Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


В.П. Астафьев. Капалуха. Словарная работа.

Выяснить лексическое значение незнакомых слов в рассказе «Капалуха», развивать регулятивные УУД оценивать свои достижения и результаты сверстников коммуникативные УУД умение оформлять свои мысли в устной форме.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект фрагмента урока по литературному чтению

Тема урока: Виктор Петрович Астафьев. Капалуха.

III этап. Подготовка к восприятию рассказа В.П. Астафьева «Капалуха».

Вид работы: словарная работа

Учебная задача для учителя: выяснить лексическое значение незнакомых слов в рассказе «Капалуха», развивать регулятивные УУД: оценивать свои достижения и результаты сверстников; коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Учебная задача для учащихся: В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Капалуха» много незнакомых слов, чтобы лучше понять текст, нам нужно выяснить их лексическое значение.

Практическая задача: Для этого проведем словарную работу.

Организация деятельности: Посмотрите на доску. Я выписала незнакомые слова, с ними мы будем работать. Вам нужно будет внимательно слушать меня и следовать моим указаниям, слушать своих одноклассников.

Организация контроля:

У: Вы будете контролировать себя сами и ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек. Давайте выделим критерии. Какие?
Д: Ответы не должны повторяться,
Д: Правильность выбора лексического значения слов.
У: Вам нужно будет контролировать себя и ответы своих одноклассников по выделенным критериям, внимательно слушать друг друга. Если вы согласны с ответом одноклассника, поднимайте зеленую карточку, если нет – красную карточку.

Содержание:
У: «Напружены». На какое слово оно похоже?
Д: Напряжены.
У: Правильно. Синоним данного слова «напряжены».
У: «Озираться». Синонимы – «оглядываться».
У: Следующее слово «покоробленные», то есть «искривленнные», «погнутые».
У: «Сплошь». Синоним слова – «полностью».
У: Далее слово «Просека» - очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая дорогой.

У: «Черничник» -- это куст ягоды черники.

У: «Капалуха» - это самка глухаря.

У: А теперь обратимся к толковому словарю. Найдите слово «валежник». Какое же лексическое значение оно имеет?
Д: Валежник – это сухие сучья, деревья, упавшие на землю. используются для костра.

У: Посмотрите на слово «бледнолистый». Чтобы понять, какого его лексическое значение, выделим окончание «ый», что показывает окончание?
Д: Окончание «ый» показывает то, что слово является прилагательным.
У: Выделим корень. В слове оказалось два корня – «бледн» и «лист». Значение – бледные листы. Значит, бледнолистый – имеющий бледные листы.
У: Я прикрепила рядом с оставшимися словами их определения, но сделала ошибки. Ваша задача – правильно соединить стрелочками слова с их определениями.
(Ученики соединяют слова с их определениями)

Альпийские (луга)

стать твердым

Пастьба

растущие в горах, высокогорные

Стужа

кусок сваленного,подгнившего дерева

Коряга

место, где пасется скот

Закостенеть

сильный холод

Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учащихся: контролируют себя и одноклассников по критериям с помощью сигнальных карточек.
Контроль со стороны учителя: следит за дисциплиной, контролирует ответы учеников по критериям.

Оценочно-результативный компонент:

У: Проверим, как вы поняли и запомнили данные слова. Я буду показывать вам иллюстрацию, а вы называть слово и его лексическое значение. Отвечать будут те, кто правильно поднимаю руку. Остальные контролируют с помощью сигнальных карточек.

У:

Д: Коряга - кусок сваленного, подгнившего дерева.

У:

Д: Капалуха – самка глухаря.

У:

Д: Просека – очищенная от деревьев дорога в лесу.

У: Все хорошо поработали, разобрались с лексическим значением слов, теперь нам будет легче понимать, о чем прочитанное.

Виктор Петрович Астафьев. Кападуха.

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области