Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Алгоритмы при изучении арифметических действий как средство развития памяти младших школьников»

Цель исследования - теоретически обосновать влияние использования алгоритмов на развитие памяти младшего школьника и разработать методические рекомендации. Задачи 1. Изучить теоретические источники по исследуемой проблеме. 2. Выявить особенности развития оперативной памяти младшего школьника. 3. Раскрыть возможности уроков математики для развития памяти. 4. Разработать рекомендации по использованию работы с алгоритмами для развития оперативной памяти младшего школьника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исследовательская работа

НА ТЕМУ: «Алгоритмы при изучении арифметических действий как средство развития памяти младших школьников»

р.п. Шолоховский

2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Научно-методические основы развития памяти младших школьников……6

1.1Понятие памяти в психолого-педагогической литературе……….......6

1.2 Особенности развития памяти у младших школьников…………......9

1.3Использование алгоритмов при изучении арифметических действий для развития памяти младших школьников…………………………………...12

2.Изучение особенностей развития памяти обучающихся экспериментального класса……………………………………………………………………………..19

2.1 Описание хода и результатов констатирующего эксперимента…...19

2.2 Рекомендации по развитию памяти у учащихся экспериментального класса……………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………...29

Приложение A. Методика «Оперативная память»……………….…………....31

Приложение B. Методика «Память на числа»…………………………………33

Приложение C. Методика «Память по образу»……………………………….34

Приложение D. Методика «Словесно-логическая память»…………………..35

Приложение E. Методика «Определение типа памяти»………………….......36


Введение

Главной задачей современной школы является создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, позволяющей ориентироваться в разнообразии окружающего мира. Его решение особенно актуально для начального уровня школьного образования, поскольку с позиции отечественных психологов Л. С. В. Гальперина, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д. Б. Эльконина этот возраст является сенситивным для развития всех психических процессов, в том числе понял память.

В научной психологии проблема памяти «того же возраста, что и психология и наука.» С проблемой развития памяти сталкиваются издревле: великий философ Аристотель, российский физиолог И. П. Павлов.

Проблема развития познавательных психических процессов младших школьников является актуальной и социально значимой. Низкая успеваемость школьников всегда расстраивает родителей и учителей. Трудности с усвоением большого количества информации не менее неприятны. Все чаще жалобы на плохую память слышны со всех сторон, поэтому сегодня соблюдение законов человеческой памяти является эффективной основой для осмысленного запоминания.

Для наиболее успешного развития памяти учитель использует алгоритмы, упражнения, тренинги, конкурсы, игровые технологии и т.д. на уроках математики. Недостаточное развитие памяти будет препятствовать качественному усвоению знаний учащихся. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между необходимостью тренировать память младшего ученика и недостаточной проработкой этой проблемы в методологической литературе.

В современном мире проблема развития именно оперативной памяти младших школьников является актуальной и важной. Одной из главной проблемы в учебном процессе является успеваемость и усвоении большого объема информации школьников. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память, поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.

Жизнь общества меняется постоянно, особенно в области производства и применение знаний в практической деятельности, их обработки, запоминания, сохранения и воспроизведения. Процесс усвоения знаний является главным содержанием деятельности ученика, который не возможен без соответствующего уровня развития памяти младшего школьника.

В ходе учебного процесса в младшем школьном возрасте возникает проблема механического запоминания учебного материала, которое не позволяет учащимся понимать, осмысливать запоминаемый материал. Вследствие чего школьники испытывают серьезные трудности в ситуациях, требующих запоминание большого количества материала. Поэтому учителям следует добиваться от учащихся понимания, осмысления запоминаемого материала, что будет развивать оперативную память.

Таким образом, мы столкнулись с противоречием между необходимостью формирования памяти младшего школьника и недостаточной разработанностью этого вопроса в методической литературе.

Цель исследования - теоретически обосновать влияние использования алгоритмов на развитие памяти младшего школьника и разработать методические рекомендации.

Объектом нашего исследования является процесс обучения математики в начальной школе.

Предмет исследования: оперативная память младшего школьника.

Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:

1. Изучить теоретические источники по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности развития оперативной памяти младшего школьника.

3. Раскрыть возможности уроков математики для развития памяти.

4. Разработать рекомендации по использованию работы с алгоритмами для развития оперативной памяти младшего школьника.

Методы исследования – анализ литературы, наблюдение, опрос.

