Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста»

Влияние личностноориентированного взаимодействия на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ на тему: "Мы разные, но мы вместе!" (неделя толерантности в МБДОУ№254) Подготовила: Несмеянова А.С. педагог – психолог МБДОУ№254 Ростов-на-Дону 2020-2021 уч.год 2 Аннотация к проекту: Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования на современном этапе. Педагогический проект "Мы разные, но мы вместе!" ориентирован на формирование установок толерантного сознания и поведения у всех участников педагогического процесса. Проект является краткосрочным, для ежегодного проведения в детском саду. Согласно проекту, в течение последовательных трех лет пребывания в детском саду у участников проекта развивается и закрепляется интерес к самому себе, к сверстникам; формируются навыки и нормы поведения с другими людьми, черты толерантной личности. Структура проекта включает: • цикл занятий по развитию и закреплению толерантного сознания и поведения у детей с 4-х лет, разработан для проведения занятий педагогом с детьми группы • диагностический материал по определению черт толерантной личности у родителей и педагогов (для новизны, ежегодно, подбираются новые диагностические методики для определения черт толерантной личности); • конспект консультации для родителей средних групп «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье»; • конспект семинара-тренинга с педагогами «Знать, чтобы…» (для новизны, ежегодно, для педагогов разрабатывается новый психологический тренинг по закреплению черт толерантной личности); • конспект праздника толерантности для детей выпускных групп «Дружат дети всей Земли»; • подборка информационного и наглядного материала для родителей. 3 Содержание № п/п Наименование стр. 1. Введение 4 2. Этапы реализации проекта 8 3. План реализации проекта 10 4. План проведения Недели Толерантности 11 5. Цикл занятий с детьми по формированию толерантного сознания и поведения 13 6. Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознания влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников. 18 7. Приложение 22 4 Введение Актуальность проекта: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Ростов-на-Дону – многонациональный город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Для детского сада проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими с разным жизненным опытом и с несформированным социальным интеллектом. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В детском саду важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Задача воспитания толерантности у детей дошкольного возраста должна пронизывать деятельность всех тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это семья и детский сад. Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми городами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира». Воспитывать толерантность в семье – значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. 5 Главные методы воспитания в семье – это пример, общие с родителями занятия, беседы, привлечение ребенка в различные виды деятельности в семье и вне ее. При воспитании ребенка надо помнить, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в то же время и наиболее эффективно. Нам, педагогам детского сада, необходимо быть уверенными, что родители наших воспитанников обладают чертами толерантной личности и могут на своем личном примере формировать у детей толерантное сознание и поведение. Для этого в детском саду с родителями необходимо ежегодно проводить психологические тренинги, консультации по закреплению черт толерантного сознания и поведения. Дошкольный возраст является сензитивном для формирования всех нравственных качеств, закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями. Ежегодно в детском саду с детьми, начиная с 4-х лет, проводится цикл занятий по формированию и закреплению черт толерантного сознания и поведения. Проявление толерантности имеет первостепенное значение в работе педагога и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный 6 дефицит уважения и терпимости. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений воспитанников, педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому с педагогами также необходимо проводить семинары-практикумы, психологические тренинги по закреплению черт толерантного сознания и поведения. Цель проекта: • Создание единой системы взаимодействия детского сада и семьи по формированию основ толерантного сознания и поведения у участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов). Задачи проекта: • Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. • Закрепление нравственного приемлемого поведения. • Формирование позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ. • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения. • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания у детей толерантного сознания и поведения. Вид проекта: краткосрочный, ежегодный. Участники проекта: педагоги детского сада, родители, дети дошкольного возраста с 5-х до 7 лет. Время реализации проекта: ноябрь (май), ежегодно. 7 Ожидание от проекта: осознание и накопление своего жизненного опыта, что позволит активизировать интерес дошкольников вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Позволит повысить компетентность родителей в вопросах воспитания у детей толерантного сознания и поведения. 8 Этапы реализации проекта I этап. Организационно-подготовительный Цель: изучить опыт работы разных детских садов по формированию толерантного сознания и поведения у детей дошкольного возраста. Задачи: • Создать информационный банк по данной проблеме. • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения. • Разработать мероприятия в рамках Недели толерантности. Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта. II этап. Содержательно-целевой Цель: Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта. Задачи: • Включить всех участников проекта в организационноисполнительную деятельность по формированию толерантного сознания и поведения у дошкольников. • Закрепление у детей нравственного приемлемого поведения. • Формирование у дошкольников позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ. • Повышать у участников проекта (педагогов и родителей) уровень компетентности в вопросах формирования у детей толерантного сознания и поведения. Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация новых мероприятий проекта. III этап. Контрольно-итоговый Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта. Задачи: • Проанализировать степень реализации целей и задач проекта. • Обобщить опыт по реализации проекта. • Определить перспективы дальнейшей деятельности. Оценка результативности по итогам работы провести по трем направлениям: дети, родители, педагоги: 9 • Оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле - через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми. • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей – через их участие в проведении совместных мероприятий. • Оценка активности деятельности педагогов – через качество проведения работы с детьми в рамках проекта. Ожидаемый результат: включение и согласованность всех участников проекта, определение дальнейших перспектив работы. 10 План реализации проекта Запланированные мероприятия Задачи, цели Сроки Ответственные I этап. Организационно-подготовительный 1.Создать информационный банк: подборка методической литературы, интернет ресурсов изучение методической литературы, опыта работы разных детских садов по формированию толерантного сознания и поведения у дошкольников в течение года педагог-психолог 2.Работа творческой группы разработка методических рекомендаций по проведению занятий по программе «О тебе и твоих друзьях», подбор сказок и подвижных игр народов мира подготовительный период педагог-психолог, творческая группа II этап. Содержательно-целевой 1.Проведение с детьми Занятий по программе «О тебе и твоих друзьях». Цикл занятий: № 1 «Самое лучшее имя на свете – имя мое!» № 2 «Это мама, это я. Это вся моя семья» № 3 «Единство с природой» № 4 «Я и Мы» формирование у дошкольников толерантного сознания и поведения в рамках недели толерантности воспитатели групп 2. Проведение анкетирования родителей (Тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В.Овчарова) средние группы для определения типа семейного воспитания в рамках недели толерантности воспитатели групп 3. Семинар-практикум: «Знать, что бы…» 1 часть – теоретическая 2 часть - практическая осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников в рамках недели толерантности педагог-психолог 4. Консультация для родителей «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в повышение компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного сознания и поведения у в рамках недели толерантности педагог-психолог 11 семье» дошкольников 5. Конкурс детских рисунков «Дружат дети всей Земли» закрепление толерантного сознания через детское творчество в рамках недели толерантности воспитатели групп 6. Подготовка информационного материала «Как воспитать толерантного человека…» для родителей по формированию у дошкольников толерантного сознания и поведения повышение компетентности в вопросах воспитания детей в рамках недели толерантности педагог-психолог, воспитатели групп 7. Проведение праздника «Дружат дети всей Земли» (для подготовительной группы) закрепление понятий толерантности в рамках недели толерантности воспитатели групп, музыкальный руководитель III этап. Контрольно-итоговый 1.Наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, беседы с детьми оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле последующая неделя после проведенных мероприятий недели толерантности творческая группа 2. Анализ активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий оценка заинтересованности и участия в проекте родителей последующая неделя после проведенных мероприятий недели толерантности творческая группа 3. Анализ качества проведенной работы с детьми в рамках проекта оценка активности деятельности педагогов последующая неделя после проведенных мероприятий недели толерантности творческая группа План проведения «Недели Толерантности» День недели Планируемые мероприятия Понедельник С детьми: Занятие по формированию у дошкольников толерантного сознания и поведения «Самое лучшее имя на свете – имя мое» Размещение информационного материала для родителей: 12 «Как воспитать толерантного человека…» Вторник С детьми: Занятие по формированию у дошкольников толерантного сознания и поведения «Это мама, это я. Это вся моя семья» С родителями: Консультация на тему: «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье» Среда С детьми: Занятие по формированию у дошкольников толерантного сознания и поведения «Единство с природой» С педагогами: Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознания влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников. I часть – теоретическая Четверг С детьми: Занятие по формированию у дошкольников толерантного сознания и поведения «Я и Мы» С педагогами: Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников. II часть – практическая Выставка детских рисунков: «Дружат дети всей Земли» Пятница Проведение праздника «Дружат дети всей Земли» 13 Цикл занятий с детьми по формированию установок толерантного сознания и поведения у детей дошкольного возраста Занятие № 1 «Самое лучшее имя на свете – имя мое» Беседа с детьми об имени: маленькое и большое имя, откуда берется отчество. Игра «Я назову, а ты продолжи» Педагог называет имя отца, а дети – отчество. Возможно обсуждение с детьми ласковых имен, как их зовут дома. Можно подготовить заранее происхождение имен, немного рассказать детям, что означают их имена Упражнение «Клубочек» Дети передают друг другу клубочек ниток и задают вопросы, чтобы узнать что-то интересное о том кому передали клубочек. Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа – единое целое. Это нити дружбы. Игра «Не зевай – выходи» Ведущий описывает любого из присутствующего, ребенок должен догадаться и встать. Игра «Кого не стало» Дети стоят в кругу. По команде все закрывают глаза. Ведущий выводит из круга одного из детей. После сигнала «открыть глаза», дети пытаются угадать кого не стало. Игра «Угадай по голосу» Один из участников игры сидит спиной к другим. Дети, по-очереди, называют его имя. Нужно отгадать, кто позвал. Рисуем свое имя Дети на альбомных листах рисуют свое имя красками, карандашами, можно сделать аппликацию…. Все зависит от творчества самого педагога. Вернисаж детских рисунков Выставка работ для родителей. Заключение: У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. Занятие № 2 «Это мама, это я. Это вся моя семья» 14 Беседа о семье. У каждого человека есть семья. Она может быть маленькой, а может быть большой и даже очень большая. Назвать кого как зовут: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра….. Можно загадать загадки используя показ картинок…. Обсуждение с детьми кто в семье чем занимается, обязанности…., любимые занятия…. Можно узнать много интересного. Игра «Курица и цыплятки» Любая мама всегда защитит своего ребенка. В присутствии мамы мы всегда чувствуем себя в безопасности. Что делают ваши мамы, папы, чтобы дома было уютно? Поговорить о домашнем уюте, теплоте, защищенности, поддержки…. Упражнение «Колыбельная» Педагог исполняет колыбельную песню, дети по кругу передают куклу и качают ее… Рисуем «Семейный портрет» Педагог заранее готовит альбомные листы с рамками, ребенок рисует свою семью, как он ее представляет, видит… Вернисаж рисунков Выставка детских работ для родителей. Подписать детские рисунки. Семья…. Заключение: Великое счастье, если у человека есть семья. Нужно дорожить ею, ценить хорошие отношения, стараться самому быть внимательным и полезным. Занятие № 3 «Единство с природой» Беседа с детьми: учим любить природу, понимать ее, в мире все взаимосвязано… Ребята, посмотрите вокруг! Сколько живых существ окружают нас: трава, деревья, цветы – это растительный мир. Насекомые, рыбы, птицы, звери – животный мир. Природа – дом для каждого из нас. Он встретит, успокоит, здоровья, силы даст. Зеленою травинкой ласкает нас весна, Колючею хвоинкой щекочет нас весна, Речей в лесу тенистом умоет нас водой, И пусть зеленым будет огромный шар земной! Что общего у нас с деревом? (обсуждение – сравнение: человек и деревце) 15 Всегда ли оно было большим, откуда оно появилось, как питается деревце. Попросить детей зажать нос. Почему разжали нос? Деревце тоже дышит, и в этом ему помогают листочки. Что вы чувствуете, когда упадете, больно ударитесь? А деревце испытывает боль? Можно ли догадаться, как чувствует себя дерево? (по состоянию коры, листьев) Можно ли сказать, что мы – часть природы? Упражнение «Рождение дерева» Нас окружают не только растения, но и животные. Сегодня к нам в гости пришел котенок…. Упражнение «Почему грустить котенок» Жил-был маленький котенок И совсем еще ребенок. И вот этот Котя милый Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал…. Можно попросить назвать котенка, рассуждение на тему: почему грустит котенок… Работа с карточками пиктограммами животных. У кого дома живет котенок, рассказать о нем, какой он, качества… Сравнить с щенком, свойства характера… Для чего люди заводят собак, кошек… Рассуждаем… Игра «Собака поводырь» Работа в парах, первому завязывают глаза, а другой водит его по группе, минуя все препятствия.. цель: доверие к миру. Аппликация «Котенок или Щенок» По трафарету крупой или бумагой или пластилином… Заключение: Нужно бережно относиться к природе, т.к. и мы – часть природы Занятие № 4 «Я и Мы» Беседа с детьми о различиях между детьми…. Упражнение «Мы – разные» -Кто у нас самый веселый? -У кого самые светлые волосы? 16 -Кто самый трудолюбивый? -Кто любит рисовать?..... Что нас всех объединяет… (группа, дети….) Разговор о дружбе, кто такой друг. Обсуждение пословиц о дружбе. Далее конспект «Путешествие в страну Дружбы» Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в страну под названием «Дружба». Почему именно в страну «Дружба», да потому, что дружить это здорово! Здорово, когда у тебя есть настоящий друг!. Помните, как в песне поется: «Друг всегда поможет, лишнего не спросит, вот что значит настоящий друг». А вот и карта страны «Дружба», давайте все вместе ее хорошенько изучим. Смотрите вот озеро «Доброты», а это горы «Честности», и даже есть лес «Вежливости». Ребята, а ведь не просто озеро, горы и лес в стране «Дружбы» носят такие названия. У Дружбы есть свои правила, путешествуя по стране, мы с ними и познакомимся. А может кто уже знаком с этими правилами? (ответы детей) Правила Дружбы: -Будь честным! (А как вы понимаете это правило?) – ответы детей Можно зачитать правила честности; - Будь добрым! (А как вы понимаете это правило?) – ответы детей Можно зачитать правила доброты; - Будь вежливым! (А как вы понимаете это правило?) – ответы детей Можно зачитать правила вежливости. Вот мы с вами и познакомились с правилами страны «Дружба». А теперь давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо» Задание: если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами. -поздороваться при встрече -назвать кличкой ребенка; -толкнуть не извиниться; 17 -пройти мимо воспитателя, не поздоровавшись; -……. (далее дети сами придумывают вежливые и невежливые ситуации) Игра «Найди друга» Детям раздаются рукавички, каждому по одной. Нужно найти свою половинку. Упражнение «Здорово, друг» (дети стоят в парах друг против друга) -Здорово, друг (рукопожатие) -Как дела? (трогают за плечо друг друга) -Где ты был? (трогают друг друга за мочку уха) -Я скучал (кладут руку на сердце) -Ты пришел! (радостно, разводят руки в строну) -Хорошо! (обнимаются). Ребята, на память о нашей встрече давайте сделаем совместную работу «Наша дружная группа» (детям раздаются трафареты человечков, каждый раскрашивает своего. Затем каждый помещает своего человечка на плакате с надписью «Наша дружная группа») Коллективная работа на ватмане, под названием «Наша дружная группа», дети помещают, приклеивают свои трафареты на то место, где им хочется. Вернисаж детских работ, выставка для родителей: коллективная работа «Наша дружная группа». Заключение: Общение с друзьями приносит радость, дарит хорошее настроение, дает возможность лучше узнать друг друга. Вместе лучше, чем одному. 