Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
( из опыта работы)
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в
коррекционно-педагогической работе»
Составила:
Учитель –логопед
Кашафутдинова Л. И.
г. Туймазы
20 23 г.
В нашей жизни встречается очень много детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении, неравномерным развитием психических процессов (память, внимание, мышление), низким уровнем познавательной деятельности, нарушениями речи. Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком.
Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстает от других двигательных качеств. А ведь ее развитие напрямую связано с формированием правильной речи.
Чем раньше специалист начнет заниматься с ребенком, тем лучше будет результат на выходе (при поступлении в школу). Я занимаюсь с детьми по своим наработанным методикам, основанным на нетрадиционных методах развития ребенка. Это такие методы, как: Су Джок терапия, кинезиологические упражнения, использование мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка. Результаты у детей хорошие.
Су Джок терапия – это использование массажного кольца на пальцах рук. Оказывает общетонизирующее лечебное и профилактические действие, улучшает состояние энергетических каналов человеческого тела. Массаж пальца с помощью кольца по эффективности взаимодействия на внутренние органы равнозначен общему массажу тела. Регулярное их использование стимулирует кровообращение, снимает усталость и напряжение, стабилизирует психические процессы, укрепляют защитные силы организма, улучшает сон.
Дети – наше будущее и их физическое, психическое состояние (в том числе и речь, которая является главным психическим процессом) зависит только от нас взрослых.
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.
В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в коррекционной практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на ребенка, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.
Использование дополнительных методов создаст на коррекционных занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи:
- Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
- Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:
· Развитие фонематического слуха и восприятия;
· Коррекция произношения;
· Совершенствование навыков пространственной ориентации;
· Совершенствование лексико – грамматических категорий;
· Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Используя элементы Су – Джок терапии, применяю следующие методы и приемы:
· Взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)
· Словесные приемы ( потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)
· Игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения)
· Практические действия (массаж кистей, пальцев рук)
Су – Джок терапию проводим поэтапно:
1 Этап
Знакомство детей с массажером , правила его использования.
2 Этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3 Этап.
Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Рассмотрим по подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
· Массаж специальным шариком Су-Джок. . Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
- Катать мячик в ладонях по кругу;
- Перебирать мячик пальчиками;
- Сжимать мячик пальчиками;
- Крутить мячик пальчикам;
- Подбрасывать и ловить мячик;
- Сжимать мячик в руках;
- Перекидывать мячик из одной руки в другую.
Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ.минутки
- Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное кольцо)
Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
- «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками
(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (аппликатор Кузнецова)
Одновременное произношение звуков, слов с движением и прожимами на аппликаторе.
Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Характеристика звука (с помощью массажного шарика).
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)
красный – для гласных;
синий с колечком – для звонких твердых согласных;
синий без колечка – для глухих твердых согласных;
зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;
зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.
- Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
-Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
-«Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
- «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
- «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
Звуковой и слоговой анализ слов
- Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
- Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» (прижимы на аппликатор «ладошку»)
Связь звука с буквой
- Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу) -Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
Совершенствование лексико –грамматических категорий
Словообразование, словоизменение
«Шарик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием шарика или деревянного валика друг другу
«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?»
Совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай»
Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью Су – Джок шарика (Сказка про ежика)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приёмов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон Су-Джок выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, нормализуется мышечный тонус (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи), улучшается психоэмоциональное состояние детей, обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Список литературы
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
3. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
4. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
5. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
7. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
9. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.