Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Задачи - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова - развивать орфографическую зоркость - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок русского языка в 3 классе. Школа России. Учебник Канакина В.П.

Подготовлен учителем начальных классов . Воскребенцева И.Ю.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: - формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость; - воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: 

- учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;

- карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,

- карта путешествия,

- записные книжки путешественников,

- сигнальные карточки,

- смайлики,

- проектор,

- экран.

ИКТ: интерактивная презентация к уроку

Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

– Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.

)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Инклюзия выполняет задания вместе с классом с дополнительными инструкциями учителя в случае затруднения

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

- Что такое путешествие? (дети зачитывают из словаря) Работа в парах

(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.

- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение, 1 ученик).

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Пятнадцатое ноября

Классная работа.

- Ребята!

- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, море Закрепления, город Грамотеевск).

5. Чистописание.

- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. 

Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника). (Приложение 1).

6.Словарная работа   

1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова:

девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь). Один ученик на интерактивной доске

2) Взаимопроверка по образцу на доске

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз («Воздушные шары»)

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: какими способами проверяем безударные гласные в корне слова?

9. Упражнения для закрепления.

- Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

1) Игра «Кранадаши»

На доске таблички в виде карандашей со словами.

Птенец

Гнездо

Лицо

Нрга

Коза

Река

Тропа

Кора

Гряда

Пятно

Глаза

Звезда

Спина

Тропа

рябой

стрела

На какую орфограмму эти слова? ( безударные гласные в корне слова)

Как можно проверить :

1. Изменит форму слова.

2. Подобрать однокоренное слово.

3. «Скажи слово ласково»

Данные слова измените так, чтобы они звучали уменьшительно- ласкательно. « Скажи слово ласково».

Найдите карандашам свой стаканчик.

Стаканчики с буквами А О Е Я И

Молодцы!

Небольшой отдых (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)

2).Игра «Накорми гусеницу»

Используем в игре способ изменения формы слова :

Один- много; мног-один.

На столах у детей карточки со совами с пропущенной безударной гласной в корне.

Устно подобрать проверочное слово, используя способ « Один- много»

Кто может накормить гусеницу буквой О?

О

Е

Я

А

И

Комок

Плечо

Пятно

Трава

Письмо

Сосна

Земля

Гряда

Скала

Число

Волна

Змея

ядро

страна

Зима

страна

Свеча

Лицо

тропа

Стрела

спина

перо

Какой способ проверки безударного гласного в корне мы использовали?

3)Игра «Космонавты».

Перед вами карточки со словами, в которых пропущены орфограммы.

Нужно вставить эту орфограмму, подобрать проверочное слово и найти космонавта, который отправит ваше слово в космическое путешествие.

Подбираем проверочные слова.

Какой способ проверки безударного гласного в корне слова вы использовали?

( Подбор однокоренных слов)

а

Е

О

И

Я

Тащить

Березняк

Заносить

Тишина

Завязать

Охранять

Речной

Столбняк

Ритмично

Якорёк

тайком

шептать

озёрная

написать

связать

10. Самостоятельная работа.

Работа в парах

Перед нами море Закрепления

Дифференцированная работа учащихся.

– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.

( У детей на столах карточка с текстом. Задание вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово)

вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово

Ветер на м.ре ( ) гуляет

И кораблик подг.няет ( )

Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )

На раздутых п.русах ( ).

– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).

Один ученик работает на интерактивной доске

Взаимопроверка по доске

Подвижная музыкальная физминутка

(Ежик)

Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).

Задание: списать предложения с карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Задание: списать предложения с карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Самопроверка (проверяют по голубым карточкам).

– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.

Физминутка для глаз (на слух, дети выполняют упражнения, слушая учителя)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

12.

– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?

– Как вы думаете, почему я обратилась к творчеству А.С.Пушкина?

(На уроках чтения мы изучаем творчество А.С. Пушкина)

- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?

- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

(О, А, И, Е, Я)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(- изменить форму слова: один-много;

- подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Все работают самостоятельно, а один ученик на интерактивной доске

- Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.

(Приложение 3).

Какое еще задание вы можете предложить?

(работа с предложением)

Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе, можно чуть-чуть расслабиться

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

13. Итог урока.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).

Работа с алгоритмом.

-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.( алгоритм на парте у каждого ребёнка0

  Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

14. Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).

– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в дальнейшее плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, повторит правило, выполнит задание 1 уровня и отправляется в самостоятельное плавание на лодке.

Разукрасите ваши парусники и лодки, чтоб веселее было путешествовать!

1 уровень – в учебнике стр. 105, упр. 195, правило с. 104

2 уровень – выписать из произведений А.С.Пушкина 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).

12. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный - Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый - Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен.

Раздаточный материал

– Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.(7 листов)

2. Приветствие гостей. Макушкина А.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

( на каждую парту.13 шт.)

Толковый словарь В.И.Ожегова:

путешественник (-ница), путешествователь - странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.

( на каждую парту.26 шт.)

Вставить пропущенные буквы, в скобках подобрать проверочное слово

Ветер на м.ре ( ) гуляет

И кораблик подг.няет ( )

Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )

На раздутых п.русах ( ).

На доску

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Мяч будет.

( на каждую парту.13 шт.)

Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики.

От ярких цвитов ребит в глозах.

Мукова София

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Каждому ученику. 26 шт. 6 листов.

  Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово

__________________________________________________________

Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

_____________________________________________________________

Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

____________________________________________________________

Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области