Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ «Урусовская средняя общеобразовательная школа »

Доклад

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»

Подготовила :учитель русского языка и

литературы ,эрзянского языка и

мордовской литературы

Уряднова Н.В

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»

Для меня, всегда был и остаётся важным вопрос: как эффективнее учить школьников? Как и какие методы использовать в обучении, чтобы оно повышало интерес к изучаемому предмету и позволяло ученикам развиваться как личность? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

1.​ Обоснование актуальности  и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении русского языка и литературы переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта 

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.

Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

3. Наличие теоретической базы опыта.

Как учитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:

И другие источники. Часто обращаюсь к педагогическому опыту А.С. Макаренко, с которым соглашаюсь в том, что, когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы. Сегодня вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе и русского языка и литературы. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип - принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и развития учащихся

На уроках и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

использование виртуальных экскурсий – Музей –заповедник «Болдино. Путешествие по пушкинским местам,»«Музей-усадьба «Ясная поляна». «Моя экскурсия по музею-усадьбе Мелихово».

Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение ряда лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, экскурсии составление схем , таблиц , и т. д.) Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

5.Анализ результативности.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивать их познавательную активность на уроках.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать более высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ребята стали более активно участвовать в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, занимаются исследовательской деятельностью.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

При использовании данного опыта я встретилась с такими трудностями и проблемами:

1. Технические трудности (низкая скорость интернета, отсутствие интернета дома у обучающихся)

2. Электронные библиотеки предоставляют богатый и разнообразный выбор книг, но в них очень много как пунктуационных, так и орфографических ошибок. Книга в таком виде перестает быть эталоном грамотности. К сожалению, ошибки встречаются и в электронных учебниках, что ,по моему мнению, совсем недопустимо.

3. В некоторых случаях наличие образцов мешает ребенку творчески думать (Сейчас в интернете ребенок может списать сочинение на любую тему, найти готовое изложение, ответы к тесту, к контрольной работе).

4. Встречаются фактические ошибки в подачи материала.

5 Невозможность проконтролировать все этапы работы.

Но в то же время использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах школы на заседании методического объединения учителей –филологов Ардатовского района, кустовых семинарах, принимаю участие в вебинарах. Для этого принимаю активное участие в проведении дней русского языка и литературы , на которых провожу разнообразные открытые уроки и мероприятия

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области