РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Кирпичева Елена Викторовна,
к.фил.н.,доцент
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный
университет»
г.Мичуринск, Россия
titdino1@mail.ru
Авдонина Екатерина Сергеевна,
обучающийся
Аннотация. в данной статье автор рассматривает проблему развитияречи младших школьников на уроках чтения. В работе обосновывается мысль отом, что развитию образного мышления, культуры речи учащихся способствует использование на уроках метода творческого чтения, описываютсяприемы творческого чтения, а также выделяются направления при работе стекстом.
Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, уроки чтения, выразительное чтение.
Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться, обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.
Овладение языком, речью, – необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому, одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.
Сильнейшим средством развития речи в школе является чтение, восприятие художественной литературы, дающей не только картины жизни, образы прекрас-ных людей, человеческих отношений и поступков, но и подлинные образцы русского языка, которым следует подражать. Чтение обогащает речь учащихся новыми понятиями, новыми словами и сочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями.
Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителяформируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы. На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность – одна из главных духовных ценностей личности. Зачем учить детей обращаться к художественной книге?
Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, обогащая свойдуховный и душевный мир, читатель незаметно для себя формирует свой взглядна мир, на действительность, на человека, свою жизненную позицию, чтобы в горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души – писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям, почувствовать, воспринять сердцем и разумом, узнать о прошлом своей Родины.
Развитию образного мышления, культуры речи учащихся, эстетического вкуса, активизации художественного творчества способствует использование на уроках метода творческого чтения.
Метод творческого чтения осуществляется мной посредством таких приёмов, как выразительное чтения учителя, обучение выразительному чтению учащихся, словарная работа на уроке, использование методики скороговорения, элементов устного народного творчества, работы с текстом, словесного рисования.
Выразительное чтение является необходимой частью урока, одним из ведущих звеньев в системе работы по развитию воображения, мышления и речи детей, одним из средств, помогающих им активно проявлять себя в речевой действительности. Первое знакомство с художественными произведениями необходимо сразу же начинать с работы над образностью поэтической речи, отыскивая доступные пути понимания языка текста. С этой целью уже во 2 классе важно знакомить детей с выразительными средствами речи: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. Эпитеты подводят детей к пониманию предмета, почувствовать отношение автора к нему. Метафоры придают речи исключительную выразительность. Использование выразительных средств развивает у детей образное мышление.
В работе над выразительностью речи большую роль отводится средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузам, темпу, силе и высоте голоса. Все средства языковой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, активизируют процессы восприятияречи, помогают учащимся усваивать большой объём смыслового и образного содержания читаемых художественных произведений. У детей воспитывается живая реакция на слова, эмоциональное отношение к речи. Они скорее преодолевают психологический барьер, который отделяет книжную речь от их обиходнойречи.
Выразительное чтение требует углубленной работы над словом. Ведущим направлением в развитии речи является словарная работа. Самый распространённый приём работы над словом – это объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. Очень часто за такими словами, оборотами речи лежит целый мир, историческая эпоха – факт ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события нашего прошлого. А это нужно длятого, чтобы понимать их подлинное значение, правильно и точно ими пользоваться.
Важную роль в развитии речи школьников играет методика скороговорения. При разработке этой методики учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой действительности, преодолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира. Существует много форм работы со скороговоркой: это и скороговорные разминки, скороговорные диктанты, мастерские, игротеки, КВН…
Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силурусской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадоватьдруг друга и порадоваться самим.
Наряду со скороговорками народ создал несметное количество пословиц и поговорок, мудрых загадок и сказок, и т.д. Использование на уроках элементов фольклора вызывает в детях живой интерес к историческому прошлому нашей страны, способствует развитию речи учащихся, пополняет словарный запас, оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников.
Усвоению умений и навыков передачи устной речи, овладению интонацией, логическим ударением способствует и работа с текстом. При работе с текстом необходимо выделять и использовать такие направления, как: чтение всего текста учителем и учащимися; пересказ текста (подробный, выборочный, свободный); чтение текста, заранее подготовленного дома; чтение текста вполголоса; чтение текста по предложению, по абзацу; нахождение отрывка текста к иллюстрациям; беседа по вопросам текста; обобщающая беседа; выборочное чтение с опорой на вопросы к тексту; чтение интересного отрывка; нахождение предложений, которые стали поговорками; чтение по ролям и т.д. Работу с текстом важно проводить очень тщательно. Все виды работ должны помочь учащимся взглянуть на прочитанное по-другому, углубить первоначальное понимание текста, дать возможность свободно высказаться. Все направления, входящие или составляющие разработанную систему, способствуют отработке умения воплощать в слове продукты фантазии и творчество учащихся, умение использовать в речи образные средства языка, составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства, намерения в развёрнутых выступлениях, в связной речи - это основная цель всех видов работ по развитию речи иодна из важных целей всей системы обучения родному языку.
Библиографический список
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева,В.И. Яшина. – М., 1999.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детскийфольклор / В.П. Аникин. – М., 1957.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1981.
5. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1988.
6. Вержбицкая М.А. Воспитательная направленность обучения на урокахчтения / М.А. Вержбицкая // Начальная школа. – 2007. – №1. – 19 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991.
8. Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»:Книга для учителя / В.Г. Горецкий. – В 3 кн. – М., 1995.
9. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.,1988.
10. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.,2000.11. Русская мифология. – М.; СПб., 2007.