия – истории России.

Задачи:

1. Сформировать у родителей и детей общие представления о сказках народов России путем дальнейшего самостоятельного их изучения в библиотеке города.

2. Способствовать привлечению родителей и детей к поисково-исследовательской, просветительной деятельности по предметам, элементам, символам из сказок народов России, среди представленных экспонатов в музейном комплексе города, для приобщения к ценностям культурного наследия – истории России, систематизации научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России.

3. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей, содействовать формированию: связной речи детей, их познавательных и творческих способностей, образного мышления, коммуникативных навыков.

Целевая аудитория воспитательной практики

воспитанники ДОУ, родители

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Используемые технологии: здоровьесберегающая; проектного обучения; гуманно-личностная; педагогики сотрудничества; воспитание на основе системного подхода; коллективного творческого воспитания, информационно-коммуникативная.

Методы: формирования сознания личности; организации деятельности и формирование опыта общественного поведения; стимулирования поведения деятельности.

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Информационные:

- информационные сайты учреждений культуры города и ДОУ:

Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева

http://www.tonb.ru/index.php

Музейный комплекс им. И.Я. Словцова г. Тюмень

http://museum-72.ru/museums/muzeynyy-kompleks-imeni-i-ya-slovtsova/muzeynyy-kompleks-im-i-ya-slovtsova/

МАДОУ д/с № 160 города Тюмени:

http://depedu.tyumen-city.ru

Кадровые: воспитатели, старшие воспитатели, заведующий МАДОУ

Технические: моноблок, экран, выход в Интернет, электронные, коллекция медиаресурсов, электронные ресурсы

Материальные: художественные материалы и инструменты для создания инновационных карточных мультипроектов

Период реализации воспитательной практики

Период: долгосрочный (учебный год)

В приложении № 2 представлен план-график

реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Повышение читательской грамотности у родителей и интерес к сказкам у воспитанников через самостоятельное изучение сказок народов России, формирование приобщения к ценностям культурного наследия – истории России.

Систематизация научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России.

Описание воспитательной практики

Воспитательная практика «Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России» - это один из оптимальных, инновационных и перспективных методов по приобщению к ценностям культурного наследия – истории России.

Образовательная деятельность дошкольников реализуется в трех формах:

- ознакомительно-образовательной (знакомство со сказками народов России – фольклорным жанром);

- образовательно-исследовательской (освоение и изучение объектов народного творчества, традиционных промыслов народных мастеров, культурных традиций и быта народов России);

- художественно-творческой (художественно-творческая преобразовательная деятельность дошкольников по созданию инновационных карточных мультипроектов по сказкам народов России).

Использование воспитательной практики по изучению сказок народов России в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную познавательную активность детей, активизирует их речевую активность, способствует формированию их образного мышления и творческой активности, умению детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующих предметах и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а также позволяет сделать образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей, повышению читательской грамотности среди родителей воспитанников, приобщению к ценностям культурного наследия – истории России.

Спецификой использования воспитательной практики по изучению сказок народов России в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему - уловить основную суть сказки, вызвать к ней интерес и «вовлекать» детей в совместную познавательно-исследовательскую творческую деятельность, основываясь на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Данное направление способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников и их родителей, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность воспитательной практики по изучению сказок народов России в системе дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что она дает возможность развития наблюдения и анализа культурного наследия наших предков, опыта поколений, культуру и мудрость народов России, глубокий смысл всего того, что составляет основу истории нашей Родины, а также развивающий потенциал для развития воспитанников: проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, формирование образного мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой, исследовательской, инновационной и творческой деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешности личности.

Через приобщение детей к культуре родного народа, пробуждается интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира.

В результате воспитательной практики систематизируется научно-методическая база ДОУ путем создания инновационных карточных мультипроектов детьми по изучению эпического жанра фольклора - сказок народов России, по приобщению родителей, воспитанников и воспитателей к ценностям культурного наследия – истории России, для воспитания интереса к дальнейшему самостоятельному изучению сказок народов России.

Приложение № 1

к Паспорту воспитательной практики

Краткий анализ воспитательной практики

«Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Повышение читательской грамотности у родителей и интерес к сказкам у воспитанников через самостоятельное изучение сказок народов России, формирование приобщения к ценностям культурного наследия – истории России

2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, содействие формированию: связной речи у воспитанников, их познавательных и творческих способностей, образного мышления и коммуникативных навыков, духовно-нравственного воспитания.

