МБДОУ ЦРР д/с «Золотой ключик» г. Зернограда
Самоанализ занятия по ФЭМП (познавательное развитие)
во второй младшей группе «Сказка» группового занятия
воспитатель Грузинова Т.И.
Тема « Бусы для Маши»
Цель: учить определять пространственное положение предметов, используя предлоги на, под; различать пространственные направления от себя: слева, справа. Счет до трех.
Задачи:
1.Образовательные: закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять в умении отгадывать загадки, продолжать учить выкладывать геометрические фигуры по алгоритму, классифицировать фигуры по двум свойствам – форме и цвету, учить правильно определять пространственное положение предметов, используя предлоги на, под, различать пространственные направления от себя: слева, справа;
2. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, зрительное внимание, речь;
3.Воспитательные: воспитывать интерес к математике, самостоятельность, уверенность в себе.
Оборудование: игрушки заяц, лиса, еж, Маша, желтое и красное яблоко. Обруч, демонстрационные геометрические фигуры, конверт, карточки алгоритма.
Словарь: слева, справа, на, под, квадрат, круг, треугольник.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Ход занятия
Занятие проводилась с детьми второй младшей группы «Сказка». Оно состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Задачи занятия определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей младшего дошкольного возраста. Занятие связано с предыдущими, учитывается зона ближайшего развития детей. Деятельность с детьми была построена в игровой форме.
Подготовка к занятию включала подбор методического материала. На каждый момент занятия были подготовлены игрушки, наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа по теме игры: «Вверху – внизу, кто выше?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Куда спряталась мышка?», подвижные игры: «Кот и мыши», «Цветные автомобили». В индивидуальной работе использовались игры на закрепление знаний геометрических фигур, выкладывание их из счетных палочек, считалочки, математические игры и загадки, игры на ориентировку в пространстве.
С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов, продуманно расположение детей в пространстве зала (беседа, игра – стоя; работа с раздаточным материалом - сидя на стульях).
Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, освещенность, подбор и расстановка мебели).
Занятие имело следующую структуру: организационный момент, основная и заключительная части. Структура занятия соответствовала поставленным задачам, в каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Таким образом, обучающая задача решалась во всех частях занятия.
Немаловажное значение имеет физическое развитие детей и использование здоровьесберегающих технологий, в связи с этим в занятии была использована физминутка с музыкальным сопровождением, а смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость.
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общение.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем развития, предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. На протяжении всего занятия придерживалась личностно-ориентированного подхода в общении с детьми, привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания, не перебивала, хвалила за каждое действие, поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу.
В ходе занятия сочетались различные формы работы: групповая, в парах, индивидуальная.
На протяжении всего занятия использовались различные приемы игровые, словесные, наглядные, практические - что способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, обеспечению речевой и познавательной активности детей.
Использовались приемы - сюрпризный момент (письмо от Маши), выполнение игровых действий, создание игровой ситуации, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрение уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово.
Был подведен итог занятия. Все задачи, поставленные при планировании непосредственно-образовательной деятельности, были решены, цель достигнута. Все запланированные мероприятия и поставленные задачи выполнены успешно.