Технологическая карта урока
Ф. И. О.: Михайлова Ксения Владимировна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Тема урока: «Размножение и развитие животных».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Размножение и развитие животных»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Дидактические средства: листы зоологов, карточки, презентация. Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютер. |
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал, рабочая тетрадь, лист зоолога. Вокруг нас есть большое множество разнообразных животных. Они заселяют всю нашу планету и отличаются друг от друга. Посмотрите на слайд, кого вы видите? Правильно, животных со своими детенышами. А теперь послушайте стихотворение. Много мам на белом свете, и у каждой мамы дети. Вы заметили, деток у животных называют по-разному, потому что это животные разных групп. Я предлагаю сегодня поподробнее разобраться, почему же так. | Приветствуют учителей. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | -Прежде чем приступить к новой теме урока, давайте вспомним, то, что мы уже изучили. -О чем мы говорили на прошлом уроке? -Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. Проверим. Готовы ли наши исследователи к работе. Знают ли они особенности групп животных. Ваша задача, подписать признаки групп животных. Признаки: Перья, чешуя, голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. 1. Бабочка, комар, жук, пчела (насекомые)- 2. Окунь, пескарь, щука, карась (рыбы)- 3. Петух, синица, сорока, поползень (птицы)- 4. Лягушка, жаба, тритон, квакша (земноводные)- 5. Уж, ящерица, черепаха, змея (пресмыкающиеся)- 6. Медведь, лев, кошка, заяц (млекопитающие)- | Отвечают на вопросы. -о животных | К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других. П: проводить классификацию по заданным критериям. | ||
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) | -А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему. -Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте закроем ручками глаза. Представим мы попали в 2011 год. Вам по 1 годику. Какими хорошенькими и смешными вы были в маленьком возрасте. Кто смог представить? -Как называют маленьких детей? -А все животных могут быть детьми? -А как вы думаете кто заботится о своих детенышах? Как? Посмотрите на экран. Скажите как можно назвать малышей, тех кто на этих фотографиях? У человека – ребенок; у лисы – лисенок; у кошки – котенок; у утки – утенок?; у бабочки – ?; у кузнечика – ? - Ребята, а кем в детстве была бабочка? А кузнечик? Синица? Черепаха? Лягушка? Окуня? | -Ребенок. -Да. -Мамы, добывают пищу, кормят молоком, защищают от опасностей. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Размножение и развитие животных» | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(презентация) | Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить. Вы догадались какая тема сегодняшнего урока? Правильно, «Размножение и развитие животных» Так какова цель нашего урока? А что бы вы хотели узнать на этом уроке? Хорошо, это и будут задачи нашего урока. | «Размножение и развитие животных» Познакомиться с особенностями размножения и развития животных. Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детеныши некоторых животных. | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами; принимать и сохранять учебную задачу. К: владеть диалогической речью | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Размножение и развитие животных» | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Практический(упражнение) Наглядный(презентация) | - Для того, чтобы узнать размножение групп животных, давайте мы с вами сегодня побудем зоологами. И разделимся на 3 группы. Задание для 1 группы. Прочитайте на странице 100 в учебнике и расскажите о размножении насекомых и рыб. Задание для 2 группы. Прочитайте и размножении земноводных и пресмыкающихся. Задание для 3 группы. Прочитайте и размножении птиц и зверей. Пока вы готовитесь по своей группе животных вы должны одновременно заполнять задание в листе зоолога только по своей группе. На каждое задание вам даны термины и вам нужно будет разместить их по правильной последовательности развития животных. На подготовку вам дается 5 минут. Давайте с вами разомнемся и проведем физминутку. Весело в лесу Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.) | Отвечают по группам. | Учащиеся научатся рассказывать, объяснять об размножении и развитие животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, зверей и птиц. | К: владеть диалогической речью П: осуществлять анализ объектов. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Размножение и развитие животных» |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный(беседа) | Рассказ групп. Все готовы? Давайте приступим. И пока одна группа выступает, другие заполняют лист исследователя. Проверка на слайде. (После 3 группы) Ребята, а вы знаете кто такие утконосы? А к какой группе они относятся? Они относятся к млекопитающим животным. Знаете почему? Потому что, сначала они откладывают яйца из них вылупляются детеныши и самки вскармливают их молоком, что проступает через поры, расположенные на животе. Молоко, стекая по материнской шерсти, накапливается в специальных желобках, откуда его слизывают маленькие утконосы. | Отвечают. Заполняют лист исследователя -Да, это животные, которые имеют нос, странной формы и плоский, широкий хвост, который напоминает хвост бобра. -Нет. | Учащиеся научатся определять способы развития животных. Учащиеся получат возможность научиться различать размножение животных. | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять обобщение. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Размножение и развитие животных» |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический(упражнение) | А теперь давайте откроем рабочие тетради на странице 60. Задание под номером 2 (а), выполняем самостоятельно. Сбоку вам представлены группы животных, а сверху способы размножения, вам нужно в соответствующем столбце поставить плюс. Теперь, меняемся друг с другом и проверяем работы. У кого нет ни одной ошибки поднимаем руку. Молодцы. | Выполняют задание. Взаимопроверка и исправление работы. | Р: осуществлять контроль и коррекцию действия. | ||
8. Включение в систему знаний и повторений. | Словесный (беседа) | Мы сегодня познакомились с размножением и развитием животных. Скажите, какие способы размножения вы запомнили. Теперь вы знаете, что животные появляются на свет разными способами. Домашнее задание. Прочитать стр. 100-104 в учебнике и выполнить задание в рабочей тетради № 4. Вам нужно будет вырезать из приложения картинки и расположить их правильно в недостающих местах. | Ответ на вопрос. | К: владеть диалогической речью. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) | Вы сегодня хорошо работали на уроке. Вам было интересно? Скажите, можно ли домой приносить маленьких зверят, бить чьи-то яйца найденные в укромных местах, вылавливать икру в воде? Конечно же нет. Давайте рассмотрим памятку о том как нужно относится к животным. (памятка) Прочитайте пожалуйста по очереди. Мне хочется, чтобы вы оберегали животных, ведь многие животные погибают именно из-за человека. | Отвечают на вопросы. | К: владеть диалогической речью. | У учащихся может быть сформировано бережное отношение к животным и их детенышам. |