Открытый урок русского языка в 3 классе. Школа России. Учебник Канакина В.П.
Подготовлен учителем начальных классов . Воскребенцева И.Ю.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Форма урока: урок – путешествие
Задачи: - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость; - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные: - знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;
- карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,
- карта путешествия,
- записные книжки путешественников,
- сигнальные карточки,
- смайлики,
- проектор,
- экран.
ИКТ: интерактивная презентация к уроку
Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.
2. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
– Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.
)
4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Инклюзия выполняет задания вместе с классом с дополнительными инструкциями учителя в случае затруднения
Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
- Что такое путешествие? (дети зачитывают из словаря) Работа в парах
(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)
- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.
- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение, 1 ученик).
- Откройте тетради, запишите число – сегодня:
Пятнадцатое ноября
Классная работа.
- Ребята!
- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, море Закрепления, город Грамотеевск).
5. Чистописание.
- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я
-Что вы можете о них сказать?
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.
Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника). (Приложение 1).
6.Словарная работа
1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова:
девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь). Один ученик на интерактивной доске
2) Взаимопроверка по образцу на доске
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
7.Физминутка для глаз («Воздушные шары»)
8. Постановка проблемы урока.
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.
-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
- В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: какими способами проверяем безударные гласные в корне слова?
9. Упражнения для закрепления.
- Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.
1) Игра «Кранадаши»
На доске таблички в виде карандашей со словами.
Птенец | Гнездо | Лицо | ||
Нрга | Коза | Река | ||
Тропа | Кора | Гряда | ||
Пятно | Глаза | Звезда | ||
Спина | Тропа | |||
рябой | стрела | |||
На какую орфограмму эти слова? ( безударные гласные в корне слова)
Как можно проверить :
1. Изменит форму слова.
2. Подобрать однокоренное слово.
3. «Скажи слово ласково»
Данные слова измените так, чтобы они звучали уменьшительно- ласкательно. « Скажи слово ласково».
Найдите карандашам свой стаканчик.
Стаканчики с буквами А О Е Я И
Молодцы!
Небольшой отдых (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
2).Игра «Накорми гусеницу»
Используем в игре способ изменения формы слова :
Один- много; мног-один.
На столах у детей карточки со совами с пропущенной безударной гласной в корне.
Устно подобрать проверочное слово, используя способ « Один- много»
Кто может накормить гусеницу буквой О?
О | Е | Я | А | И |
Комок | Плечо | Пятно | Трава | Письмо |
Сосна | Земля | Гряда | Скала | Число |
Волна | Змея | ядро | страна | Зима |
страна | Свеча | Лицо | ||
тропа | Стрела | спина | ||
перо |
Какой способ проверки безударного гласного в корне мы использовали?
3)Игра «Космонавты».
Перед вами карточки со словами, в которых пропущены орфограммы.
Нужно вставить эту орфограмму, подобрать проверочное слово и найти космонавта, который отправит ваше слово в космическое путешествие.
Подбираем проверочные слова.
Какой способ проверки безударного гласного в корне слова вы использовали?
( Подбор однокоренных слов)
а | Е | О | И | Я |
Тащить | Березняк | Заносить | Тишина | Завязать |
Охранять | Речной | Столбняк | Ритмично | Якорёк |
тайком | шептать | озёрная | написать | связать |
10. Самостоятельная работа.
Работа в парах
Перед нами море Закрепления
Дифференцированная работа учащихся.
– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.
( У детей на столах карточка с текстом. Задание вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово)
вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово
Ветер на м.ре ( ) гуляет
И кораблик подг.няет ( )
Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )
На раздутых п.русах ( ).
– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
Один ученик работает на интерактивной доске
Взаимопроверка по доске
Подвижная музыкальная физминутка
(Ежик)
Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).
Задание: списать предложения с карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Задание: списать предложения с карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Самопроверка (проверяют по голубым карточкам).
– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.
Физминутка для глаз (на слух, дети выполняют упражнения, слушая учителя)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
12.
– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?
– Как вы думаете, почему я обратилась к творчеству А.С.Пушкина?
(На уроках чтения мы изучаем творчество А.С. Пушкина)
- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?
- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
(О, А, И, Е, Я)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(- изменить форму слова: один-много;
- подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.
Все работают самостоятельно, а один ученик на интерактивной доске
- Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
Проверим себя.
Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.
(Приложение 3).
Какое еще задание вы можете предложить?
(работа с предложением)
Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
Мы снова в родной школе, можно чуть-чуть расслабиться
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)
13. Итог урока.
Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»
1) Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).
Работа с алгоритмом.
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.( алгоритм на парте у каждого ребёнка0
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
14. Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).
– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в дальнейшее плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, повторит правило, выполнит задание 1 уровня и отправляется в самостоятельное плавание на лодке.
Разукрасите ваши парусники и лодки, чтоб веселее было путешествовать!
1 уровень – в учебнике стр. 105, упр. 195, правило с. 104
2 уровень – выписать из произведений А.С.Пушкина 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).
12. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.
Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.
(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)
Красный - Стоп. Мне нужна помощь
Жёлтый - Я ещё ошибаюсь
Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Урок окончен.
Раздаточный материал
– Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.(7 листов)
2. Приветствие гостей. Макушкина А.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
( на каждую парту.13 шт.)
Толковый словарь В.И.Ожегова:
путешественник (-ница), путешествователь - странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.
( на каждую парту.26 шт.)
Вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово
Ветер на м.ре ( ) гуляет
И кораблик подг.няет ( )
Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )
На раздутых п.русах ( ).
На доску
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Мяч будет.
( на каждую парту.13 шт.)
Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики.
От ярких цвитов ребит в глозах.
Мукова София
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Каждому ученику. 26 шт. 6 листов.
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово
__________________________________________________________
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
_____________________________________________________________
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
____________________________________________________________
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.