18 Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознания влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников. I часть - теоретическая Для будущих и уже работающих педагогов и всех, кто имеет отношение к образованию, было бы очень полезно проверить свой собственный уровень толерантности и определить меру своего понимания других, отличающихся от них самих людей. Из материалов ЮНЕСКО Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Формирование навыков успешного социального развития приобретается через следующие основные виды активной деятельности ребенка: 1. Игровая деятельность – система применения игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральная деятельность, дидактические игры. 2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человека», устный народный фольклор народов РФ (сказки, стихи… рассказы). 3. Музыкальная деятельность: песни разных народов, танцы, подвижные игры. Есть два пути развития личности ребенка: • толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям; • интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его 19 действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. По какому пути пойдет развитие личности дошкольников напрямую зависит от взрослых, которые его окружают. Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы». Мы знаем «как надо», но, увы! Разрешаем себе то, что запрещаем детям: «Мы же взрослые…» Современное общество вошло в 21 век с глобальными кризисами, угрожающими существованию человечества вообще. Самые страшные среди них не энергетический, экономический, экологический, а кризисы человеческого фактора: • культ потребления; • повальная невротизация. Существенная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил. Современный человек делается все более эгоцентричным, замкнутым в себе. Многие исследователи согласны с английским социологом Г. Вильсоном в том, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев – это своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода стрессовых факторов и условий социальной жизни, в которых ей трудно адаптироваться. Поэтому агрессивность можно рассматривать как проявление дезадаптации. Агрессивные действия выступают в качестве: • средства достижения какой-нибудь значимой цели; • способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; • способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности. Агрессивные действия всегда вредоносны. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию 20 придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности в своей правоте. Нередко агрессивное поведение выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия. Нужно помнить, чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, педагоги должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: • позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, подмигивание, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты; • негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки; поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону воспитанника. Профессиональная компетенция и индивидуальные способности педагога определяют успех в создании благоприятного психологического климата в группе. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы и сотрудничества в группе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми педагогом. В определении уровня толерантности два полюса: • агрессия; • доброжелательность. Насколько Вы добры, поможет определить тест с одноименным названием. Заключение: Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости. Это то, что стремятся привить детям родители. Это то, о чем постоянно, напоминаем им мы, педагоги. Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих. 21 Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников. II часть - практическая 1. Упражнение «Имя +» Каждый по кругу называет свое имя и то, чем он любит заниматься - хобби) 2. Упражнение «Три моих качества» Каждый на отдельном листке бумаги пишет свои три отличительные черты характера и сбрасывает листочек в коробку. 3. Упражнение «Общий ритм» Сначала все делятся на команды , можно по временам года. Каждая команда вырабатывает свой ритм (участвуют и ноги и руки) и затем все вместе исполняют свой ритм группы – главное не сбиться. 4. Упражнение «Найди меня» Как вариант, можно всем вытащить листочки и отдать тому человеку, кому подходят эти черты. 5. Проведение теста «Игра «Проявляешь ли ты толерантность» Педагоги отвечают на восемь вопросов и подсчитывают баллы. 6. Упражнение «Числа моей жизни» Каждый называет три числа значимых в их жизни (Х-Х-Х). Идет обсуждение, что эти числа означают в жизни человека. 7. Теоретическая часть. Важность формирования толерантного сознания у подрастающего поколения. Провести обсуждение: каким образом педагог может формировать у детей толерантное сознание и поведение: • Посредством сказок. Ребенку важно увидеть образы разного поведения, важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с героями сказок. На примере каких сказок и какой урок можно вынести из прочтения той или иной сказки: o «РЕПКА» - дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку. o «ТЕРЕМОК» - все разные – но живут вместе. Так и нужно жить вместе в мире и согласии. • Методом погружения в историю своего народа и других народов (традиции, песни, танцы, подвижные игры). • Личным примером. 8. Подведение итогов тестирования. 22 Приложение Тест «ДОБРЫ ЛИ ВЫ?» 1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям? 2. Товарищ рассказал вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это не так? 3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? 4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5. Любите ли вы злые шуточки? 