Консультация для педагогов «Музыка как средство для нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки.
Задачи:
- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме;
- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению. Чувство патриотизма - доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному наследую своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития музыка является, наверное, на первом месте, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство.
Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированной НОД, праздников, развлечений, творческих встреч, включающих в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление с художественной литературой.
Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на социокультурных ценностей. Нравственно – патриотическое становление человека формируют у него: чувства совести, долга, веры, ответственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности различать добро и зло, готовности к преодолению жизненных испытаний, служения людям и отечеству, послушания, доброй воли.
В связи с этим, намечены ориентиры по нравственно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения:
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- соблюдение исторической преемственности поколений;
- разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей;
- тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания дошкольников. В воспитательно - образовательной работе по музыкальному развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкальноритмические движения, игра на д.м.и. В своей работе я использую народные игры с пением и движением: «плетень», «продай кувшин», «ветерки и цветочки» и т.д. Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная музыка входит в быт, приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость народа, в результате у них развивается интерес и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Все народные песни, народные мелодии, используемые мной , обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. В нашем саду широко отмечаются праздники Масленица и Сабантуй, на которых используются народные игры и песни. Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка, истинная поэзия. Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника – прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх, аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети слушают «пение птиц», восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образцы хорошо знакомых детям животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года»,
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детьми. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. День Победы – великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. Дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводятся беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященному Дню Победы дети «по-настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения. Не менее важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В уголке для родителей постоянно обновляется раздел по музыкальному развитию детей, где даются советы по организации музыкального воспитания в семье.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
Современное дошкольное учреждение выступает социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ нравственности, приобщение детей к музыкальному наследию своего народа. Музыка, используемая для восприятия, постановок танцев, оформления праздников, утренников – способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную активность.