1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе

Одной из главных и важных задач психологической науки является изучение законов человеческой памяти. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяет все когнитивные процессы в единое целое.

Важность памяти в практической жизни человека огромна: без нее никакая деятельность была бы невозможна. И. М. Сеченов подчеркивал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере их появления, навсегда оставят человека в положении человека. новорожденный. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами того времени. Наше прошлое умрет ради будущего. Настоящее, как оно течет, безвозвратно исчезнет в прошлом» [6, с. 79].

А. Р. Лурия определяет память как «печать( запись), сохранение и воспроизведение следов предыдущего опыта, что дает человеку возможность накапливать информацию и обрабатывать следы предыдущего опыта после исчезновения вызвавших их явлений. Явления памяти также могут касаться эмоциональной сферы и сферы восприятия, консолидации двигательных процессов и интеллектуального опыта. Любая консолидация знаний и навыков и способность их использовать относится к разделу памяти».

Память школьников развивается с постепенным накопление информации, формируются необходимые жизненные навыки. Чтобы ребенок справлялся с таким объемом информации, учитель должен научить его приемам и методам запоминания. То, как ребенок научится накапливать, анализировать, сортировать и использовать накопленную информацию, зависит от развития его способностей, успеха его образования в будущем и, следовательно, от его взрослой карьеры.

«Наиболее важная особенность в развитии когнитивной сферы дошкольника, - писал Л. С. В. память играет доминирующую роль в дошкольном возрасте» [2, с. 66]. В связи с этим наиболее актуальным является вопрос изучения развития памяти у дошкольников.

Среди всех познавательных психических процессов память занимает не менее важное место. Формы проявления памяти довольно разнообразны, но многие ее типы можно классифицировать. Рассмотрим классификацию памяти по различным характеристикам.

Классификация материалов по срокам хранения:

1) генетическая память - это самое длительное время хранения информации и в то же время наиболее специфический тип памяти. Это связано с работой генетического аппарата и механизмом наследственности. Элементарные врожденные психические явления и поведение, включая инстинкты, безусловные рефлексы, также наследуются этим типом памяти;

2) мгновенная память - это самая короткая память с точки зрения времени хранения информации, которая работает только тогда, когда человек воспринимает соответствующую информацию с помощью чувств;

3) ОЗУ- оперативно запоминающее устройство (время хранения информации, в течение которого она предназначена для решения конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи);

4) долговременную память можно определить как память, предназначенную не только для долгосрочного хранения информации, но и для повторной рециркуляции и использования соответствующей информации без ее потери [12, с. 32].

Кратковременная память и долговременная память тесно связаны между собой. На фоне кратковременной памяти постепенно появляется долговременная память, что позволяет отделить важную информацию от массы случайностей. Разница между долговременной памятью и краткосрочной памятью заключается не только в периоде хранения данных, но и в том, как они обрабатываются. Таким образом, кратковременная память - это механическая печать, а долговременная память предполагает более сложную обработку данных, что обеспечивает оптимальное и экономичное хранение. Улучшение качества и объема воспроизводимых данных во время их долгосрочного хранения по сравнению с краткосрочным хранением называется реминисценцией.

Классификация по характеру умственной деятельности:

1) вербальная и логическая память. Хранимое содержимое обязательно подвергается активной мысленной обработке, полученный материал поддается анализу, выделяются логические части. Включенная информация лучше запоминается;

2) эмоциональной памяти. Это позволяет вам сохранить чувства, которые вы когда-либо испытывали, которые действуют как определенные сигналы, которые могут подтолкнуть вас к действию или, наоборот, помешать вам это сделать, в зависимости от того, вызвало ли это какой-либо негативный или позитивный опыт в прошлом;

3) память двигателя. Данный вид памяти позволяет запоминать различные движения и, следовательно, их системы. Это основа для формирования у человека различных практических и профессиональных навыков, а также письма и ходьбы;

4) память с воображением. Такая память может быть зрительной, тактильной, слуховой, вкусовой, обонятельной;

5) память механика. Данный вид памяти дает человеку возможность запомнить контент, который он не может или не хочет понимать. Использование повторных повторений похоже на печать данных, хранящихся в структурах мозга.