6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8. Умеете ли вы на практике применять свои способности? 9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «ДА» на вопросы 1,3,4,7,11 и за ответ «НЕТ» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12. Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались. Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее… 23 Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» (Р.В. Овчарова) Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. 1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы: а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола; в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все. 2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы: а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома. 3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы: а) начнете его ругать, кричать; б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор. 4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки: а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков; б) пытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка. 5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой: а) не выяснив причины, начинаете ругать; б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет; в) накажете. Под каждой буквой прочтите мнение о себе. А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности. Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание. Литература, которая поможет Вам лучше понимать своего ребенка Ф. Дольто «На стороне ребенка» Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Джон Грей «Дети с небес» Б. Адлер «Перехитрим малыша» 24 Конспект консультации для родителей на тему: «Формирование у детей толерантного сознания и поведения в семье» Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Поселок Ростов-на-Дону многонациональный, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. 25 В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с ребенком занятия, беседы, привлечение его в разные виды деятельности в семье, чтение художественной литературы. Ребенок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или 26 в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. 1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. 27 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания: 1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. Надо научить снимать агрессию приемлемым способом (спеть громко песню, поколотить подушку, поиграть с водой, сыпучими материалами, уединиться, рассказать стишок и т.д.). 4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. В заключение нашей встречи давайте сделаем птицу толерантности, уважения и взаимопонимания. Вместе с детьми дома вы тоже можете сделать такую же птицу. 28 Птица делается следующим образом: для начала, каждый обводит на бумаге свою кисть руки, вырезает ее. Затем к вырезанной заготовке прикрепляется заготовленный трафарет головы голубя. Растопыренные пальцы заменяют оперение птицы. Поверх склеенного трафарета приклеивают кусочки салфетки. Так как это птица толерантности, можно использовать разноцветные салфетки. Получится очень красиво и в тему, ведь толерантность – это прежде всего разнообразие мира. 29 Подборка информационного материала Цитаты «Не один народ в мире не одарен какой-либо способность преимущественно перед другими»……. Т.Лессинг «Лучшее, что есть в жизни человека, - это его дружба с другими людьми»… А.Линкольн «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего»… М.Е. салтыков-Щедрин «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее»… П.Грасиан «Секрет успеха в обществе прост: нужно известная сердечность, нужно расположение к другим»… Р. Эмерсон «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»…. А. де Сент-Экзюпери «Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства»…… Г. Вииклер «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими»… Х. Ягодзиньский «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»…. Пифагор «Зло возвращается на того, кто его сделал, также как пыль, брошенная против ветра. Будьте строгими к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов»… ученье 12 апостолов «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей»… И. Кант (данная подборка была напечатана на цветной яркой бумаге и расклеена в коридорах детского сада, для всеобщего прочтения и осмысления) 30 Как воспитать толерантного человека? Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относится к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнения и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье – это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Воспитывать толерантность в семье – значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов человеческой индивидуальности. 31 Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязанные другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому и солидарности. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное - научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать. 32 При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффектно. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. В рамках прохождения в детском саду недели толерантности родителям старших и средних групп был предложен тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?». Они оценивали наедине с собой свою собственную толерантность. Кто мы? Авторитарный родитель или родитель, признающий право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающийся научить ребенка отвечать за себя и свои поступки, или родитель, основной метод воспитания которого является порицание и наказание. Результаты тестирования среди родителей вашей группы показали: • 90 % родителей проявляют толерантность по отношению к своим детям, а вот • 10 % - мало доверяют своему ребенку, мало понимают его потребности. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье - их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