1. Повышение активности родителей по взаимодействию с ДОУ и интереса родителей к содержанию образовательного процесса.

2. Привлечение родителей и детей к посещению учреждений культуры.

3. Внедрение информационных технологий в педагогический процесс (систематизация научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России).

2. Трансляция опыта успешного внедрения воспитательной практики ДОУ на различных уровнях участия в конкурсах, конференциях и т.п.

Слабые стороны

Риски

Отсутствие возможности в полном объеме выполнять образовательно-воспитательный процесс из-за низкой активности родителей по взаимодействию с ДОУ (в связи с их загруженностью по графику работы на момент организации экскурсий в учреждения культуры).

Отсутствие интереса к содержанию образовательного процесса со стороны родителей по причине высокой загруженности социально-бытовыми проблемами, либо по иным причинам.

Приложение № 2

к Паспорту воспитательной практики

План-график реализации воспитательной практики

«Знакомство с историей и культурой России

через изучение сказок народов России»

(Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длитель- ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

Период 1

Период

2

Период 3

Период 4

Период

5

Период

6

Период 7

1

Организационно-подготовительный этап

с целью приобщения детей дошкольного возраста к историческому и культурному наследию России через сказки народов России была запланирована по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое направление

- наглядно-информационное

направление

- познавательное направление

- досуговое направление.

первые три направления (в течение двух месяцев), досуговое направление (в течение учебного года)

2

Практическая часть

с целью приобщения детей дошкольного возраста к историческому и культурному наследию России через сказки народов России была запланирована по трем этапам:

1 этап: Посещение Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева,

2 этап: Посещение Музейного комплекса им. И.Я. Словцова,

3 этап: Внедрение информационных технологий в педагогический процесс (систематизация научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России).

в соответствии с тематическим планированием ДОУ и желанием родителей и детей в течение учебного года

3

Подведение итогов с целью

систематизирования научно-методической базы ДОУ по изучению эпического жанра фольклора - сказок народов России, по приобщению родителей, воспитанников и воспитателей к ценностям культурного наследия – истории России, для воспитания интереса к дальнейшему самостоятельному изучению сказок народов России

в течение одного месяца

Приложение № 3

к Паспорту воспитательной практики

Результаты исследования воспитательной практики

«Знакомство с историей и культурой России через изучение сказок народов России»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

А.Н. Толстой

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач современного образования [1].

Несмотря на то, что духовно-нравственному воспитанию детей уделяется такое пристальное внимание, уровень его снизился: все меньше уделяется внимания воспитанию родителями в ребенке духовных начал, привитию детям нравственных ценностей. В большей степени это связано с утратой ценностных ориентиров в обществе, пагубным влиянием СМИ и зависимостью от социальных сетей родителей, их низкой читательской грамотностью. В связи со сложившимся положением, современная система образования направила свои силы на поиск и выявление существенных средств духовно-нравственного воспитания. Несмотря на то, что на эту тему написано множество научных статей, все же она является актуальной и в настоящее время.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначено следующее определение духовно-нравственного воспитания: «…педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию». В свою очередь под «базовыми национальными ценностями» понимаются основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [2].

Под духовно-нравственным воспитанием мы подразумеваем деятельность, направленную на формирование духовной стороны личности человека и привитие ему нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается отечественной педагогикой и психологией как процесс целенаправленного формирования личности ребенка [3].

Для выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств у дошкольников МАДОУ д/с № 160 города Тюмени был проведен социологический опрос среди воспитателей и родителей. Данные опроса позволили выявить актуальность и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В опросе приняло участие 133 человека. Большинство опрошенных (94 %) оценили данную проблему как актуальную (125 человек).

Среди воспитанников среднего дошкольного возраста была проведена беседа-опрос, позволившая выявить перечень авторитетных личностей, на основе подражания которым происходит развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Опрос с приблизительными показателями установил, что такими идеалами являются: родители и ближайшие родственники (24 %), воспитатели (19 %), мультипликационные герои (57 %). Мы получили «пугающие» показатели и сделали соответствующие выводы, что современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за электронными источниками информации, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

К сожалению, в настоящее время наибольшей популярностью у современных детей пользуются мультипликационные герои, которые обладают навыками, в основном, связанными с боевыми умениями. Герои, которые решают проблемы исключительно с помощью суперспособностей, и не обладают такими человеческими качествами как: доброта, сострадание, человечность. Умение мультипликационных героев выходить из сложных ситуаций с помощью неординарных силовых методов, дают подрастающему поколению неверные ориентиры.

