Информационный час для педагогов
«Корректурные пробы. Методы развития зрительного внимания»
учитель-дефектолог МА ДОУ №44 г.Белорецк
Тихомирова Елена Александровна
Корректурный метод был предложен французским психологом Бенджамином Бурдоном в 1895г., и с тех пор широко применяется для исследования внимания в его различных вариациях (Я.Е. Анфимов, А.Г. Иванов-Смоленский и др.). Метод «Корректурные пробы» был создан для исследования работоспособности человека, после чего успешно использовался в психологии труда.
Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.)
Описание методики: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Исследователь фиксирует объем и время выполнения задания, на основании чего делаются выводы о работоспособности испытуемого.
Корректурные пробы чаще всего используются педагогами и психологами как материал для исследования свойств внимания: устойчивости, концентрации, объема, распределения и переключаемости.
Я, как специалист коррекционного профиля, использую метод корректурных проб в развивающих занятиях с детьми с дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовка ребёнка к овладению навыками чтения и письма. Учёные выяснили, что если ребёнок, поступивший в первый класс, выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.
Чтение и письмо – это сложные психические процессы, в которых участвуют все высшие психические функции, межполушарные связи. Для того чтобы ребёнок овладел навыками чтения, его нужно к этому готовить. В этом педагогам и родителям могут помочь корректурные пробы.
Вы можете предложить ребёнку разнообразные варианты выполнения корректурных форм: зачеркни только животных, раскрась только фрукты; обведи картинки, названия которых начинаются на определённый звук, и так далее; можете фантазировать вместе с ребятишками.
При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание.
По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости – исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Для того чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно – взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга.
Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок – это повышает интерес детей к данным заданиям. Нужно давать ребёнку так же временное ограничение («Выполни задание за 2 - 3 минуты…) и контролировать время выполнения задания.
Формировать у ребенка умение постепенно выполнять пробы всё быстрее и быстрее. Данный вид задания можно предлагать детишкам от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.
Варианты выполнения заданий (см. Приложение) и методика организации работы:
Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.).
Затем можно ограничивать время выполнения заданий. Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других. Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на образце. Можно не вычёркивать, а считать изображения определенных предметов, букв или цифр. Также можно закрывать заданные символы декоративными камушками или фишками. Можно предложить детям с каждым вычеркиванием проговаривать звук, в таком случае у ребенка будет происходить автоматизация звукопроизношения. Задания можно подобрать в соответствии с лексическими темами, что позволяет закреплять пройденный на предыдущих занятиях материал. Задания также необходимо подбирать по степени сложности, в соответствии со способностями ребенка.
На одно занятие предлагается 1 вариант задания.
Практика показала: регулярные занятия по развитию внимания с корректурными пробами дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть… Данный вид задания интересен дошкольникам, в том числе детям с ОВЗ.
Приложение