Классификация типов памяти по характеру умственной деятельности была впервые предложена П. П. Блонском. Четыре основных типа памяти -двигательная, эмоциональная, образная и вербально – логическая - согласно его гипотезе представляют генетически разные уровни памяти. Они не проявляются одновременно в процессе развития индивидуальной личности: сначала появляется двигательная память, сразу после эмоциональная, чуть позже - образная, а гораздо позже вербально-логическая [1].

Классификация по характеру целей деятельности:

1) память непроизвольная. Такая память работает, когда нет особой цели запоминать информацию;

2) произвольной памяти. Такая память работает, когда человек стремится запомнить и воспроизвести определённый материал.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что виды памяти различают по определённым характеристикам, которые зависят от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго хранится. Рассматриваемые виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности не только взрослого человека, но и ребёнка. Развитие памяти в школьном возрасте имеет важное значение для развития всех психических функций человека.

1.2 Особенности развития памяти у младших школьников

Все познавательные процессы в школьном возрасте претерпевает значительные изменения, в том числе и память. Особенность заключается в том, что память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и контролируемой.

Возрастной особенностью развития памяти у младших школьников является то, что их волевое внимание относительно слабо развито, в отличие от непроизвольного внимания. Но ученику начальной школы чрезвычайно трудно сосредоточиться, особенно если работа монотонна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой. Младшему школьнику легче запоминать конкретные объекты, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Однако память изображений имеет некоторые ограничения. Часто в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые могут быть преувеличены.

Традиционно хорошая память связана с памятью слов, а младшие школьники при запоминании словесной информации более склонны к механическому отпечатку материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, воспроизведение информации, близкой к тексту, является результатом добросовестных задач ребенка, ученик старается запомнить материал наизусть. Также следует помнить, что у учеников начальной школы еще нет подробной речи, поэтому они прибегают к буквальному воспроизведению.

Произвольное внимание ребенка формируется через общения в обществе. И если вначале в силу определенных особенностей развития памяти младшие школьники могут выполнять только те задачи, которые им поставили взрослые, то у детей постепенно развивается способность самостоятельно осмысливать и перерабатывать запоминаемый материал.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, в ходе которой они запоминает именно яркую, эмоционально насыщенную информацию и события из их жизни. В построении учебного процессе для улучшения памяти в младшем школьном возрасте, учитель использует различные методы и формы запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть организован особым образом, так как в подавляющем большинстве детей этого возраста самостоятельно не используют методы семантической обработки материала и в целях запоминания прибегают к повторению.

В ходе учебной деятельности использование различных методов запоминания, связанных с организацией и обработкой материала приводит к улучшению памяти у младших школьников. Педагоги по развитию памяти проводят упражнения, игры, диагностику и последующее наблюдение, с помощью которых повышается успеваемость детей и их образовательная мотивация.

По мнению учёных память - это сложный психический процесс. Их результаты исследования уже позволяют проводить диагностику по развитию памяти, используя нетрадиционные способы обработки и хранения информации. При подготовке к урокам преподаватель должен учитывать психологический аспект школьника. В процессе учебной деятельности учитель, используя разнообразные виды деятельности, должен добиться запоминания учебного материала и умение его воспроизвести. Для данной цели учителю следует уделить внимание тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебные материалы. В процессе образовательной деятельности должны принимать участие не только учителя, но и родители, которые должны помнить, что нельзя ребёнка перегружать умственной деятельностью.

Главная задача педагога как при тестировании и коррекции уровня памяти ребенка больше сосредоточиться на семантической памяти и показать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запомнить учебный материал.

Таким образом, процесс развития памяти ребенка идет в нескольких направлениях. Механическая память постепенно дополняется и смешивается с логической памятью; прямое запоминание превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием различных мнемонических техник и средств запоминания и воспроизводства. В младшем школьном возрасте наиболее эффективна целенаправленная работа по развитию, направленная на овладение мнемической активностью. Его важным условием является учет индивидуальных особенностей памяти ребенка; его объем, его режим (зрительный, слуховой, двигательный).


1.3 Использование алгоритмов при изучении арифметических действий для развития памяти младших школьников

В практической деятельности человека большинство выполняемых действий осуществляются по определенным правилам. Их эффективность зависит от представления конечного результата, который зависит от пошагового алгоритма. Алгоритм - одно из фундаментальных понятий, которое используется в различных областях знаний, но изучается оно в математике и информатике. Его освоение начинается уже в начальной школе на уроках математики, где ученики овладевают алгоритмами арифметических действий, знакомятся с правилами вычитания числа из суммы, суммы из числа и др.Одной из важнейших задач учителя является формирование алгоритмического мышления и развитие памяти у младших школьников поэтому он должен иметь определённые знания об алгоритмах.

