Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация проектной деятельности учащихся

Представление опыта работы по направлению организации учебно-исследовательской проектной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методические рекомендации

Организация проектной деятельности учащихся автор Петрова М.В.


Актуальность вопроса обусловлена введением в федеральные государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность». Так, во ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать... программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности». Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся специфике этих видов деятельности, овладения ими навыками реализации исследовательских и проектных задач, освоения главных структурных элементов исследовательской и проектной деятельности, способности переносить их с одного предметного материала на другой.
Требования к организации проектной деятельности школьника прописываются образовательным учреждением в Положении об индивидуальном итоговом проекте обучающихся. Проектная деятельность в основной школе может быть реализована через внеурочную деятельность. Так, для учащихся 9 классов может быть введен курс внеурочной деятельности «Проектная мастерская».
Целью изучения данного курса в основной школе является:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.
Программа курса должна быть направлена на решение как специальных предметных, так и общих развивающих, воспитательных и метапредметных задач.
Структура курса может включать: Вводную часть, где перед учащимися будут обозначены
основные задачи и особенности учебного курса, перспектива совершенствования умений и навыков, основные требования к результатам работы и критерии успешной работы. В основной части курса необходимо рассмотреть основные этапы проектной деятельности, разобрать с учащимися следующие вопросы: Типы проектов, проектный продукт. Выбор направления и формулирование темы проектной работы. Специфика разных источников информации. Выбор методов исследования. Что такое актуальность и для кого поставленная проблема будет актуальна. Формулировка актуальности работы. Определение объекта и предмета исследования, их отличия. Постановка цели работы и определение задач. Задачи как этапы движения к цели. Планирование хода исследовательской и проектной работы и необходимость корректировки плана. Что является результатом исследовательской и проектной работы. Достоверность результатов, глубина раскрытия темы; статистическая обработка.
Требования к оформлению и защите проекта. Представление тезисов. Оформление и презентация продукта проекта. Процедура защиты проекта. Структура выступления. Анализ результатов проектной работы. Освоение данного курса поможет учащимся подготовить и защитить проект в соответствии с установленными требованиями. Защита проекта осуществляется, как правило, в присутствии специально организованной комиссии в соответствии с выработанными критериями, результат заносится в протокол защиты.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал именно метод проектов и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Индивидуальный проект помогает выработать и развить проектное мышление обучающихся в рамах школьной программы и в дальнейшем способствовать успешности во взрослой жизни.
При работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые возможно потребуются в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Для выполнения проектной работы необходимо:
•определить и сформулировать задачу;
•спланировать свою работу;
•обратиться за помощью к специалистам;
•искать необходимую информацию в различных источниках;
•применять коммуникативные способности;
•профессионально использовать ИКТ в процессе поиска информации, а также для подготовки необходимых материалов для презентации;
•к запланированному сроку закончить проектную работу.
•выступить с докладом;
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя ( по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Проектная деятельность-это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Включение обучающихся в проектную деятельность в целом и в работу над индивидуальным проектом в частности, является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.
1) Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)
2) Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)
3) Результаты выполнения индивидуального проекта показывают:
•сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
•способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
•сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
•способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
4) Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение о определенного учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Проекты обучающихся могут быть принципиально разными по форме.
Это могут быть:
1. Исследовательский проект–напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.
2. Практико-ориентированный проект–предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Например: социальные плакаты, посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии, и др.
3. Творческий проект–предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей.
4. Информационный и социально-ориентированный проекты–представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
• результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Проанализировав мнения ряда авторов по поводу преимуществ недостатков использования метода проектов, можно выделить следующий ряд преимуществ.
• Создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый обучающийся может проявить себя –если не в математике, то в рисовании, способствует повышению мотивации учащихся;
• Повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации;
• Задействованы четыре умения: письмо, говорение, слушание и чтение;
• Интеграция различных предметов в проекте;
• Автономность обучения, что означает, что учащиеся сами несут ответственность за свое обучение;
• Работа направлена на продукт;
• Задания приближены реальной жизни;
• Работа может проходить как индивидуально так и в группе, что способствует развитию межличностных отношений;
• Содержание и способы выполнения проектов учитель выбирает совместно с учащимися, таким образом, этот процесс сфокусирован на потребностях учащихся;
• Учащиеся могут получать помощь родителей, т.е. родители могут быть вовлечены в творческий процесс
• Появляется шанс сделать что-то по-новому.
Исследовательская и проектная работа обучающегося – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля учебной деятельности , это создание условий для проявления успешности каждого обучающегося.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области