Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации "Сценическое внимание - как элемент актерского мастерства"

Цель создание комплекса методических упражнений, развивающих сценическое внимание у обучающихся театральной студии. Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи - изучить и проанализировать научно-методическую и специальную литературу - создать и апробировать комплекс специальных упражнений и тренингов, развивающих сценическое внимание у детей с использованием здоровьесберегающих технологий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Дом детского творчества «Кировский»

Методические рекомендации

«Сценическое внимание – как элемент актёрского мастерства»

Автор – составитель:

Бордюг Альбина Владимировна -

педагог дополнительного образования

Новосибирск, 2023

Составитель: Бордюг Альбина Владимировна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества «Кировский».

Бордюг А.В. «Сценическое внимание – как элемент актёрского мастерства» (Методические рекомендации). – Новосибирск, 2023. – 24 с.

В данных методических рекомендациях представлен комплекс упражнений, направленный на развитие сценического внимания, воображения и актёрского мастерства у детей в рамках театрализованной деятельности.

Материал данных методических рекомендаций может быть использован педагогами дополнительного образования, руководителями детского театра, учителями и родителями для занятий с детьми театральным творчеством.

«Внимание для актёра – это калитка к творчеству.

Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене» К. С. Станиславский

Сценическое внимание – важнейший фактор театрального искусства. Прививая детям основы сценического искусства на занятиях театральной студии, я обнаружила, что у многих детей возникают проблемы сценического внимания, которые на первый взгляд, кажется, простой. Однако, специфические условия творчества предъявляют юному артисту такие требования, выполнить которые, не обладая способностью управлять своим вниманием, не представляется возможным.

Актёр должен подчинять своё поведение требованиям сценичности, пластичности, ритмичности. Он должен выполнять рисунок мизансцен, установленный педагогом – режиссёром, уметь согласовать своё поведение с поведением партнёров на сцене и с окружающей средой, учитывать реакцию зрительного зала, рассчитывать каждое своё движение и каждый звук своего голоса, добиваясь во всём предельной выразительности. А напряжённая закулисная атмосфера перед спектаклем, отношение зрителей, чувство самолюбия, жажда успеха – всё это отвлекает внимание, вызывает рассеянность. Начинающий актёр не может выполнить все эти условия, если не мобилизован аппарат его внимания, если он не готов к самому обострённому восприятию всего, что окружает его на сцене. В такие минуты творчество прекращается.

Сценическое внимание - это основа внутренней техники актёра, это первое, основное, самое главное условие правильного сценического самочувствия, самый важный элемент творческого состояния актёра.

Как показал анализ работы с театральной студией, для достижения высокого уровня актёрского мастерства студийцев необходимо развитие сценического внимания.

Цель: создание комплекса методических упражнений, развивающих сценическое внимание у обучающихся театральной студии.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-методическую и специальную литературу;

- создать и апробировать комплекс специальных упражнений и тренингов, развивающих сценическое внимание у детейс использованием здоровьесберегающих технологий.

Для решения обозначенной проблемы использовалась система упражнений, адаптированных и апробированных мною на протяжении длительной режиссерско-педагогической деятельности в процессе подготовки спектаклей и проведении мероприятий различных форм. Процесс развития сценического внимания осуществляется постепенно. Основной метод воздействия – упражнение, через него педагог воздействует на обучающегося. Дозировка упражнений, направленных на развитие сценического внимания, была небольшой, но упражнения применялись систематически на каждом занятии.

Прежде чем приступать к упражнениям, развивающим способность распределять и переключать внимание, проводились упражнения, развивающие концентрацию.

Во время упражнений, развивающих концентрацию внимания, возникало воздействие на органы чувств, которое обеспечивало чёткое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях. В основном проявлялось зрительное, слуховое и обонятельное внимание, обращённое на объекты внешнего мира. Упражнения, развивающие концентрацию, давали эффект если их повторяли несколько раз.

Способность распределения внимания, направленная на движения и действия, совершаемые детьми, давала возможность более чётко и ясно осознавать приёмы и способы, применяемые в практической деятельности. Обучающиеся распределяли, регулировали и контролировали свои движения и действия.

Основными средствами развития сценического внимания являлись упражнения направленные на развитие способности переключать внимание, направленные на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию обучающиеся лучше запоминают и воспроизводят информацию, создают более чёткие образы воображения, ясно и творчески мыслят.

Переключение внимания обучающихся наблюдалось при помощи часов: если сосредоточить внимание детей на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Переключение внимания при помощи рисунка:

Переключение сначала на вазу, затем на лица.