Проект "Превращение маленького семечка в растение"

 (4.50 Mb)

18.02.2022, 22:36

Автор: Шеин Артем, 8 лет город Курск

Шеина Жанна Николаевна

учитель начальных классов МБОУ "СОШ №30"

1.Введение
Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Нам хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение и  какие условия для этого необходимы.
Актуальность: человек употребляет большое многообразие растительной пищи. Но возможно ли выращивание фасоли в домашних условиях, а если возможно, то какие условия необходимо создать, и почему люди так её любят?

2. Цели и задачи
Цель исследования: выяснить, какие условия нужны для выращивания фасоли в домашних условиях, провести наблюдения за ростом и развитием фасоли.
Гипотеза исследования: прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды.
Методы работы:


3. Появление фасоли в нашей стране
Фасоль – привычный и доступный продукт питания. Она пользуется большой популярностью, так как имеет богатый витаминный и минеральный состав. Однако главное достоинство фасоли – высокое содержание белка.

Фасоль – это бобовое растение с множеством полезных свойств. В нашу страну она была завезена в конце 15 века из Южной Америки известным мореплавателем Христофором Колумбом. Не смотря на его утверждения о пищевой ценности фасоли, её было разрешено использовать только в декоративных целях при создании садов. В пищу, люди фасоль стали употреблять только в 18 веке.

Фасоль относится к семейству бобовых культур. Выделяют два типа фасоли: кустовую и вьющуюся. Сортов фасоли насчитывают около 200, Широка цветовая гамма фасоли: белая, жёлтая, красная, зелёная, чёрная, пёстрая.