Термин «алгоритм» рассматривается во многих дисциплинах, но очень тесно он связан именно с математикой. В IX веке в Багдаде жил ученый Мухаммед бен Муса ал-Хорезми - математик, астроном, географ. В одном из своих трудов он описал десятичную систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и обыкновенными дробями. Учёный стремился сформулировать правила, которые поняты были бы людьми. На протяжении многих столетиях разрабатывались разнообразные алгоритмы для решения новых классов задач, но понятие алгоритма не имело точного математического определения.

Но в XX веке в рамках науки понятие «алгоритм» приобрело точное математическое определение. В Толковом словаре по информатике (1991 г.) дано общепринятое определение этого понятия: «Алгоритм – точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату».

Чтобы какую-либо программу действий можно было назвать алгоритмом, она должна удовлетворять ряду требований. Эти требования называют свойствами алгоритма. Рассмотрим их более подробно.

1. Дискретность алгоритма. Процесс решения практической задачи, определяемый алгоритмом, расчленен на отдельные шаги, которые представляют последовательность указаний и команд.

2. Понятность алгоритма. Каждый шаг программы, задающий алгоритмом, должен состоять из выполненных действий.

3. Определенность алгоритма. Каждая команда алгоритма должна быть понятна человеку. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой грамотный пользователь.

4. Результативность алгоритма. Он всегда должен приводить к приводит к конечному результату.

5. Массовость алгоритма. Каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.

6. Правильность алгоритма. Алгоритм должен давать правильные результаты решения поставленных задач [20, с. 18].

Объясняя концепцию алгоритма, часто приводятся примеры «бытовых алгоритмов»: вскипятить воду, открыть дверь ключом, перейти улицу, а также рецепты приготовления лекарств или рецепты приготовления пищи также являются алгоритмами. Нужно понимать, что некоторые действия не являются алгоритмами, так как в них нету смысла. Например, чтобы приготовить лекарство по рецепту, вы должны знать фармакологию, а чтобы приготовить блюдо по рецепту, вы должны уметь готовить. В процессе данной практической деятельности нету смысла, так как если бы рецепты приготовления были алгоритмами, у нас просто не было бы специальности -повара.

Правила выполнения арифметических операций или геометрических конструкций являются алгоритмами. Понятие алгоритм часто путают с методом. Разберёмся чем же отличается понятие алгоритма от таких понятий, как метод, правило. Вы также можете найти утверждение, что слова алгоритм, метод, правило выражают одно и то же, хотя такое утверждение противоречит свойствам алгоритма. Алгоритм – это строго определённая последовательность действий при решении практических задач. Как мы уже говорили алгоритм выполнял свою задачу, он должен быть построен по определенным правилам:

При решении проблем человек также можем создать алгоритм, в результате которого получим ответ на вопрос (хотя ответ заключается в том, что проблема не имеет решения), поэтому такие проблемы называются решаемыми по алгоритму.

В современном мире учёные выделяют некоторые методы написания алгоритмов: устное, формульное, табличное письмо, язык блок-схем или алгоритмический язык.

В учебниках и книгах присутствует словесная нотация, которая является одной из форм представления алгоритмических предписаний. Словесная форма нотации содержит множество «повседневных» алгоритмических действий, часто используемых в повседневной жизни: как испечь торт, как пользоваться электрическим прибором, как взять книгу в библиотеке и т.д.

Алгоритмы, используемые для вычислений, могут быть записаны в виде формулы или массива. Удобно использовать запись алгоритма, используемого для вычислений, в виде массива, когда необходимо найти не одно, а несколько значений одного и того же выражения для разных значений переменных, входящих в это выражение.