Социологический опрос в очередной раз подтверждает предположение о том, что данная проблема требует к себе пристального внимания.

Очевидно, что детский сад должен находиться в постоянном поиске инноваций методов и приемов, в соответствии со временем, для организации деятельности с родителями и детьми для повышения семейной читательской грамотности. Дошкольное учреждение должно продолжать являться для детей и их родителей той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит развитие их духовно-нравственных качеств, находящих свое отражение в нравственном поведении.

Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении [4].

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важную роль, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

Более того, у современных родителей прослеживается нежелание интересоваться своими историческими «корнями», традициями своего народа, историей России. Родители восполняют свой пробел знаний по истории России информацией от так называемых «блогеров» из социальных сетей, порою искажающих исторические аспекты нашей Родины, и далее передают эти недостоверные факты своим детям [5].

К сожалению, в настоящее время общество перестает быть «литературноцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Социологический опрос родителей показал, что по мнению многих родителей, детям нужно читать энциклопедии, а не произведения фольклорного жанра.

Родители не задумываются о том, что сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, культуру и мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка - это бесконечная история, которая будет длиться столько, сколько человек будет верить в чудеса и победу Добра над Злом.

Если рассматривать сказки России, мало кто догадывается, что в народных сказках заложены алгоритмы жизни и история древней Руси. Самобытность и символизм русских сказок отличаются от сказок других народов, и это естественно, потому что все народные сказки происходят из своих истоков, различных у каждых народностей.

Современный дошкольник-читатель развивается вне культурного контекста, так как во многих семьях сегодня не читают, не ведут разговоров о прочитанном, не бывают в библиотеках. Если ребенок не посещает детский сад, он может активно не пользоваться книгой, до тех пор, пока не возьмет в руки учебник, пока общение с книгой не станет обязательным.

Издавна сказки существовали вовсе не для развлечений. В них зашифрованы взрослые, философские смыслы. Поэтому сказки интересны не только детям, но и взрослым. Передавались они из уст в уста от старшего поколения младшему с целью развития детей, повышения воспитательного потенциала семьи. Дети открывают в сказках духовно-нравственный смысл необходимый на данном этапе их развития. Именно благодаря народным сказкам дети познают быт и устой жизни наших предков, знакомятся с культурой и историей народов населяющих Россию.

Поэтому цель нашей воспитательной практики: повышение читательской грамотности у родителей и интереса к сказкам у воспитанников, через самостоятельное изучение сказок народов России, для приобщения их к ценностям культурного наследия – истории России.

Задачи:

1. Сформировать у родителей и детей общие представления о сказках народов России путем дальнейшего самостоятельного их изучения в библиотеке города.

2. Способствовать привлечению родителей и детей к поисково-исследовательской, просветительной деятельности по предметам, элементам, символам из сказок народов России, среди представленных экспонатов в музейном комплексе города, для приобщения к ценностям культурного наследия – истории России, систематизации научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России.

3. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей, содействовать формированию: связной речи детей, их познавательных и творческих способностей, образного мышления, коммуникативных навыков.

Деятельность по достижению цели воспитательной практики:

Работа по взаимодействию с семьей на организационно-подготовительном этапе с целью приобщения детей дошкольного возраста к историческому и культурному наследию России через сказки народов России была запланирована по четырем направлениям:

1.1.  информационно-аналитическое направление

1.2.  наглядно-информационное направление

1.3.  познавательное направление

1.4. досуговое направление.

Информационно-аналитическое направление – было направлено на выявление интересов, запросов  родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального  контакта между педагогами, родителями и детьми. Проведение личных бесед с детьми и родителями и анкетирование, что позволило определить уровни готовности родителей к взаимодействию с детским садом по данному направлению работы.

Работа по наглядно-информационному направлению проводилась с целью донесения педагогической информации до родителей. Были использованы традиционные формы работы через родительские уголки - стендовая информация: «Для вас, родители»; папки передвижки: «О русских традициях и обычаях», «Сказки народов России», «Историческое и культурное наследие России – народные сказки», «Сказочные тропинки Тюмени».