Наиболее благоприятный климат для выращивания фасоли – тёплый.

Фасоль по калорийности заменяет мясо, поэтому её часто называют «растительным мясом». Фасоль люди используют её не только в пищу, но и в быту, медицине, косметологии.

4.Интересные сведения о фасоли
Своё название фасоль получила от греческого слова «φασεολος» (фасеолус) - длинная узкая лодка. Действительно, стручок фасоли напоминает узкую длинную лодочку.

В Болгарии ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуют День фасоли. В церемонию входят: выстрел из фасолевой пушки и угощения, приготовленные из самых разных сортов фасоли.

Таким образом, фасоль заслуженно пользуется популярностью, так как используется человеком в различных сферах деятельности.

Фасоль является источником почти всех необходимых человеку витаминов  и минералов, таких как кальций, магний, железо, марганец и другие.

Фасоль в литературе

Фасоль
[Ирина Борзых]
Ох! Капризная фасоль!
Будто ей родня король!
В холоде расти не будет,
Но и засуху не любит.
То её укрыть изволь,
То усиливай контроль,
Чтобы почва не засохла,
И фасолька не заглохла.
Хоть и вкусная фасоль,
Но растить её – уволь!
Лучше посадить горох,
В супе тоже он неплох!
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.
(Фасоль)

Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот мое название.
Подумай, приложи старание.
(Фасоль)

***

В огороде хоть растёт,
Всё ж бобовая поёт.
Знает ноты “фа” и “соль”.
И зовут её… (Фасоль)
 

Вкус фасоли знаем мы, витамины ее нам точно нужны.

***

Если в доме кастрюлю с фасолью на плиту не ставят – в доме голодно.

Днем ходит как вельможа, а по ночам ворует желтую фасоль.
Трогательная сказка «Про Фасольку, мечтающую увидеть солнце», которую написала замечательная украинская писательница Зоряна ЖИВКА, будет интересна и познавательна для детей.

Рост и развитие растений – волшебство природы в действии, а когда своими руками выращиваешь растение из семян, то чувствуешь себя волшебником. Это очень увлекательный процесс.
Рост растения начинается с прорастания семени. Семя имеет сложное строение и служит для размножения и расселения растений.

Для прорастания семян и дальнейшего роста растения необходимы благоприятные условия.

8.Методики исследований
Анкетирование
Я провел анкетирование, чтобы узнать выращивают ли фасоль в нашем регионе и используют ли в своём рационе. Было опрошено 24 обучающихся начальной школы. Любят блюда из фасоли 6 человек,  выращивают 9 семей, чаще всего из фасоли готовят  супы.

Вывод: фасоль как продукт питания пользуется спросом только у 25%  опрошенных.
Эксперимент
Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты:

Опыт № 1: берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена фасоли. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан  № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.
Смотрим результат:
Стакан № 1 — остался без изменения;
Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;
Стакан № 3 — семена дали ростки.
Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.

Опыт № 2: помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей,  сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23—25). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=3—5)
Смотрим результат:
Стакан № 1 -  фасоль проросла.
Стакан № 2 - остался без изменений.
Следовательно, для роста растений необходимо тепло.

Опыт № 3: Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена фасоли, поливаем водой.
Стакан № 1 уже подготовлен и стоит в комнате на окне. Стакан № 3 ставим в темное место, то есть, без доступа света.
Смотрим результат:
В стакане № 1 фасоль проросла. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 3 - бледное, очень вытянулось в поисках света.

Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.

9.Заключение
В домашних условиях  провели ряд опытов и проследили механизм прорастания семян.
Установили, какие факторы влияют на этот процесс, в результате пришли к следующим выводам:
Создание благоприятных условий при проращивании семян дает появление всходов;
Благоприятных условий должно быть в меру;
На этапе прорастания семенам обязательны такие внешние условия как воздух, вода и тепло, а свет не обязателен, без него семена прорастают.
А для роста растению необходим еще солнечный свет.
Растение относится к живой природе, нуждается в питании и дышит кислородом;
По внешнему виду растения, можно понять о недостатке какого либо внешнего фактора;
Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась: фасоль – это не только вещество, необходимое человеку для нормальной жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
 

10. Литература.
 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области