Как мы отмечали выше алгоритмы могут быть представлены на языке блок-схем, то есть их представление будут состоят из блоков и стрелок, которые имеют определённые правила:

- каждый шаг записывается в виде определенной геометрической фигуры (блока);

- блок, соответствующий команде, предусматривающей выполнение определенных действий, в результате которых формируется новый промежуточный или конечный результат, представлен в виде прямоугольника, в котором записывается выполненное действие. Данные блоки называются арифметикой, поскольку выполняемые действия не всегда являются арифметическими;

- блок, соответствующий команде, которая предусматривает проверку определенного условия, представлен в виде ромба, в котором записано логическое условие для проверки. Использование и выполнение данной команды не приводит к новому результату, а лишь определяет дальнейшую ход принятия решения;

- только одна стрелка исходит из каждого арифметического блока. Две стрелки исходят из каждого логического блока: одна с надписью «Да» ( +), идущая к блоку, следующему за блоком логически, если одно условие выполнено, другое с пометкой «нет» (-) переходит в блок, следуя за логическим блоком, если условие не выполнено. Начало и конец алгоритма изображаются блоками в виде овалов, внутри которых записываются соответственно слова «Начало» и «Конец» [21].

Рассмотрим ещё один способ запись алгоритма — это запись на определенном алгоритмическом языке, которая представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов.

Кроме свойств выделяют и виды алгоритмов. Они отражают указанные компоненты человеческой деятельности и тенденции, а сами алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения, определения действий исполнителя подразделяются следующим образом:

- механический алгоритм задает определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм. К примеру такого алгоритм можно отнести работы машины, двигателя и т.п.;

- вероятностный алгоритм даёт программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата.

- эвристический алгоритм– это алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания.

- линейный алгоритм – набор команд, которые выполняются последовательно во времени друг за другом.

- разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.

- циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми исходными данными. К таким алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов.

Таким образом, когда младшие школьники изучают математику уже в начальной школе, помимо общих образовательных ЗУН, формируют действия, связанные с разработкой конкретной практической целью, которая носит алгоритмический характер. В частности, такие действия включают в себя: усвоение нового определения (правил, свойств, теорем); признание объекта, принадлежащего цели данного понятия; нахождение значения переменной, заданной формулой; решение однотипных задач и их выполнение заставляют ребенка сосредоточиться на этом предмете, постоянно имея в виду все этапы данного предписания. Все это способствует развитию всех типов памяти, в том числе оперативной.

Преподавание математики в начальной школе требует, чтобы учитель мог создавать алгоритмические предписания. Чтобы построить алгоритмическое предписание, в первую очередь необходимо определить четкую последовательность элементарных шагов, которые приводят к желаемому результату. Каждый из этих этапов представляет собой операцию, предварительно подготовленную исполнителем. Когда алгоритм описывается устно, это отдельные инструкции, точки. Если его сформулировать на языке блок-схем, это отдельные блоки. Прямое построение алгоритма всегда происходит с использованием определенной техники. Это пошаговые методы детализации, решения конкретных проблем, методы, основанные на определениях, формулах и т. д. При выполнении определенных действий с использованием алгоритма учащиеся должны иметь хорошо развитую оперативную память.

Итак, мы определили, что алгоритм – это процесс действий, который определяет последовательность операций, основанную на системе правил, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. Без участия оперативной памяти невозможен последовательный и, главное, правильный результат действий.

2.1 Описание хода и результатов констатирующего эксперимента

Цель экспериментального исследования: доказать, что использование методик по изучению памяти на уроках математики эффективно влияют на развитие памяти детей младшего школьного возраста, что в свою очередь позитивно отражается на успешности их обучения математике.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ РО «Шолоховская школа-интернат», р.п. Шолоховский. Для эксперимента мы взяли два класса: 2 «А» и 2 «Б».

Таблица 1 – Участники эксперимента

2 «Б» класс - контрольный:

2«А» класс - экспериментальный:

1. Алина Б.

1. Рома А.

2. Иван Г.

2. Ваня Б.

3. Станислав Г.

3. Егор В.

4. Данил К.

4. Саша М.

5. Артём К.

5. Катя М.

6. Иван Н.

6. Андриана Р.

7. Саша О.

7. Глеб С.

8. Илья П.

8. Рита Х.

9. Марк С..

9. Данил П.

10. Рома Т.

10. Женя Д.

11. Саша Т.

11. Марина М.

12. Анастасия Ф.

12. Нина К.

Констатирующий этап эксперимента. В эксперименте участвовали два класса начальной школы. Экспериментальная группа – 2 «А» класс и контрольная группа – 2 «Б» класс.

Целью констатирующего эксперимента: выявление уровня состояния развития память у младших школьников с помощью различных методик.