Комплекс упражнений, направленный на развитие

сценического внимания у детей

Развитие способности концентрации произвольного сценического внимания в реальной действительности.

Первая и одна из главных задач – научить студийцев концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия зрителей. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.

Упражнения

1.Необходимо взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Все участники должны повторить.

2.По доносящимся с улицы звукам нужно постараться нарисовать в

воображении, детальную картину происходящего.

3.Необходимо нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.

4.Предложите участникам попробовать научиться различать запахи разных цветов.

Развитие способности распределения произвольного сценического внимания в воображении.

Важно внутреннее внимание обучающихся, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств. Здесь характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт юный актёр.

Упражнение «Рассказ».

Для выполнения этого упражнения понадобится напарник. Одному участнику необходимо подробно описать дорогу, которой он ходит в школу, не упуская ни одной мелочи. Нужно рассказать не только об объектах, но и о звуках, переживаниях. Можно так же описать квартиру или дом, в котором он живёт. Напарник же должен нарисовать план по рассказу. Проанализируйте сходства, различия. Можно поменяться местами. Способность обучающегося распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры, они могут подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.

Упражнения в паре.

1.Участники должны взять коробку спичек. Должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, при этом параллельно рассказывая сказку или стихотворение.

2.Один участник должен написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125 x 37), второй принимается за решение. Напарник в это время, должен разными способами вас отвлекать.

Развитие способности переключения произвольного сценического внимания - как средства добывания творческого материала.

Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. Нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.

Упражнения

1.Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со вчерашнего дня, до школы. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.

2.Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.

Ни одно из предыдущих упражнений, не может быть выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания, или если не воспитываются такие навыки.

В каждый момент творчества, репетиция это или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не как в повседневной жизни, а сценическое, потому что на выступлении актёр видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции, и даже на занятии объединения нет. Разделяются представления «я на сцене» и «кто на меня смотрит».

Внимание повседневной жизни, обычного человека, изменяется, когда он поднимается на сцену. Начинают действовать способности, жизненных проявлений со сценической спецификой и с характером реагирования внимания - не непосредственного, инстинктивного, а повторного внимания.

Познавая сущность сценического внимания, и дисциплинируя его, начинающий актёр развивает эти специфические способности.

В данном комплексе упражнений приведены упражнения и групповые игры, в которых педагог, ещё не знающий своих обучающихся, может познакомиться с ними, понять их творческие качества: внимание, собранность, умение быстро переключаться, способность концентрироваться, распределять внимание – для того чтобы в дальнейшем предложить нужные для их развития упражнения.

Эти начальные упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувства локтя, ощущения себя в коллективе. С них начинается сценическое воспитание артиста. Они возникают в любом периоде обучения, когда нужно еще и еще раз проверить: «кто есть, кто» в рождающемся коллективе?

Прежде всего, позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут обучающиеся, стояли бы стулья, поставленные в полукруг. Вошли обучающиеся, сели. Каждый должен убедиться «я вижу всех, меня видят все».

С внимания начинается действие. Внимание - к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? Что понятно? Что опасно? Как надо вести себя? Что надо делать?

Упражнения, направленные на развитие способности концентрировать

сценическое внимание:

Упражнение «Часы».

В этом упражнении, тренирующем сосредоточенное внимание, заняты 13 человек: 12 «часы"» и 1 «диспетчер».

Необходимо встать широким кольцом, рассчитаться по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. Диспетчер – посредине.

Если бы это был циферблат больших часов, а каждый участник определенным «звучащим» часом, как можно было бы отбить на этих часах время? Например, сейчас ровно 11 часов. Цифра 11- нужно ударить в ладоши, затем цифра 12 – спойте «бом-мм!». Так и расположены стрелки в это время – одна на одиннадцати, другая – на двенадцати. Показание маленькой часовой стрелки должно быть первым. Диспетчер, объявляет время, а цифры – отбивают часы.

Упражнение «Хлопки».

Обучающиеся сидят в «среднем кольце». В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.

По команде ведущего хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Главное - не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда ведущего должна застать участника за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сделать следующий хлопок.

Упражнение «Игра с носорогом».

У одного из самых смелых племен Африки, масаев есть охотничья игра: они бесшумно подходят к спящему носорогу, очень свирепому зверю, и кладут ему на спину камешки. Если носорог проснется – жизни смельчака будет угрожать смертельная опасность.