Семьям воспитанников был предложен «Маршрут выходного дня», где мы предлагали примерные темы маршрута: «Исторические достопримечательности родного города», «По дорожкам сказок». Результатом такого похода стало создание родителями альбома: «Тюмень – сказочный город Земли». Благодаря которому дети не только получили знания об истории родного города, но и активно участвовали в добывании знаний о «сказочных местах» нашего города.

Просмотр фото - и видеоматериалов, иллюстрирующих познавательную образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, с образным восприятием мест Тюмени как мест пребывания сказок России, оказало положительный опыт взаимодействия педагогов и родителей. Данное направление предоставило возможность показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города, как составной части культурного и исторического наследия России.

 Досуговое направление – призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности досугового направления, его игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра в данном направлении. Именно театрализованная деятельность по исполнению сказок народов России позволила рассмотреть педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи у детей, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становились участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что предоставило им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театральные постановки сказок успешно формировали у детей устойчивый интерес к родной культуре и историческим традициям, у детей формировалось уважительное отношение друг к другу. 

Таким образом, на организационно-подготовительном этапе игровая деятельность с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к историческому и культурному наследию России через сказки народов России затронула все образовательные области ФГОС ДО, повысила читательскую грамотность у родителей.

2. Практическая часть.

2.1. Содержание деятельности

1 этап: Посещение Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева

Посещение библиотеки города было заранее согласовано с ведущими специалистами библиотеки. Для родителей и воспитанников была проведена ознакомительная экскурсия. На ознакомительной экскурсии дети познакомились с правилами поведения на абонементе и в читальном зале. Была проведена интересная викторина по сказкам. Для самостоятельного чтения детям сказок родителям были предложены сказки народов России. Дети с огромным удовольствием познакомились с миром сказок народов исторически населяющих Россию.

2 этап: Посещение Музейного комплекса им. И.Я. Словцова

Родители и воспитанники были привлечены к самостоятельной поисково-исследовательской, просветительной деятельности по предметам, элементам, символам из сказок народов России, среди представленных экспонатов в музейном комплексе города, для приобщения к ценностям культурного наследия – истории России, по народным сказкам, которые были прочитаны детям в Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева

2.2. Результат: повысилась читательская грамотность у родителей и интерес к сказкам у воспитанников через самостоятельное изучение сказок народов России, формировалось приобщение к ценностям культурного наследия – истории России, а именно:

у воспитанников:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к родному краю, стране, природе,

- в процессе образовательной деятельности дети стали более внимательными, они с интересом слушают сказки народов России, а также рассказы о Родине, задают вопросы по содержанию художественного произведения,

- дети проявляют интерес к истории и традициям родного края,

- с удовольствием рассказывают о семье, семейных традициях,

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье, другим детям,

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда,

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

у родителей:

- у родителей повысилась читательская грамотность, родители стали уделять огромное значение «живому чтению» сказок, изучению совместно с детьми культуры и истории России,

-  у родителей проявляется активный интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

- увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира,

- взрослые стремятся к индивидуальным контактам с воспитателем, к поддержанию новых творческих идей в ДОУ,

- уровень готовности к взаимодействию родителей с ДОУ значительно повысился;

у воспитателей:

- состоялась практика по совершенствованию форм воспитательной работы по формированию ценностного восприятия участниками образовательных отношений истории и культуры России и региона;

- появилась потребность в распространении опыта продуктивного взаимодействия в системе образования города Тюмени (опыт продуктивного взаимодействия был представлен молодым педагогом и наставником);

- появилась уверенность и чувство престижа педагогической профессии;

- появилось дополнительное ощущение благоприятной психологической атмосферы в группе.

3 этап: Систематизация научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России.

Создание условий для развития детей дошкольного возраста: от познавательной активности через самореализацию их творческой индивидуальности к развитию индивидуальных способностей является важным направлением для воспитания в образовательном пространстве ДОУ.

Свободная художественная деятельность детей в коллективе позволяет педагогам решать задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с учетом концептуальных положений и принципов ФГОС ДО: индивидуализация, интеграция, вариативность.

В век современных информационных технологий общество требует от воспитателя совершенно иного подхода к организации воспитательной деятельности к воспитанникам. Все больше мы замечаем, что интернет, СМИ, телевидение являются неотъемлемой частью жизни детей, поэтому педагогу необходимо находиться в постоянном инновационном поиске при организации образовательного пространства в ДОУ.