Для определения качественных характеристик развития памяти мы использовали следующие методики:

Методика 1. «Оперативная память» (см. приложение 1).

Высокий уровень – от 30 и более сумм.

Средний уровень – от 15 до 30 сумм.

Низкий уровень – менее 8 сумм.

На основе этой методики нами было проведено первичное обследование памяти у учащихся обеих групп.

Протокол обследования памяти по методики 1 «Оперативная память» (групповая форма).

Таблица 2 - Обработка данных тестирования «Оперативная память»

Уровень запоминания

Экспериментальный класс

Контрольный класс

20 чисел

15 чисел

8 чисел

4 числа

0 учащихся

2 учащихся

4 учащихся

6 учащихся

2 учащихся

3 учащихся

2 учащихся

5 учащихся

Методика 2. «Память на числа» (см. приложение 2).

Высокий уровень – от 9 и более чисел.

Средний уровень – от 4 до 6 чисел.

Низкий уровень – 1 число и менее.

Протокол обследования памяти по методике 2 «Память на числа» (групповая форма).

Таблица 3 - Обработка тестирования по методике 2 «Память на числа»

Уровень запоминания

Экспериментальный класс

Контрольный класс

9-12 чисел

8 чисел

6 -7 чисел

5 чисел

4 числа

-

-

2

3

7

-

1

3

4

4

Методика 3. «Память на образы» (см. приложение 3).

Протокол обследования памяти по методике 3 «Память по образу» (групповая форма).

Таблица 4 - Обработка тестирования по методике 3 «Память на образы»

Уровень запоминания

Экспериментальный класс

Контрольный класс

6 и более образов

5 образов

0 – 4 образов

-

4 обучающихся

8 обучающихся

1

5 обучающихся

6 обучающихся

Методика 4. « Словесно-логическая память» (см. приложение 4).

Протокол обследования памяти по методике 4 «Словесно-логическая память» (групповая форма).

Таблица 5 - Обработка данных обследования памяти по методике 4

Уровень запоминания

Экспериментальный класс

Контрольный класс

6 пар слов

4-5 пар слов

3 пары слов

-

5 учащихся

7 учащихся

1

6 учащихся

5 учащихся

Методика 5. «Определение типа памяти» применяется для выявления преобладающего типа памяти. (см. приложение 5).

О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С): С =а /10. Где а - количество правильно воспроизводимых слов. Чем ближе коэффициент памяти к среднему, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Таблица 6 - Сравнительные данные уровня развития памяти и успеваемости

Ф.И ребенка

Средний коэффициент

Оценка по успеваемости

1

1Алина Б.

1,9

4

2

Иван Г.

2,2

5

3

Станислав Г.

1,9

4

4

Данил К.

2

5

5

Артём К.

1,4

2

6

Иван Н.

1.9

4

7

Саша О.

1,5

3

8

Илья П.

1,4

2

9

Марк С..

1,3

2

10

Рома Т.

2,1

5

11

Саша Т.

1,8

4

12

Анастасия Ф.

1,3

2

Итого

Кол-во

Отметки

Кол-во

Средний уровень – 1,8

Высокий:

Средний:

Низкий:

3

5

4

Отлично

Хорошо

Удовлет.

Неудовл.

3

4

1

4

Рисунок 1 – Диагностика развития памяти 2 «Б» класса

Таблица 7 - Сравнительные данные уровня развития памяти и успеваемости

Ф.И ребенка

Средний коэффициент

Оценка по успеваемости

1

Рома А.

1,7

4

2

Ваня Б.

1,3

2

3

Егор В.

1,4

2

4

Саша М.

2

5

5

Катя М.

1,5

3

6

Андриана Р.

1,5

3

7

Глеб С.

2,1

5

8

Рита Х.

1,9

4

9

Данил П.

1,8

4

10

Женя Д.

1,3

2

11

Марина М.

2

5

12

Нина К.

2

4

Итого

Кол-во

Отметки

Кол-во

Средний уровень – 1,7

Высокий:

Средний:

Низкий:

3

6

3

Отлично

Хорошо

Удовлет.

Неудовл.

3

4

2

3

Рисунок 2 – Диагностика развития памяти 2 «А» класса

В ходе данной методики по исследованию памяти учащихся, мы получили такие данные: средний коэффициент во 2 «А» классе составил 1,7; во 2 «Б» средний коэффициент – 1,8. Данный результат говорит о среднем уровне развития памяти.