Отправим одного участника - «носорога» спать – пусть он ляжет и укроет голову, чтобы никого не видеть. Потренируем сосредоточенное внимание в действии.

«Охотнику» необходимо подкрасться к носорогу так, чтобы он не слышал шагов, и положить ему на спину монетку. Когда отойдет один охотник, пусть идет следующий. Удастся ли участникам положить монетку так, чтобы наш носорог ничего не почувствовал?

А не заснёт ли «носорог» на самом деле? Необходимо прислушиваться внимательней, кто-нибудь себя непременно выдаст.

Можно усложнить ситуацию: пока один «охотник» подкрадывается к «носорогу», остальные еле слышно напевают, скрывая возможные шумы и скрипы пола.

Упражнение хорошо мобилизует активное внимание и подготавливает участников к циклу упражнений на взаимодействие партнеров.

Упражнение «Плакат».

В этом упражнении участникам даются первые задания по действию с воображаемыми предметами, так же продолжается тренировка сосредоточенного и рассредоточенного внимания.

Участники рассчитываются по алфавиту, им необходимо представить, что перед каждым из них стоит ящик с несколькими накладными буквами. Буквы большие, с полметра высотой, вырезаны они из плотного белого картона. Затем представить, что через всю комнату протянуты две деревянные планки, на которые нужно навешивать буквы. Можно сделать плакат и повесить в комнате на слова А.С.Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты». Педагог задает определенный ритм (с помощью постукивания по столу), и участники, выходя в этом ритме к воображаемым планкам, «вешают» свои буквы, одну за другой.

Необходимо смотреть внимательней, где, на каком уровне дети повесили предыдущую букву, а также соблюдать одинаковое расстояние между буквами, стараться, чтобы текст ложился ровно.

Затем, выходя один за другим, участники по хлопку снимают свои буквы!

Упражнение «Змейка».

Участники идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.

По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим. Организованность, рабочая чёткость, вот основные требования выполнения упражнения.

Упражнение «Мимикрия».

Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.

Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры. Как можно «смимикрировать»? Например, на стуле ведущего висит чёрная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.

Театрализованный этюд.

Важную роль в развитии концентрации произвольного внимания играет постановка этюда на различные темы. Например, этюд на тему «Новости дня», «Прогноз погоды», «Интервью», «Репортаж». Для выполнения этюдов можно включать музыку, либо фонограмму телевизионных программ.

Упражнение «Хлопки».

Педагог предает хлопок. Задача детей - поймать и вернуть его педагогу.

2 хлопка: 1-ый - поймали, 2-ой - отдали.

От участников требуется внимание и соблюдение ритма.

1. «Хлопки - ускорение»;

2. «Хлопок-ответ»;

3. «Хлопки хаотичные»;

4. «Хлопки – внимание.

Упражнение «Жизнь в движении».

А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, чтобы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.

Необходимо сконцентрировать внимание на одном из предлагаемых обстоятельств: пройти по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой доске, через крапиву и т.д.

Упражнение «Жизнь предметов».

Обучающиеся должны показать собственные одиночные этюды на задание «Предмет». Все предметы находятся в одной комнате и с ними взаимодействует человек (будильник, зеркало, радио - приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина и т.д.)

Упражнение «Животный мир».

Показ собственных одиночных и групповых этюдов на тему «Животные» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки).

Упражнение «Профессии».

В этом упражнении можно использовать музыку Оффенбаха «Парижский балет» (галоп), Штрауса «Трик-трак полька», Моцарта «Симфония №40», Бетховена «Симфония №5»)

Показ самостоятельных этюдов на тему «Профессия» (художник, модель, рыбаки, стоматолог и т.д.)

Упражнение «Цвета».

Показ самостоятельных этюдов на тему «Цвет». Участникам необходимо изобразить при помощи мимики, жестов различные цвета (серый, оранжевый, голубой, зелёный, красный, розовый и т.д.)

Упражнения, направленные на развитие способности переключать

сценическое внимание.

Упражнение «Встать, сесть».

Необходимо всем встать одновременно, затем сесть одновременно.

Для того чтобы все встали или сели одновременно, нужно, чтобы тело было готово к движению. Плечи, корпус, ноги – не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно «держать осанку», найти такое положение корпуса и ног, при котором удобно сидеть, но можно и мгновенно встать, затратив минимум усилий. Вот эта поза постоянной готовности к действию – исходное положение в полукруге, рабочее положение, при котором легко слушать, смотреть, активно действовать.

Упражнение «Кто внимателен?».

