Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕСТОПЛАСТИКА

Развивать любовь к традициям народов, прививать любовь к искусству. Развивать мелкую моторику рук

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт непрерывного образования

__________________________________________________________________

Кафедра теории и практики непрерывного образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕСТОПЛАСТИКА»

Выполнила:

слушатель группы № 75

Беляева Светлана Геннадьевна

г. Одинцово

2016

Цель:

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через использование технологии «тестопластика».

Актуальность:

У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Также несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Развитие мелкой моторики осуществляется во всех видах деятельности. Но для её развития наиболее эффективны занятия по изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Лепка - один из самых продуктивных видов изобразительной деятельности. На занятиях по лепке традиционно используется пластилин. Но, исходя из многолетнего опыта работы с данной категорией детей, был сделан следующий вывод: пластилин недостаточно пластичен, что вызывает у детей трудности при раскатывании.

Так как у детей страдает моторика кистей и пальцев рук, то данный недостаток пластилина, как материала, имеет большое значение. Таким образом, зная свойства солёного теста (пластичность, нежность, мягкость, податливость), было решено применить его в занятиях по лепке.

Техника тестопластики самая несложная, но при этом самая развивающая. В лепке работают две руки.

В связи с этим в коррекционной работе очень важно развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена координированной работой мелких мышц руки и глаза.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у ребёнка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В.А. Сухомлинский писал «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Одной из форм работы по развитию мелкой моторики является работа с солёным тестом. Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал, что необходимо для лепки детям с выраженными нарушениями мелкой моторики рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные, координированные движения, которые необходимы, чтобы одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Тестопластику можно расценивать как игровую технологию, и как средство коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей. Данная техника развивает не только психические процессы, но и открывает мир искусства, представление о красоте и гармонии.

Поэтому данный проект особенно актуален в работе с детьми с ЗПР. В связи с тем, что контингент детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, можно сделать вывод: опыт данной работы для детей с ЗПР актуален и перспективен.

Задачи:

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

Для детей:

Для педагогов:

Для родителей:

Анализ доступных источников по теме:

В.А. Хоменко, К.Н. Силаева считают, что нетрадиционный вид деятельности, как «тестопластика» является разновидностью изобразительной деятельности с элементами ручного труда.

Н.Б. Хамазова разработала методику обучения лепки из нетрадиционного материала для детей дошкольного возраста. Автор отмечает, что лепка из соленого теста - увлекательная деятельность для дошкольника любого возраста, она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

А.С. Гаманова считает, что лепка имеет большое значение для воспитания у детей «сенсорных основ лепки».

Отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, А.В. Загорожец, Н.А. Ветлугина и др. доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Таким образом, исследуя психологическую и педагогическую литературу и передовой педагогический опыт было установлено положительное влияние работы с соленым тестом на развитие как психических процессов, так и мелкой моторики детей, а также на развитие творческих способностей детей.

В основе опыта лежат методические разработки:

«Лепим с мамой, азбука лепки» Книга педагогического дошкольного образования.

Таким образом, изучая имеющийся практический материал можно

сделать вывод, что данные технологии способствуют достижению цели и поставленных задач, так как в процессе изучения данной литературы было установлено положительное влияние работы с соленым тестом, как на развитие психических процессов, так и мелкой моторики детей, а также на развитие творческих способностей детей.

Опыт работы:

Начиная работать с детьми по данной теме была изучена учебная и методическая литература. Был составлен перспективный план занятий, который способствовал эффективному и систематическому усвоению знаний и умений детей, развитию мелкой моторики, восприятию форм, цвета, пропорции.

Занятия по тестопластике входили в календарное планирование в таких видах деятельности, как совместная образовательная деятельность по изо и ручному труду. Данная деятельность была согласована с тематическим планированием учителя-дефектолога.

Учитывая психофизические особенности детей, на занятиях по тестопластике были активно использованы здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика и специальные подобранные комплексы физминуток.

Были созданы условия, способствующие развитию творческих способностей детей, посредством применения технологии «тестопластика»: оформление альбомов с фотографиями поделок из соленого теста, иллюстраций, различные декоративные фигурки, соответствующая литература для детей, приобретение необходимых инструментов для работы с соленым тестом. Были привлечены родители в организацию проекта в целях заинтересованности развития личности ребенка и более тесной взаимосвязи с ребенком.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у детей, было решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работу в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Взаимодействие с родителями было важной частью нашей работы, которая включала повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.