Поиск инноваций при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ нашло свое отображение в систематизации научно-методической базы ДОУ посредством создания инновационных карточных мультипроектов детьми по сказкам народов России.

Полученные знания детьми от прочтения родителями сказок в Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева, а также посещение Музейного комплекса им. И.Я. Словцова с целью самостоятельной поисково-исследовательской, просветительной деятельности по предметам, элементам, символам из сказок народов России, среди представленных экспонатов в музейном комплексе города, для приобщения к ценностям культурного наследия – истории России, подтолкнуло детей к свободной творческой деятельности для творческого самовыражения образного мышления.

Дети с огромным интересом создают иллюстрации к сказкам на карточках (пленках) для дальнейшего совместного просмотра при создании мультипроекта по сказкам. Воспитанники получают всестороннее развитие, так как через раскрытие их творческого потенциала идет активное развитие всех мыслительных процессов, в том числе формирование связной речи. Дети с огромным удовольствием иллюстрируют и пересказывают сказки народов России, развиваются в духовно-нравственном направлении. Примером для подражания у детей становятся герои не из современных мультфильмов, а из сказок, обладающие высокими духовно-нравственными качествами личности.

Перспективность воспитательной практики по изучению сказок народов России в системе дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что она дает возможность развития наблюдения и анализа культурного наследия наших предков, опыта поколений, культуру и мудрость народов России, глубокий смысл всего того, что составляет основу истории нашей Родины, повышает читательскую грамотность родителей, а также развивающий потенциал для развития воспитанников: проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, формирование образного мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой, исследовательской и творческой деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешности личности.

Подбор наиболее популярных сказок народов России с целью организации образовательного пространства ДОУ на основе изучения теоретических основ и методических подходов для формирования у дошкольников нравственных представлений

В нашем дошкольном образовательном учреждении (МАДОУ д/с № 160 города Тюмени) были сформулированы педагогические условия, способствующие формированию у дошкольников нравственных представлений посредством знакомства детей со сказками народов России:

- осуществление совместно с родителями и детьми в библиотеке города подбора наиболее популярных сказок народов России на основе изучения теоретических основ и методических подходов по формированию у дошкольников нравственных представлений,

- организация нравственных бесед с детьми о добре и зле по содержанию народных сказок,

- включение детей в проецирование поступков сказочных героев в ходе драматизации;

- привлечение родителей и детей к поисково-исследовательской, просветительной деятельности по предметам, элементам, символам из сказок народов России, среди представленных экспонатов в музейном комплексе города, для приобщения детей к ценностям культурного наследия – истории России;

- свободная коллективная творческая деятельность детей по оформлению сюжетов из сказок народов России в дошкольном образовательном учреждении.

В процессе образовательной деятельности был сформирован подбор наиболее популярных сказок народов России с целью организации образовательного пространства в ДОУ на основе изучения теоретических основ и методических подходов для формирования у дошкольников нравственных представлений посредством знакомства с историей и культурой России через изучение сказок народов России:

Народ России

Название сказки

Особенности народного эпоса

Народы Сибири

Ханты

«Медвежья трава»;

«Нарты с золотом»;

«Запрет»

Земли Сибири хранят в себе много тайн и нераскрытых загадок, который по сей день привлекают людей.

На протяжении множества столетий землю заселяли малоизвестные государству народы, которые оставили свой след в истории. Каждая область Сибири имеет свою легенду.

В основном, все легенды Сибирского края, связаны с именами великих людей, которые внесли свой вклад в историю развития регионов.

Каждый регион, благодаря своим легендам, подчеркивает свою индивидуальность.

Сказка отражает мировоззрение ее носителей. Сама сохранность сказочной традиции в Сибири, особенно в таежной деревне, объясняется наличием здесь относительно архаичного жизненного уклада еще в недалеком прошлом. Отсутствие дорог, почти полная изоляция многих населенных пунктов от внешнего мира, охотничий быт – все это способствовало сохранению традиционного фольклора в Сибири.

В сибирскую сказку проникают детали местного быта. Ее герой, часто охотник, попадает не в сказочный лес, а в тайгу. Он приходит не к избушке на курьих ножках, а к охотничьему зимовью.

В сибирской сказке встречаются названия сибирских рек, деревень, той или иной местности.

В целом же сибирская сказка является частью общерусского сказочного богатства и принадлежит к восточно - славянской сказочной традиции.

