Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование профессиональных компетенций педагогов в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Поделиться опытом работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ, направленной на формирование профессиональных компетенций в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование профессиональных компетенций педагогов

в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Краль Ольга Михайловна,

старший воспитатель СП д/с № 58

МАДОУ д/с «Солнечный круг»

Аннотация: описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ, направленной на формирование профессиональных компетенций в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов; здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающая компетентность; дошкольная образовательная организация; воспитатели; методическая работа; активные формы методической работы.

Задача укрепления и охраны физического и психического здоровья воспитанников дошкольного возраста актуализируется с особой остротой на данном этапе развития системы дошкольного образования.

Перед педагогами-дошкольниками стоит непростая, нелегкая задача – наряду с обеспечением сохранения самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, способствовать формированию у детей оберегающего, осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, приобретению детьми элементарных навыков здорового образа жизни.

В связи с переходом дошкольного образования на Федеральную образовательную программу, в рамках ВСОКО в детском саду был проведен мониторинг профессиональной компетенции педагогов в области здоровьесбережения детей для соответствия предъявляемых профессиональных стандартов педагогов. В исследовании приняли участие воспитатели и педагоги-специалисты детского сада, имеющие разный стаж работы в ДОУ. Проанализоровав полученные данные, пришли к выводу, что многие педагоги действительно стараются реализовать данную задачу в образовательном процессе путем внедрения инновационных оздоровительных средств и технологий. Однако, данный процесс нередко носит бессистемный, неосознанный, а зачастую и формальный характер. В то время, как профессиональный стандарт предъявляет особые требования к профессиональной подготовке педагогов, в том числе к специальным знаниям в области охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

Для решения проблемы была разработана модель методического сопровождения «Формирование профессиональных компетенций педагогов в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста», которая ориентирует педагогов на формирование принципиально новых стратегических конструктов образования – компетентностей и компетенций, имеющих отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность. Данная модель способствовала решению следующих задач: определить уровень сформированности профессиональной компетенции педагогов, разработать методическое обеспечение формирования компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения воспитанников, определить эффективность работы в данном направлении.

Педагогической находкой для нас стала разработка Яфаевой В.Г., по мнению которой профессиональная компетенция в сфере здоровьясбережения представляет собой единство следующих компонентов:

- ценностно-мотивационного;

- информационно-теоретического;

- процессуально-деятельностного;

- рефлексивно-оценочного;

- проективно-технологического;

- презентационного.

При организации деятельности согласно разработанной модели используем разнообразные формы активного взаимодействия как традиционные (самообразование, общение, систематическое обучение на курсах, практика и пр.), так и инновационные (мастер-класс, проектная деятельность, эксперимент, творческие конкурсы, создание банка инновационных идей, издательская деятельность и др.), использование ИКТ-технологий. Созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчетов, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУhttps://солнечныйкруг-нт.рф. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Для этого мы используем творческие дебаты по теме «Работаем по - новому!».

Ценностно-мотивационный компонент - это определение круга норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в сфере здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей дошкольного возраста. Для обучения и поддержки молодых педагогов создано сообщество молодых педагогов и наставников «Вместе к успеху», постоянно проводим «Методические часы», стажировки, семинары для ознакомления с теоретическими основами и передовым педагогическим опытом, позволяющими свободно ориентироваться в вопросах возрастных особенностей психофизиологического развития детей, методические квесты для овладения на практике основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области здоровьесберегающих технологий, коучинг-консультирование совместно со специалистами ГАОУ ДПО СО НТФ ИРО, ГАПОУ СО НТПК № 1 и др. В подготовке таких мероприятий участвуют методист МАДОУ д/с «Солнечный круг», заведующий, старший воспитатель структурного подразделения, педагоги-стажисты, специалисты, подкрепляя теоретические основы своим опытом работы с дошколятами.

Процессуально-деятельностный (инструментальный) предполагает обладание организаторскими, когнитивными (познавательными) базовыми общепедагогическими умениями. В рамках мероприятий постоянно действующего семинара «Школа современного педагога» коллеги делятся опытом работы по подбору и реализация форм, средств и методов формирования целостного понимания детьми здорового образа жизни, разумного отношения к собственному здоровью, разработками по организации гибкого режима жизнедеятельности детей, дифференцированной системы закаливания, двигательного режима и системы физкультурно-оздоровительной работы.

Рефлексивно-оценочный компонент включает наличие рефлексивной культуры, т.е. осмысление собственной педагогической деятельности, направленной на здоровьесбережение дошкольников, мониторинг и анализ состояния здоровья детей. В понятие проектно-технологического компонента входит создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать содержание здоровьесберегающего и здоровьесозидающего развития детей. Для формирования профессиональных компетенций в данном направлении все педагоги учреждения прошли курсы повышения квалификации.

Презентационный – это способность эффективного позиционирования (представления и трансляции) личностных достижений не только среди участников образовательного процесса, но и в СМИ различного уровня (открытые просмотры, смотры-конкурсы, творческие мастерские). Педагоги имеют публикации в сборниках научно-практических конференций, международных педагогических чтений памяти В.А. Самаранской «Обновление содержания и технологий дошкольного образования: опыт, проблемы и перспективы», на педагогических порталах «Знанио», «Мультиурок», «Шаг вперед» и др. Отмечается повышение качества и содержательной стороны опубликованной методической продукции педагогов.

Формированию профессиональной компетентности педагогов помогают такие формы, как: конкурсная и выставочная деятельность, ориентированных на воспитание навыков ЗОЖ, формирование двигательной активности и физических качеств дошкольников, форумы, профессиональные методические объединения, тьюторская деятельность, семинары-практикумы, мастер-классы и др.

Неотъемлемым ресурсом повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования является самообразование, самостоятельное обогащение своих знаний. На основе индивидуальных программ самообразования педагоги самостоятельно изучают инновационный педагогический опыт, пополняют профессиональный потенциал, применяя на практике новые образовательные технологии.

В методической работе по повышению квалификации педагогов придерживаемся следующих требований: обеспечить индивидуально-дифференцированный подход, учитывая профессиональные интересы и возможности каждого педагога; способствовать активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений; оценивать эффективность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс.

Благодаря действующей модели наметилась динамика, т.е. мы выявили значительное повышение уровня сформированности компетентности педагогов ДОУ, а как следствие положительная динамика в физическом развитии детей, сокращение адаптационного периода у воспитанников, снижение уровня заболеваемости, положительная оценка педагогов со стороны родителей (законных представителей), оценка деятельности детского сада в целом.

Постепенно все педагоги становятся активными участниками творческого, проблемно и технологично организованного образовательного процесса на всех уровнях: индивидуальном (локальный, уровень самого педагога), институциональном (уровень образовательного учреждения), муниципальном (уровень города), региональном (уровень области), федеральном (уровень страны).

Процесс совершенствования профессиональной компетентности педагога стал систематическим, постоянным, целенаправленным и осмысленным. Это процесс, который предполагает накопление профессионального опыта, сохранение полученной квалификации, а также доведение ее до нового уровня в связи с изменяющейся обстановкой.

Список используемой литературы.

1. Бикеева, Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (139) – С. 468-470.

2. Белкин А.С. Педагогическая компетентность [Текст]: учеб. пособ. / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. – 204 с.

3. Бубнова Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике [Электронный ресурс] // Инновационный Центр Развития Образования и Науки. URL:http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13734.

4. Управление дошкольным образованием/Под ред. Виноградовой, Н.А., Микляевой Н.В. – М., 2023.

4. Яфаева В.Г. Теория и практика совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере формирования интеллектуально-познавательных способностей детей 3-7 лет. – М., 2013.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области