Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»

Функциональная грамотность на уроках

истории и обществознания

Иванова Наталья Галиевна

учитель истории и обществознания

2020г.

Введение

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача«формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования«… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

• Общеучебные умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

• Естественнонаучные понятия.

• Контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Формирование читательской грамотности (опыт работы)

• Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Эти ученики практически не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.

• Средний уровень – это когда ученик понимает текст, но еще не полностью освоил основы чтения и нуждается в помощи, чтобы понимать те сообщения текста, которые не противоречат его собственному опыту и возможности в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседником, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с его опытом.

• Низкий уровень понимания текстов говорит о невозможности принятия учащимся помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Информационная культура человечества меняется. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст - на бумаге или на экране, но оно становится другим – некнижным, поэтому формирование читательской грамотности остается актуальной.

Основные приемы работы

Для развитие мыслительных навыков учащихся возможно использовать следующие приемы работы:

«Чтение с остановками». Этот прием подходит для работы с повествовательным текстом. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот прием позволяет учащимся внимательного относиться к точке зрения другого человека и задуматься над состоятельностью своей точки зрения.

Прием «Синквейн». Эта творческая работа предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах и помогает выяснить уровень осмысления текста.

Прием «Работа с вопросником». Этот прием применяется на этапе самостоятельной работы с учебником, когда я предлагаю детям несколько вопросов к тексту, на которые они сами должны найти ответ. Вопросы могут быть как прямые, так и косвенные. В этом случае дети самостоятельно анализируют и рассуждают, опираясь на свой собственный опыт. Затем поводится фронтальная проверка для того, чтобы проверить правильность найденных ответов.

Для формирования нестандартного мышления можно использовать прием «Мозговой штурм». Он позволяет ученикам высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

На этапе закрепления изученной темы хорошо использовать прием «Написание творческих работ». Это может быть написание продолжения текста из пройденной темы или какое – то свое произведение. Возможен так же прием «Толстые и тонкие вопросы». Используя его, ученики учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) и те, на которые нельзя ответить однозначно (толстые вопросы).

При формировании читательской грамотности очень актуально использовать информационно – коммуникативную технологию. Это работа со словарями (толковым и энциклопедическим), которая дает возможность найти объяснение незнакомых слов и понятий, а также использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point), которая призвана выделять основные моменты. Конечно, нельзя забывать и о применении здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта, а также смена видов деятельности, позволяющая преодолеть усталость и неудовлетворенность.

Работа с текстом на уроках истории и обществознания.

Чтение как универсальный навык функциональной грамотности

Методическая тема нашей образовательной организации звучит так: «Формирование функциональной грамотности посредствами учебных предметов как условие успешной социализации обучающихся», которая стала главной задачей в работе нашего коллектива.

Осмысленное чтение является универсальным навыком функциональной грамотности, который влияет на весь образовательный процесс и необходим в любой человеку в любой сфере общественной жизни. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, понимать смысл прочитанного текста, выделять главное и второстепенное. Изучение истории строится, в основном, на работе с информацией, представленной в форме текста: учебники, исторические источники, документы. Смысловое чтение, как метод работы с текстом, является тем педагогическим инструментом, который поможет ученику развить необходимые умения и навыки. Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Можно сформулировать основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей.

Действенным методом при обучении осмысленному чтению является текст с пропусками или ошибками. Такие задания учат ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, находить в тексте нужную информацию. Прием можно использовать при изучении новой темы, при контроле знаний и на этапе закрепления изученного материала.

Прием относится к технологии критического мышления, так как учит ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, размышлять при решении учебно-познавательных задач.

Под«читательской грамотностью» понимается способность учащихся к пониманию текстов, осмыслению информации в них содержащейся, а также интерпретация текстов. Прочитав текст, ребенок должен вобрать в себя ту информацию, которая ему может понадобиться в будущем, а также воспользоваться этой информацией впоследствии при необходимости. Обучающийся должен научиться формулировать свою точку зрения по итогам прочитанного, а также должен уметь отстоять ее, грамотно аргументируя свою позицию.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

Практическая часть

1. Прием «Закрой окно» «Дырявый текст», «Допиши историю»

Текст с пропусками предложил использовать психолог Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. Этот метод лежит в основе приема «Закрой окно».

У приема много «плюсов», он учит:

Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Методика работы может быть различной: самостоятельная индивидуальная работа, работа под руководством учителя, (работа в парах, группах).

Прием можно использовать:

Если тексты разрабатываются по одному параграфу, при изучении новой темы, рабочий лист должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал параграфа. Можно предложить текст по целому разделу, если нужно провести контроль знаний по теме.

Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников и шестиклассников. Прием универсальный и используется в 5-9классах . (приложение1)

Чтобы прием был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.

Прием относят к технологии активных методов обучения, поскольку присутствует элемент игры, но и частично относится к технологии критического мышления, т.к. учит ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, размышлять при решении учебно-познавательных задач.

Подобная работа проводится с текстами с ошибками.

2. Прием «Исследовательскийфартук»

У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук. В верхней части фартука записана тема, в нижней части нарисованы карманы. Дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка. Я прием немного видоизменила, на некоторых уроках использую его конкретно при работе с текстом.

В верхней части фартука записана тема, в средней части нарисованы карманы: даты, имена. карман для понятий. В Нижней части карман, в который учащиеся «складывают» все важные факты, события, явления.

На этапе изучения нового материала, Учащиеся, работая с текстом параграфа, отдельным пунктом (в зависимости от объема информации) заполняют карманы. После окончания работы нужно вынимая из карманов информацию восстановить содержание текста. Можно Прием использовать: при работе с историческим источником,

при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.