Манси

«Гордый олень»;

«Мими-Хили-богатырь»;

«Отчего у зайца длинные уши»

Ненцы

«Как могучий орёл вернул ненцам солнце»;

«Как храбрый Вай море победил»;

«Почему совы не видят солнечного света?»

Якуты

«Кто-то и зайца боится»;

«Как ветер к великой горе ходил»;

«Как люди солнце мешками носили»

Тувинцы

«Ак-сагыш и Кара-сагыш (Чум зверей)»;

«Березовая девушка»;

«Золотая птичка»

Хакасы

«Как птицы царя выбирали»;

«Шестьдесят небылиц»;

«Лисица и колонки»

Алтайцы

«Как солнце и луна людей спасли»;

«Как богатырь Бабурган горой стал»;

«Сто умов»

Эвенки

«Агды-гром»;

«Богатырь Мани и Хоглен»;

«Как журавли стали небесными оленями»

Эвены

«Куропаточка-крикунья»;

«Медведь, росомаха и волк»;

«Самое дорогое»

Буряты

«Богатырь Байкал»;

«Аржа Боржи-хан и небесная дева Ухин»;

«Как перевелись в Сибири Львы»

Народы Урало - Поволжья

Мордва

«Сыре-Варда»;

«Лиса и медведь»;

«Седун»

Смысл сказок народов Урало-Поволжья - в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил.

В сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания и что практика проверяет достоверность наших знаний.

В целом произведения фольклора, отражающие в ярких, а порой фантастических образах живую действительность, помогают понять, воспроизвести правдивую картину окружающего мира и добиться его практического освоения.

Сказки народов Урало - Поволжья во многом схожи: герои, сюжеты, волшебные атрибуты. Но, самое главное, одинакова воспитательная направленность сказок. Они учат добру, верности, милосердию, уважению старших, справедливости.

Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос. Сказки воплощают память, традиции и обычаи, присущие этому народу. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего. Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение к окружающему миру, к себе самому и к своим соседям.

Марийцы

«Чудесная шашка»;

«Мальчик-богатырь»;

«Лиса и синичка»

Удмурты

«Легенда о сотворении мира»;

«Небеса»;

«Горы и долы»

Коми-Зыряне

«Перя-богатырь»;

«Старуха Йома и две девушки»;

«Мышь и сорока»

Коми-Пермяки

«Как заяц Епу-охотника проучил»;

«Кудым Ош»;

«О жизни Перы и Мизи на Лупье-реке»

Чуваши

«Девушка на Луне»;

«Дети Ветра»;

«Как река началась»

Татары

«Три совета отца»;

«Знание всего дороже»;

«Завещание»

Башкиры

«Алп-Батыр»;

«Сказка о курае»;

«Непобедимый Чемид-Чудзин»

Калмыки

«Сказка о родном крае»;

«Храбрый Мазан»;

«Лотос»

Народы Северного Кавказа

Кабардинцы

«Как Джабаги спас селение»;

«Как человек победил всех зверей»;

«Охотник и ханская дочь»

История народов Северного Кавказа, их жизнь и чаяния нашли отражение в богатом горском фольклоре.

Сказки народов Северного Кавказа имеют много общего со сказками других народов мира. Идеалы добра и гуманизма, любви и красоты, гостеприимства, уважения к старшим, мужества и отваги, дружбы и взаимопомощи, выраженные в фольклорных произведениях, актуальны и сегодня. Тем более что у горцев они всегда сопровождаются стремлением к победе добра над злом, осуждением подлости и лжи, трусости и измены.

Одним из древнейших героико-эпических произведений народов мира является кавказский нартский эпос. Общая характеристика нартов у осетин, адыгов, карачаевцев, балкарцев, ингушей и чеченцев примерно одинаковая. Нарты - это богатырское племя, люди необыкновенно сильные, ловкие и отважные.

Для Нартиады характерна циклическая форма ее внутренней организации. Так, в числе больших циклов известен цикл Сосрыко (Сослана) у осетин, кабардинцев и адыгейцев. Этот цикл включает мотив необыкновенного рождения героя из камня (примета его несокрушимости и мощи), его богатырского детства, эпических подвигов, смерти. У осетин к большим относятся также циклы о Сирдоне, Урызмаге и Батрадзе. Примеры малых циклов: о Тотрадзе - сыне Алым-бека, Албеке (у осетин, адыгов), Ацамазе (у осетин, адыгов), Садайе - сыне Чандзе и великанши-людоедки (у карачаевцев, балкарцев, осетин, адыгов), о Крымсултане (у осетин), Пши-Бадиноко, Арацхау, Пачикау (у адыгов, карачаевцев, балкарцев) и др.

