Тема проекта: «Гимнастика для Язычка»
Проект подготовили:
учитель – логопед: Коротовских Н. С.
Актуальность:
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс,на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными.
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Тип проекта: коррекционно-педагогический, творческий.
Участники проекта: учитель – логопед, педагог – психолог, дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Цель проекта: Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
• Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
Задачи проекта для детей:
Задачи проекта для педагогов:
Обучение специальным методам и приёмам артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Задачи проекта для родителей:
1.Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми.
2.Познакомить родителей с комплексами артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в домашних условиях.
Предполагаемый результат для детей:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
Предполагаемый результат для педагогов:
Повышение профессионального мастерства в вопросах проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэергопластики.
Предполагаемый результат для родителей:
Ознакомление родителей с различными игровыми комплексами артикуляционной гимнастики с элементами биоэергопластики.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
• Учитывать индивидуальные особенности детей;
• Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
• Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
• Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Этапы работы | Методическая работа |
I Этап (подготовительный) | |
II. Этап основной (практический) | С детьми 1 неделя Традиционная артикуляционная гимнастика Гимнастика со «Смешариками» Сказки «Веселого Язычка» 2 неделя Артикуляционная гимнастика с использованием ведущей руки «Волшебный кубик» «Зимняя прогулка Язычка» 3 неделя Артикуляционная гимнастика с использованием левой руки Сказки Веселого Язычка «Прогулка в зоопарк» Прогулка Язычка в лес 4 неделя Артикуляционная гимнастика с использованием обеих рук Артикуляционная гимнастика под музыку «Язычок танцует» Работа с родителями: Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» Буклет для родителей «Артикуляционная гимнастика». |
3 этап – Заключительный | Фотовыставка «Дома играем с Веселым Язычком» Лэпбук «Игры Веселого Язычка» |