Можно применить на этапе первичного закрепления знаний, по памяти заполняют карманы. Применять прием можно начиная с 5 класса.

Информацию в наше время найти не составляет труда, важно научить обработать информацию, найти нужную информацию. Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную информацию, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание текста. Прием обучает самостоятельно обрабатывать информацию, формирует самостоятельность мышления. Для того, чтобы прием был эффективным и научил выделять главную информацию нужно периодически его применять.

3. Прием «Переводчик»

Работа с терминологией занимает на уроках истории и обществознания важное место.

Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно применять, начиная с 5 класса. Можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний, в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.

Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами. Приложение 2.

Прием помогает отработать исторические термины и понятия.

Виды работы с текстом

Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках истории учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.

Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:

Сплошные виды текста

Художественное описание, повествование, научный комментарий, инструкция.

Рассмотрим основные приемы работы со сплошным текстом.

Прием «Ключевые слова»

Например тема «Семья» 5 класс обществознание учащимся предлагаются следующие слова:

Дружная, наша, помогают, семья самая, все друг всегда другу. Вместе мы время свободное проводим.

Наша семья самая дружная, все всегда помогают друг другу. Мы вместе проводим свободное время.

Ребята, какое главное слово в предложении?

Прием «Текст с историческими ошибками»

Древний Египет

Тутмос IIIнамеревался увековечить свое имя,построив величайшуюпирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройкина восточном берегуНила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство.

Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягиваетсяиз-за нехватки рабов.

Царьповелел собирать войско для похода в далекуюсевернуюНубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта –город Каир – «городом крови».

Обеспечив строительство достаточным количеством рабов,царьповелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.

Прием «Три подсказки»

Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чем идет речь. Этот прием можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чем идет речь.

(Парная работа, ответы на карточках сдают учителю).

Например, тема: «Либеральные реформы Александра II». (8 класс).

1.Он ослабил цензуру.

2.Начал смену некоторых высших чиновников.

3.Получил полномочия фактического правителя страны.

Прием «Составление текста с пропусками важных слов»

Прочитайте текст и заполните пропуски в тексте.

«Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев _________ и_________. Они жили в ___________, были прекрасно образованы, хорошо знали древнеславянский язык. В ____ году они создали славянскую азбуку. Братья перевели _________ языка на древнеславянский многие христианские сочинения.

Не сплошные виды текста

К не сплошным видам текста следует отнести: графики, диаграммы, схемы, таблицы.

Прием «Работа с картой»

Тема «Древний Рим» 5 класс.

Рисунок 1.

Тема урока «Безработица, ее причины и последствия» Обществознание 8 класс.

Рисунок 2

Тема урока «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» История 9 класс.

Рисунок 3

Прием «Работа с таблицей»

Тема «Бунташный век» 7 класс XVII век

Таблица 1

Годы, события

Территории охваченные восстанием

Причины

Участники

Итоги

1648 год

Соляной Бунт

Козлов, Курск, Воронеж, Москва

- Усиление налогового гнета;

- Введение пошлин на соль;

Недовольство некоторыми представителями власти

Горожане, стрельцы, крестьяне

- Казнь большинства бояр;

- Соборное уложение 1649 года, по которому были ликвидированы белые слободы.

Заключение

Я как учитель, работающий в выпускных классах, хочу отметить, что навык грамотного«функционального» чтения у выпускника – это половина успеха при сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Как ни прискорбно, одиннадцатиклассники«не умеют» читать. Они не могут вычленить необходимую информацию из задания. Невнимательность, подмена понятий,«домысливание» - вот чем страдают наши выпускники. Наша задача – помочь им. У девятиклассников дела с этим обстоят немного лучше (9-е классы – первая параллель, идущая по ФГОС).

Учим их читать задания ОГЭ и ЕГЭ. Это метапредметная задача. Что можно посоветовать учащимся? Какие же советы должен дать наставник?

1. Внимательно прочитать задание КИМ. Читать нужно то количество раз, которое необходимое ученику для понимания информации, содержащейся в задании. Нужно осознать и принять то, о чем спрашивают авторы КИМ.

2. Внимательно прочитать текст или предложения, с которыми придется работать.

3. Найти ключевые слова и понятия, обвести их в овал.

4. Понять, ЧТО именно«нужно найти», ЧТО«верно», ЧТО«неверно», ЧТО и с ЧЕМ«соотнести», ЧТО«сопоставить», а ЧТО«заменить».

Также на ОГЭ и ЕГЭ проверяются навыки учащегося понимания глубинной информации, содержащейся в тексте. Понимание проблемы, позиции автора по этой проблеме – это и есть проверка того, насколько учащийся осмысленно прочитал и понял текст. Ведь осмысленное чтение - это залог успеха нашего ученика на других уроках, в жизни. Если подросток знает, зачем он это делает, как он может воспользоваться полученной информацией, умение разграничивать первостепенную и вторичную информацию, умение«обрабатывать» в голове как научный, публицистические тексты, так и тексты художественного стиля, то ему определенно легче ориентироваться в окружающей его среде. Следовательно, он чувствует себя комфортно, самооценка его повышается. Следовательно, он будет успешным не только на экзаменах, но и в дальнейшей жизни

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.- Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное”

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за ее реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблоки – ключевые компетенции

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

Приложение 1

«Закрой окно!»

Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Приложение 2

«Переводчик»

Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.

16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV.Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложилсякруг государственных деятелей - совет приближенных царя- ______________________________________. Опираясь на __________________ царь провел реформы, которые должны были сформировать такоегосударство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти- _________________________________________.

В 1549 году царь повелел собрать в Москвесобрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.

В 1550 году на соборе был принятновый свод законов Российского государства- _________________________________ . В нем увеличен размерплаты за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому- _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формированиеорганов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области