У аварцев, лакцев, даргинцев нарты существуют только в сказках. Это богатыри-великаны, не имеющие имен. Они обладают огромной силой, могут вырывать с корнями деревья.

Черкесы

«Как отец сына разуму учил»;

«Чудо-яблочко»;

«Сын Шараджа»

Адыги

«За зло плати добром»;

«Золотой кувшин»;

«Трудовые деньги»

Чеченцы

«Три жемчужины»;

«Алхаст и Малх-Азни»;

«Мышки-подружки»

Ингуши

«Удалец Фушт-Бейг и красавица Джинагаз»;

«Тайна безносого Силаймы»;

«Падчах и муравей»

Аварцы

«Как лиса увидела луну»;

«Дочь морского царя»;

«Как волк решил покаяться»

Лезгины

«Фалфараш-Ахун»;

«Сестра семи братьев»

Даргинцы

«Волк и лиса»;

«Птица Куклухай»

Осетины

«Бедняк и Хан-богач»;

«Небесное зеркало»;

«Неразумный сын»

Таты

«Дружба всем приносит победу»;

«Глупый волк»;

«Кто сильнее»

Ногайцы

«День - месяцу родня»;

«Царь Сулейман и сова»;

«Старик Женали»

Кумыки

«Друзья пастуха»;

«Телёнок и коза»;

«Зайцы Музаира»

Карачаевцы

«Белый тур, или отчего вершина Эльбруса раздвоена»;

«Почему солнце останавливается перед закатом»;

«Цветочек Сатанай»

Балкарцы

«Золотая птица»;

«Счастье, ум и богатство»;

«Умар сын Умара»;

«Фатима»

Народы Дальнего Востока

Чукчи

«Пастух-лисица»;

«Лиса и горностай»;

«Мышка»

Когда-то давно жили далекие предки малых народностей Дальнего Востока, или как ещё их называют дальневосточные  аборигены: нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, нивхи и чукчи, эскимосы и айни, ительмены и коряки, юкагиры и якуты. В основном они занимались охотой, рыбной ловлей. Эти предки бережно относились к природе. Они не убивали много зверей, не ловили рыбы много. А делали это с таким расчетом, чтобы им хватило еды на определенный срок. И прежде, чем пойти на охоту или рыбную ловлю, мужчины совершали ритуал жертвоприношения, « кормили» хозяев воды и тайги разными кушаньями, чтобы они на них не разгневались, просили, чтобы добыча  была богатой.

Культура и быт аборигенов имели свои отличительные черты. Так у них богат  и разнообразен художественный мир. Предметы домашней утвари, камни и валуны с рисунками древних людей (птицы, звери, люди),  найденные археологами, говорят об их высокой культуре. Стоит вспомнить орнаменты на халатах нанайцев. Древние люди любили в орнаментах изображать птиц и зверей. И эта особенность переходила из поколения в поколение, и  сейчас возрождается.

До нас дошли легенды, мифы, сказки, которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми.  

В сказках о животных основные персонажи это: лиса, белка - летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек.

 В волшебных сказках  выделяются сказки о героях с чудесными превращениями – о черепе, корыте, ножечке, коршуне, вороне, под видом которых герой пускается в путь в поисках жены и в конце концов превращается в доблестного охотника. Героико-эпические сказки рассказывают о герое Анда Мэргэне- добром молодце и героине Пудин – девице – красавице.

Сказки и предания отражают как народный быт, так и его повседневную мудрость.

Коряки

«Как юноша Мун Хёсон корень жизни добыл»;

«Эмэмкут и богатырь»;

«Путешествия Куйкынняку»

Ительмены

«Почему у сороки длинный хвост»;

«Бескрылый гусенок»;

«Кутха»

Чуванцы

«Богатырь Ясак»;

«Белый олень»

Ороги

«Красные волки»;

«Лучший охотник на побережье»

Эскимосы

«Алихпагмитцы»;

«Канак и орлы»;

«Виютку-предводитель»

Амуты

«Лиса и волк»;

«Умный охотник»;

«Пугливый заяц»

Удэгейцы

«Белка и черепаха»;

«Гээнта»;