Для того чтобы определить, кто внимателен, а кто нет, можно сыграть на одном из первых занятий в какую-нибудь детскую игру.

Выясните, кто летает. Называете стрекозу, например, дети отвечают хором: «летает!» и поднимают руки. Если спросите о поросенке – дети молчат и не поднимают рук.

Орел летает? Воробей летает? Божья коровка летает? Змея летает?

А теперь выясним, что можно назвать круглым? Мяч круглый? Арбуз круглый? Насос круглый?

Что это за шум на улице? Машины проезжают со свистом? И т.д.

Упражнение «Переходы».

Тренируем навыки рабочей собранности:

Необходимо посмотреть на своих товарищей, обратить внимание на цвет волос каждого из них. Затем поменяться местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним потемнее, а крайним слева был бы участник с самыми чёрными волосами.

Сидя на месте, молча, каждый участник ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами (по алфавиту фамилий, алфавиту имен, росту)

Бесшумно, чётко. Никаких лишних движений – только целесообразные.

Упражнение «Волчок».

Необходимо взять стулья встать широким кольцом. Держа стулья перед собой на вытянутых руках, необходимо идти по кругу (не спеша, затем быстрее). Ускоряем темп быстрее, затем медленнее (повторяем 3-4 раза).

При выполнении этого упражнения договоритесь с детьми о двух условиях. Первое: какой бы быстрый темп хода ни был задан, нельзя касаться друг друга, нельзя задеть стулом. Второе условие: когда ведущий скажет «Стоп!», нужно быстро поставить стул и сесть лицом к ведущему.

Упражнение «Отвечай!».

Участники, один за другим, отвечают хлопком на хлопок ведущего, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков участника должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.

Ведущий спрашивает о чём-то, а участники отвечают, в том же тоне и с той же силой удара, с какой ведущий задал вопрос,

Усложняем правила игры: чем тише ведущий хлопает, тем громче должны отвечать участники. Чем громче будет хлопок ведущего, тем тише должен быть хлопок участников.

Упражнение «Земля, воздух, вода».

Есть еще один вариант предыдущего упражнения. Белый мяч обозначает «воздух», поэтому участник, который ловит белый мяч, должен назвать какую-нибудь птицу, летающее насекомое и т. д.

Черный мяч – «земля», на него нужно отзываться наименованием какого-нибудь наземного животного.

Можно прибавить еще и третий мяч, «воду», и называть какую-нибудь рыбу. Этот мяч должен быть другого цвета - голубым, например.

Временные связи в сознании (черное – земля, белое – воздух, голубое – вода) образуются быстро, но только хорошо натренированное рассредоточенное внимание позволит ученику мгновенно ориентироваться, действуя с тремя мячами.

Если нет разноцветных мячей, можно работать и с одноцветными, называя их при кидании: «воздух», «земля», «вода».

Нужно только иметь в виду, что основная цель упражнения – формирование навыка быстрого переключения при взаимосвязи участников друг с другом, поэтому быстрота возникновения ассоциаций в этом упражнении важнее, чем изобретательность, изощренность фантазии.

Как только участникам становится легко выполнить упражнение, необходимо усложнить его, введя новый объект внимания. Можно ввести в игру четвертый мяч с любым названием.

Упражнение «Песня»

Для выполнения этого упражнения необходимо выбрать вместе с детьми любую популярную песню. Спойте её хором. По первому хлопку начинайте петь мысленно, про себя, а по третьему хлопку – вслух.

Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После нескольких повторений упражнение видоизменяется: после второго хлопка, когда вы перейдете на мысленное пение, ведущий начинает дирижировать участниками: на кого укажет, тот должен петь вслух, пока ведущий не переведёт указку на другого участника. Выделяя отдельные голоса, требующие проверки, педагог начинает варьировать хлопки и дирижировать.

Упражнение «Держи свою мелодию».

Упражнение тренирует иммунитет против общего ритма. Актёр на сцене часто заражается общим ритмом действия, в то время как ему надо выдерживать ритм своей собственной роли.

По одному хлопку ведущего, каждый участник должен мысленно петь свою песню. Какую, мы пока, не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам все должны петь вслух. Участники должны быть внимательны, чтобы ритмы песен не мешали руг другу и не сбивал.

Данное упражнение тренирует рабочее сосредоточенное внимание участников и навыки произвольного переключения. Ведущий ведет это упражнение, иногда усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по два удара. Участники должны мгновенно ориентироваться, что делать: продолжать ли петь про себя или переходить на пение вслух.

Координация движений с помощью песни.

