Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок русского языка в 7 классе на тему "Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных". Практикум.

Обобщить и закрепить знания по теме "Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных". Выработать практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №10 п. Каменский»

Разработка урока по русскому языку для 7 класса

по теме: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных».

Автор разработки Тимофеева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

Тема: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». Практикум.

Класс: 7

Цель урока: 

- повторить правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;

- обобщить и закрепить знания по теме «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных» на практике;

- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

Формы работы учащихся: работа с учебником, карточками, работа с использованием ЭОР.

Планируемые УУД: научиться различать условия написания Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальными заданиями

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.«Синтаксическая разминка» 

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастные обороты и суффиксы причастий.

1.Листья клёнов похожие на лапы резко выделялись на жёлтом песке аллей.

2.Тишина громадных комнат нарушаемая только изредка пением доносившимся из нижнего этажа нагоняла зевоту.

3.Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием хрустевшим под ногами а с боков обставлены большими розовыми раковинами.

3. Творческая работа.

1.Перестройте предложение: распространённое определение поставьте после определяемого слова. Запишите это предложение.

Я вышел на освещённую солнцем поляну и остановился.

2.Перестройте предложение: к определению, стоявшему перед определяемым словом, придумайте второе нераспространённое определение. Поставьте оба определения после определяемого слова .Запишите перестроенное предложение.

Свежий ветер доносил глухие раскаты грома.

4. Орфографический практикум

1.Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

 Поджаре…ое мясо, копчё…ая рыба, варе…ый в кастрюле картофель, гружё…ая машина, связа…ое одеяло, кипячё…ая вода. Запута_ная история, журавли_ные крики, изране_ный солдат, рва_ная одежда, выуче_ный урок, плете_ная дедушкой корзина, заплете_ная коса, кроше_ный мел, прочита_ная книга, багря_ый закат. Румя_ный пирожок, позолоч_ное кольцо, серебря_ная ложка.

2.Измените словосочетания так, чтобы причастия стали прилагательными, а прилагательные – причастиями. Вставьте пропущенные буквы.

Зва_ные гости, покраше_ый пол, краше_ные стены. Беле_ная ограда, побеле_ные деревья, море_ный дуб, мороже_ная дичь, суше_ные яблоки. Пече_ный картофель, запече_ная рыба, зажаре_ная в сметане рыба, жаре_ные грибы, соле_ный сыр, засоле_ные грузди, кале_ные орехи. Пута_-ный ответ, запута_ные веревки.

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами?

5.Фронтальный опрос. 

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

6. Переходим к следующему этапу урока – «Цифровой диктант», где каждый в течение 2-х минут самостоятельно выполнит эту работу. Необходимо напротив словосочетаний поставить цифру 1, если в слове Н, или цифру 2, если НН. (Раздать карточки)

1. Закалённый боец – 2

2. Неписаная истина – 1

3. Копчёная колбаса – 1

4. Свежемороженая рыба – 1

5. Плетёная корзина – 1

6. Гружённый арбузами вагон – 2

7. Написанное письмо – 2

8. Стриженая липовая аллея – 1

9. Лакированные столы – 2

10. Нежданный гость – 2

7.Лингвистическая сказка: «Как причастия с прилагательными подружились».

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней причастия. А по соседству с ними бродили по лесу отглагольные прилагательные. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда отглагольные прилагательные собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к причастиям.

Подошли к избушке, постучали и слышат:

- Кто там?

- Это мы, отглагольные прилагательные.

- Что вам нужно? – спрашивают причастия.

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, - ответили отглагольные прилагательные. – Ведь мы, также как и вы, происходим от глаголов. Недаром ученики нас с вами путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались причастия и говорят:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одну букву Н из суффикса.

И с тех пор живут отглагольные прилагательные и причастия в большой дружбе.

- Эту тему вы начали изучать на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (рассказ ученика).

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

8.   Распределительный диктант. 

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

9. Выставление отметок

10.Домашнее задание:

Карточка 2. Прочитайте и озаглавьте текст. При списывании разделите его на абзацы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их. Вставьте пропущенные буквы.

Просторная новая те_раса дачи была ярко освещ_на лампой и четырьмя канделябрами рас_тавле_ными на дли_ном ч_рном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад густо обступивший со всех сторон дачу потонул в темном мраке. Только листья с_рени в упор осв_щаемые лампой ре_ко и странно выступали из темноты. (Не)подвижные гладкие бл_стящие точно выреза_ные из зеленой жести. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи г_рели ровным (не)мигающим пламенем. Было душно и чу_ствовалось что в нагретом наэлектризова_ном воздухе медленно надвигалась ночная гроза. Пахло медом цв_тущей липой. (А.Куприн)

Напишите лингвистическую сказку

«Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области