«Маленькая Эльга»

Республика Карелия

Карелы

«Девять золотых сыновей»;

«Лапоток»;

«Горшок киселя»;

«Как тугодумовцы лодку строили»;

«Медведь, волк и лиса»;

«Младшая сестрица»;

«Как один парень царя проучил»

Наиболее многочисленную группу в карельском сказочном репертуаре составляют волшебные сказки. Они отличаются характерным крестьянским колоритом, почти полным отсутствием реалий городского быта или господствующих классов. Герой карельской волшебной сказки, будь то крестьянский сын или царевич, выражает взгляды трудового крестьянства. Условные цари и царицы, царевичи и царевны сказок являются лишь данью сказочной идеализации, они заменили собой более ранних героев доклассовой формации. Поэтому сказочный царевич ведет себя в точности так же, как и деревенский парень, а царские хоромы ничем не отличаются от крестьянского дома. Карельские сказки отразили одну примечательную черту карельского характера — врожденное чувство равноправия. Крестьянские герой или героиня не проявляют ни подобострастия, ни самоунижения перед царями или господами. Наоборот, сказка подчеркивает, как свободно и независимо ведет себя простой человек в отношениях с представителями господствующих сословий.

Русские народные сказки

«Волк и семеро козлят»

«Три медведя»

«По щучьему велению»

«Маша и медведь»

«Теремок»

«Курочка Ряба»

«Гуси-Лебеди»

«Снегурочка»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Репка»

«Рукавичка»

«Вершки и корешки»

«Бычок – черный бочок, белые копытца»

«Царевна-Лягушка»

«Петушок – золотой гребешок»

«Курочка, мышка и тетерев»

«Кощей бессмертный»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Лиса, заяц и петух»

«Василиса Прекрасная»

«Царевна-змея»

«Арысь-поле»

«Зимовье зверей»

«Горе»

«Горшеня»

«Колобок»

«Кот и лиса»

«Никита Кожемяка»

«Петушок – золотой гребешок»

«Сивка – Бурка»

«Хитрая наука»

«Белая уточка»

«Глупый волк»

«Баба-яга и Лутонюшка»

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

«Золотой конь»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Мир русских народных сказок по своему количеству огромен!

Труд всей жизни известного русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа - Александра Николаевича Афанасьева, в сборнике по народным сказкам, включил в себя порядка 600 текстов.

В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служило для достижения более важных целей, по достижению которых оно теряло смысл. Богатые же персонажи сказок были, обычно, глупы и жадны.

Ещё одной отличительной особенностью является часто повторение некоторых словосочетаний: добрый молодец, добрый конь, красна девица, пир на весь мир и тому подобные.

Часто определяемое слово шло до определения: красавица писанная, солнышко красное, сыновья мои милые.

Применяются усечённые, краткие формы прилагательных и глаголов: не буйная, а буйна; не красное, а красно; не пойди, а подь; не хватать, а хвать. Именно эти приёмы придают особый стиль - напевность русским народным сказкам.

В русских народных сказках труд - это радость и никогда не является повинностью.

Как и у любых народных сказок, в них отражаются моральные ценности этого народа. В русских народных сказках показан моральный кодекс русского народа: доброта, сострадание, способность поделиться последним, самопожертвование, неприязнь жадности, эгоизма и трусости.

Как видим, сказки народов России предоставляют нам огромное пространство для исторических исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объёма информации о народах России, обычаях, верованиях, идеях и прошлом. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы.

Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет может быть сколько угодно фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные, соответствующие той земле, где живет сказка, соответствующие культуре народа – ее творца. Историкам и этнографам удается по фольклорным материалам – по сказкам, эпосу – восстановить картины далеких времен.

Кроме познавательной и воспитательной сторон есть у сказки и третья сторона – эстетическая. Народные сказки – это произведения высокой поэзии. Они создавались творческим воображением многих талантливых сказителей, шлифовались от поколения к поколению и обрели безукоризненную, совершенную форму, благодаря которой сказка пленяет нас в любом возрасте [6]. И именно от нас зависит будущее наших воспитанников, их духовное и нравственное содержание личности.

«Сказки объединяют нас с дедами и прадедами, с давно ушедшими поколениями, помогая по крупицам воссоздать историю народа. И это не менее важный стержень…» - утверждал Александр Николаевич Афанасьев.

Презентация к воспитательной практике

Используемые источники и литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области