Таким образом, основываясь на данных экспериментального исследования, мы можем сделать вывод об огромной роли развития памяти в младшем школьном возрасте, так как в процессе проведения методик обучающиеся показали не слишком хорошие результаты..

На ступени младшей школы обучающиеся претерпевают значительные изменения в познавательных психических процессов, в том числе и память, которая постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной. Теперь ребенку нужно многое запомнить: запомнить материал буквально, уметь пересказывать его близко к тексту или своими словами, а также запомнить то, что он узнал, и уметь вовремя воспроизвести его. Неспособность ребенка запоминать влияет на его учебную деятельность и в конечном итоге влияет на его отношение к школе.

Учитель в процессе учебной деятельности при заучивании материала учит младших школьников выстраивать ассоциативные связи с уже хорошо известной информацией. При запоминании большого количества материала эффективны такие методы, как составление алгоритма работы с практическими заданиями, классификация и систематизация семантических единиц.

2.2 Рекомендации по развитию памяти у обучающихся

Под тренировкой долговременной памяти понимают операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза

Перечислим методы и приёмы для развития долговременной памяти:

Перечислим рекомендации, которые должен использовать учитель на уроков математики для развития памяти:

Подводя итоги второй главы, мы отметим, что память человека тесно связана с другими его психическими процессами, которые действуют совместно и оказывают большое влияние друг на друга. Память ребенка младшего школьного возраста поддается тренировке и может быть развита у каждого человека путем сознательной организации ее функционирования в связи с другими психическими процессами – вниманием, мышлением и т.д.


Заключение

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы уже воспринимали, переживали или делали. Память основана на связях, называемых ассоциациями. Различают процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и распознавание. Память может быть мгновенной, генетической, двигательной, зрительной, слуховой, эмоциональной, обонятельной, тактильной, краткосрочной, долгосрочной и оперативной.

Мы рассмотрели особенности памяти младших школьников и обнаружили, что в начальной школе дети уже способны произвольно запоминать. Так как эта способность у них еще слабо развита, учителю следует уделить особое внимание тому, чтобы младшие ученики смогли правильно запомнить учебные материалы. Использование алгоритмов в учебном процессе помогает развивать любой тип памяти, а в нашем случае и оперативную память.

Алгоритм – это процесс действий, который определяет последовательность операций, основанную на системе правил, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. Без участия оперативной памяти невозможен последовательный и, главное, правильный результат действий.

В процессе образовательного процесса обучающимся необходимо запомнить множество определений, формул, правил. Для успешного обучения учителям необходимо развивать память младших школьников. Как мы уже отмечали память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной.

Неспособность младшего школьника запоминать влияет на его учебную деятельность и в конечном итоге влияет на его отношение к школе. Для эффективного развития памяти, необходимо обучать его заучивать материал посредством создания ассоциативных связей с хорошо известной информацией, составление алгоритма.

Основываясь на данных экспериментального исследования, мы можем сделать вывод об огромной роли развития памяти у младших школьников. Поскольку память является основой всей психической жизни человека и представляет собой ряд сложных психических процессов, которыми они активно осваиваются, обучающийся управляет получением и сохранением полезной информации в сознании, ее воспроизведением в нужный момент. На продуктивность произвольного запоминания обучающихся влияет характер материала и выполняемой им деятельности. Так, вербальный материал запоминается хуже, чем наглядно предъявляемый.

В ходе образовательного процесса необходимо придерживаться индивидуального подхода к процессу обучения, принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении детей. Для эффективной и продуктивной работы учитель должен структурировать учебную деятельность, создавая для учащихся проблемные ситуации, провоцируя этим составлять учащихся алгоритм решения поставленных задач, приводящим к достижению учебной цели. В ходе работы над решением необходимо использовать различные дидактические игры и наглядный материал, который способствую также развитию произвольной памяти и лучшему усвоению учебного материала. Без хорошо развитой памяти ребенок не добьется высоких результатов в своей деятельности.

Список использованных источников

Приложение А

Методика 1. «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несёт основную функциональную нагрузку. Данную методику разработал Александр Романович Лурий.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные суммы записать в соответствующей строке бланка.