Обычно навыки координации движений создаются специальными упражнениями на уроках сценического движения, поэтому приведем лишь одно упражнение.

Педагог определяет порядок движений. Например, быстро встать и, медленно обойдя свой стул, остановиться у его спинки – на три первые строчки песни;

остановившись – пропеть две следующие строчки; перенести стул в условленное место, остановиться – на три строчки; не двигаясь – пропеть строчку; встать на стул и медленно выпрямиться – на одну строчку;

быстро спрыгнуть – в паузе между строчками; стоя – пропеть две строчки;

быстро перенести стул на прежнее место – на начале строчки, а потом вдруг хихикнуть и мгновенно стать серьезным; медленно обойти стул кругом и сесть – на четыре строчки.

Песня начинается по сигналу и не нарушая ритма, участники: проделывают заданные движения, сначала тренируя отдельно каждое движение, потом с начала песни, не прерывая ее.

Упражнение «Отстающее зеркало».

Участники садятся в полукруг.

Первый участник слева, должен представить себе, что сидит перед зеркалом и не спеша прихорашивается. Сделав одно движение нужно задержаться на секунду и посмотреть в зеркало. Сделав другое движение выдержать паузу. Второй участник слева повторяет движение только тогда, когда ведущий начнёт второе движение. Третий участник слева повторяет первое движение ведущего тогда, когда участник справа начинает воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий начинает уже третье движение. Таким образом, движения ведущего повторяются всеми сидящими в полукруге, с отставанием на одно движение. Например, ведущий начинает причесываться. Его первое движение – поднес руку к кармашку с расческой, замер. Второе движение – вынул расческу. Третье – откинул голову, и т. д.

Более сложный вариант этого упражнения – «зеркало» с отставанием на два и даже на три движения.

Упражнение требует натренированного рассредоточенного внимания, оно тренирует мышечно-двигательную память и является вступлением к циклу упражнений на мышечно-двигательные восприятия.

Упражнение «Юлий Цезарь».

Говорят, великий Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и разговаривал. Следовательно, можно сказать, что у него великолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорошо натренированным рассредоточенным многоплановым вниманием.

За одно занятие, таких умений не освоить, и за сотню уроков Юлием Цезарем не стать, но постепенно тренировать себя в этом направлении полезно. Время от времени можно делать, например, следующее: перемножить мысленно два многозначных числа (536 х 24) и в то же время писать на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотворение, либо читать вслух знакомое вам стихотворение, а на бумаге умножить два многозначных числа.

Когда это освоено, предлагается усложнить задачу. Вместо знакомого стихотворения можно взять любой незнакомый текст из книги. Читать его вслух, а на бумаге производить вычисления. Затем, переписывать текст из книги, а в уме умножать числа.

Это же упражнение можно проделать без использования математических способностей: необходимо встать у двери и подслушивать, что за ней делается, а подушечками пальцев гладить фактуру двери и запоминать это ощущение.

Упражнение «Взрыв».

Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Необходимо акцентировать внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали её придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

Упражнение «Переход».

Детям нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены кабинета, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».

Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Ритмическая зарисовка «Хлоп-топ-ритм»

Необходимо включать различные музыкальные композиции. Дети должны выполнить часть ритмического тренинга. От простого ритма к сложному, от одного человека к группе.

«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Ритмический тренинг – один из вариантов развития внимания. Он не только заставляет собирать внимание, а также слух, чувство ритма, приучает слушать других, что помогает сплочению коллектива. Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения - это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания - целенаправленное, волевое.

Упражнение «Коробка передач».

Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпо ритма, вера в предлагаемые обстоятельства, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.

Итак, начнём упражнение с того, что заменим слово «темп» на «скорость». Условно разделяем наше движение на 5 скоростей, как коробка передач. Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках.

Упражнение «Мостик».

Предлагаем участникам двигаться с третьей, первой, второй, пятой, второй скоростью. По хлопку ведущего участники должны принять неожиданную для всех позу моста через ручей, можно повторить 3 раза. Затем предложите участникам свою позу оправдать, что бы они делали в таком положении, если бы начался сильный дождь, ветер, ураган.

Упражнение «Воздух, желе, камень»

Итак, используем уже известную нам третью скорость. Когда ведущий говорит «воздух» - движения участников должны стать воздушными, лёгкими, «камень» - движения скованные, жёсткие, «желе» - движения плавные, пружинистые.

Упражнения, направленные на развитие способности распределять

сценическое внимание.

Упражнение «Светофор».

