МБДОУ «ДС №37»
План работы
по самообразованию в средней группе
по теме:
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности у дошкольника»
Воспитатели: Нигматуллаева Н. Б.
Махова Ю. К.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Актуальность:
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Принципы работы:
Ожидаемый результат:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
План работы на 2023-2024 учебный год
Срок: 1 год.
Условия реализации: В группе «Почемучки» - среднего возраста (4-5 лет).
I этап Подготовительный | ||||||||
Сроки | Форма работы | Практические выходы | Работа с родителя | |||||
Сентябрь | 1. Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию | 1.Анкетирование родителей на тему: ««Ваше отношение к детскому экспериментированию». | |||||
2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | 1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. | |||||||
3.Анкетирование родителей. | Проведение анкетирования родителей. | |||||||
Октябрь | 1. Консультации для родителей. | Проведение консультации для родителей. | 1.Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» | |||||
2. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. | |||||||
II этап Основной | ||||||||
Ноябрь | 1.Формирование картотеки | Наличие картотеки | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» | |||||
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . | |||||||
3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, - «Тонет, не тонет.” - “Чудесные спички” | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |||||||
Декабрь | 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя. | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) | 1. Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 2. «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | |||||
2.Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха»; | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | |||||||
3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»: - «Сколько весит воздух?» -« Можно ли поймать воздух?» -« Может ли воздух быть сильным? | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | |||||||
Январь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) | Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» | |||||
Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | |||||||
2. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»; | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |||||||
Февраль | 1.Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». | Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) | |||||
2.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - « Цветы лотоса», | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | |||||||
3. Обновление уголка детского экспериментирования. | Презентация уголка | |||||||
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г. 2.Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 3. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007 | 1.Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». 2. Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | |||||
2.Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | |||||||
3. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла», | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |||||||
4. Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм» (Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения) | ||||||||
Апрель | 1. - «Мы – фокусник» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» «В мире пластмассы»; «Могут ли животные жить в земле?» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | 1.Оформление папки «Мои открытия». 2.Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. | |||||
2. Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | 3.Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | ||||||
III этап Итоговый (Практический выход) | Оформление папки «Мои открытия». | |||||||
Май | 1. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Изготовление картотеки | 1.Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». | |||||
2. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». | Наличие отчета и презентации |
Список литературы