Например, 6, 3, 5, 1, 7 (записываются на доске или на бумаге). Складываем 6 и 3 – получается 9 (записывается); 3 и 5 – получается 8 (записывается); 5 и 1 – получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них приступить к проведению теста. Интервал между зачтением равен – 15 секунд.

Ключ: Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число – 40).

Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 45 минут.

Для получения более надёжного показателя оперативной памяти тестирование через некоторое время можно повторить, используя другие ряды чисел.

Текстовый материал.

Образец бланка

№ ряда

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание методики Ключ

1. 6, 3, 5, 1, 7

2. 4, 1, 5, 2, 7

3. 2, 7, 2, 4, 3

4. 5, 3, 6, 3, 4

5. 3, 5, 1, 6, 2

6. 7, 3, 2, 5, 3

7. 1, 4, 3, 4, 5

8. 8, 1, 7, 1, 6

9. 3, 2, 4, 2, 5

10. 4, 2, 6, 3, 3

1. 9 8 6 8

2. 5 6 7 9

3. 9 9 6 7

4. 8 9 9 7

5. 8 6 7 8

6. 9 5 7 8

7. 5 7 7 9

8. 9 8 8 7

9. 5 6 8 7

10. 6 8 9 6


Приложение B

Методика 2. «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать ее на бланке. Разработал данную методику Джорд Миллер.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны записать все те числа, которые вы запомнили».

Таблица

28

16

72

45

53

49

91

22

67

34

88

15

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел.

9-12 – высокий уровень;

8 – выше среднего уровня;

6-7 –средний уровень;

5 – ниже среднего уровня;

0-4 – низкий уровень.

Методика удобна для группового тестирования так, как процедура занимает не много времени.


Приложение C

Методика 3. «Память по образу»

Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, испытуемому экспонируется таблица с 10 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Автором данной методики является Э. Крис

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны нарисовать или запомнить (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.


Приложение D

Методика 4. «Словесно-логическая память»

Методика предназначена для изучения словесно – логической памяти. Сущность методики заключается в том, испытуемым зачитывается 10 пар слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После 10 секундного перерыва зачитываются лишь первые слова каждой пары, а дети должны воспроизвести вторые слова.

В конце методики подсчитывается, сколько пар слов воспроизведено правильно.Iуровень (низкий) – менее 3 пар слов, II уровень (средний) -4-5 пар слов,III уровень (высокий) – 6 пар правильно воспроизведённых слов.

Пары слов для определения словесно-логической памяти.

ПОЕЗД – ЕХАТЬ.

МАЛИНА – ВАРЕНЬЕ.

КУРИЦА – ЯЙЦО.

ЛИЦО – МЫЛО.

ГИТАРА – МУЗЫКА.

СОЛНЦЕ – ЛЕТО.

ВРАЧ – УКОЛ.

ТЕТРАДЬ– УЧЕНИК.

ЭКРАН – ТЕЛЕВИЗОР.

ЛАМПА – ВЕЧЧЕР.


Приложение E

Методика 5. «Определение типа памяти»

К участию в эксперименте привлекаются 10 учащихся. Подбираем для запоминания четыре ряда слов, по десять в каждом. Эксперимент начинаем с прочтения всех слов первого ряда (интервал 3 секунды), затем испытуемый записывает запомнившиеся слова.

После десяти минутного отвлечения от опыта показать карточку со словами второго ряда (в течение 30 секунд), вслед за тем учащиеся опять записывают запомнившиеся слова и снова отдыхают 10 минут.

Слова третьего ряда читают вслух (интервал 3 секунды), а испытуемый шёпотом повторяет их и затем записывает запомнившиеся.

Спустя 10 минут показывают карточки с написанными на них словами четвертого ряда, которые затем зачитывают вслух. Испытуемые повторяют эти слова шепотом и «пишут» их в воздухе, а потом записывают запомнившиеся.

Экспериментальные данные заносят в таблицу, и делается вывод о преобладающем типе памяти у испытуемых школьников.

Слова для проведения методики.

Ручка, пила, океан, камень, смола, забор, колокольчик, мышь, кустарник, повесть.

Степь, молоток, свекла, жук, палка, бумага, кустарник, замок, учебник, корзина.

Глаза, кошка, тетрадь, отгадка, песок, кора, мандарин, цветок, пуля, море.

Река, сажа, телега, овца, ученик, абрикос, трава, тигр, карта, гриб.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области