В упражнение, приведенное выше, введем такое усложнение: три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Участники продолжают переходы, но ещё и следят за ведущим, который будет поднимать один из листков. Обязанность участников: на зеленый – мяукать, но идти, на желтый – замереть, на красный – топать на месте. Можно продолжить пересаживаться и главное быть внимательными к возникающим цветам светофора. В том случае, если светофор выключен, можно идти нормально.

Упражнение «Переходы со стульями».

Так же, как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своими стульями. При переходе держать стулья в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала без ограничения времени. Потом по счету. Ведущий будет считать до десяти. Участники распределяют так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет «раз» встают и начинают переходы. На счет «десять» садятся на новом месте.

Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Необходимо представить себе, что делают перестановку декораций на сцене в короткой паузе между сценами спектакля.

Упражнение «Кольцо».

Встречается в упражнениях еще одно расположение стульев – кольцо. Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку.

Участники садятся в полукруг. По счету (на «десять» или на «пять») необходимо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории.

Необходимо как можно точнее распределять движения по времени. Сесть нужно с последним счетом, а расстояния между стульями должно получиться одинаковыми? Повторяем упражнение: в полукруг, затем в большое кольцо.

Упражнение «Мячи и числа».

Данное упражнение выполняется с теннисным мячом.

Кидая мяч, ведущий называет любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мяч, назвав новое число. Запрещается, при броске мяча, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

Это упражнение удается не сразу. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет участнику сбить эту рефлекторную последовательность.

Постепенно можно изменять темп кидания, приспосабливаясь к изменениям движения рук, кидающих и ловящих мяч. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, пока мяч летит в воздухе.

Упражнение «Мячи и слова».

Участники перебрасываются двумя мячами, белым и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь заданным темпам, которые выстукивает ведущий.

Участник, кидающий черный мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

Облако... плывет! Костер... разгорается! и т.д.

Простое, на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь при сравнительно медленном темпе. Только хорошо натренированное рабочее рассредоточенное внимание позволяет вести упражнение в более быстром темпе. Опять стало легко? Немедленно усложняйте упражнение!

Упражнение «Координация движений».

Существует старинная восточная забава: сначала правой рукой быстро похлопывать себя по животу, а левой медленно гладить затылок.

Потом наоборот: левой рукой похлопывать себя по животу, а правой по затылку. Затем опять, правой рукой медленно хлопать себя по животу, а левой быстро постукивать по затылку, и сразу же правой рукой быстро, а левой медленно.

Для того чтобы освоить эту очередность движений, необходимо научиться делать, не сбиваясь, каждое движение отдельно.

Необходимо воспитывать координацию движений. Можно потренироваться в чем-нибудь несложном: например, правой рукой писать в воздухе цифру семь, а левой ногой выписывать на полу восьмерку.

Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно, выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.

Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувство локтя, ощущения себя в коллективе.

Упражнение «Ходьба по сцене».

Итак, внимание детей сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Так же существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике.

Участники двигаются по аудитории в спокойном ритме, стараются заполнить всю площадку, не оставляя пустых мест.

Упражнения на мышечное расслабление и напряжение

У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений.

Ритм - чередование каких - либо элементов в звучании или движении, темп - степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актёру очень важно попасть в нужный темпо ритм. Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних.

Анализ литературных источников показал, что сочетание различных средств и методов работы актёра над ролью, сценическим образом, компонентом которого является сценическое внимание, имеют решающее значение в достижение высоких результатов.

Благодаря целенаправленному развитию сценического внимания облегчается выполнение всех видов упражнений, направленных на усовершенствование актёрского мастерства.

В своей работе я выделила 3 свойства внимания: способность концентрации, переключаемости и распределения внимания.

Тесты, используемые в работе, позволили выявить влияние комплекса методических упражнений на развитие сценического внимания обучающихся.

На основе результатов педагогического наблюдения на констатирующем этапе, было выявлено: группы упражнений, развивающих способность переключать и концентрировать сценическое внимание, улучшили способности обучающихся. Обучающиеся значительно быстрее овладевают способностью концентрировать и переключать внимание. Умеют производить свободные произвольные включения и выключения, различных чувственно - эмоциональных сфер в любой последовательности.

А уровень развития способности распределения внимания оказался незначительным во всех показателях. В дальнейшем я планирую обратить на это особое внимание и откорректировать методы работы в данном направлении.

Комплекс методических упражнений, направленный на развитие сценического внимания позволил достоверно эффективно повысить уровень сценического внимания обучающихся.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области