Были установлены доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве доводился до сведения родителей, благодаря чему ребенок имел возможность получить похвалу от близких, что было очень важно. Также с родителями проводились семинары-практикумы, мастер- классы совместно с детьми, что побуждало к совместному изготовлению поделок, и участию в выставках и конкурсах, а также изготовление поделок дома.

На тему: «Проблема развития мелкой моторики и её значение для дальнейшего обучения детей в школе» было проведено родительское собрание, где за круглым столом обсуждались проблемы детей и их устранение.

Начиная практическую работу с детьми, в основе технологии по тестопластике лежал принцип «от простого к сложному». Работа по лепке носила систематический характер.

На первых занятиях дети знакомились со свойствами соленого теста (пластичностью, податливостью, нежностью), его составом (соль, вода, мука), инструментами, которые необходимы для работы с тестом (стеки для вырезания, валики для раскатывания теста, различные формочки для вырезания, шаблоны). Также дети обучались простейшим технологическим приемам лепки: раскатывание валиком до нужной толщины, вырезания формочками.

На первом этапе дети учились лепить плоские фигуры: «фрукты», «сердечки», «медальоны», «листья» и т.д. Учились использовать различные оттиски для получения рельефной поверхности, для этого применялись пуговицы с различной поверхностью, расческа и т.д. Также знакомились с приемами оформления вылепленных фигурок дополнительными деталями: вылепленными шариками, жгутиками, крупой, мелкими косточками от фруктов, различным природным материалом.

Позже дети учились работать с шаблоном, вырезая фигуру по контуру, правильно использовать стеку. Учились сглаживать края вылепленной фигурки пальцем, смоченными водой.

Освоив лепку простых фигурок перешли к следующему этапу - лепке полуобъемных форм. На этом этапе дети осваивали такие приемы лепки, как: раскатывание, сплющивание, отщипывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание. Основное содержание заданий носило предметный характер. Предметы для лепки были самые разнообразные: фигурки животных, посуда, декоративные пластинки и т.д. Такие занятия сочетались с занятиями по рисованию, они часто предшествовали занятиям лепкой по тестоплатстике.

Во второй половине года дети уже осваивали более сложную технику - лепку простых объемных фигур. Учились лепить конструктивным методом (лепка из отдельных частей). На этом этапе совершенствовалась техника лепки, применялись знакомые способы и приемы лепки, закреплялись. Дети учились соединять части вылепленных фигур между собой при помощи воды (мелкие детали), при помощи спичек или зубочисток (если крупные детали). Постепенно дети знакомились с понятием композиции. Из соленого теста лепились не просто отдельные фигуры и предметы, они включали в себя изображения предметов в определенном взаимодействии. Так появились сюжетные композиции. Например, были изготовлены композиции по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок». Также дети придумывали своих персонажей. Создавались картины, панно. В качестве оформления сочетались самые разнообразные материалы – ткань, тесьма, природный материал.

Коллективное творчество формировало у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели.

Вместе с детьми лепились различные фигурки, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр.

Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являлись выставки детских работ.

Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служило стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Многие детские работы украшают нашу группу. Свои поделки дети дарили родителям и друзьям. Детям было очень приятно, что их работы всегда были оценены по достоинству.

Известно, что во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности. Дети с ЗПР страдают неустойчивым внимание, легко отвлекаемы, поэтому на занятиях всегда активизировалось внимание детей при помощи дополнительных стимуляторов. Это были игровые моменты, так как игра является основным видом деятельности дошкольников, использовались сюрпризные моменты (приходил в гости любимый персонаж сказки или мультфильма, использовалось музыкальное сопровождение).

Игровые методы и приемы обучения способствовали привлечению внимания детей к поставленным задачам, облегчали решение задач.

В результате проведенной работы были решены коррекционные и воспитательные задачи. А целенаправленная и систематическая работа с детьми способствовала развитию и координации движений мелких мышц обеих рук, развитию психических процессов, лучшей социализации детей, формированию основ мотивационной готовности к школе. Результаты работы подтверждают и доказывают значимость этой технологии. Видя результаты работы с детьми по тестопластике можно сказать о значимости этой технологии.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области