Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Турлатовская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район
Рязанской области
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета Протокол №__ от «_29__» __августа_____ 2022 | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР ______________Е.В. Гулак «_29__»августа__________2022 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________С.А. Тепляков «_29__»__августа__________2022 | ПРИНЯТО Школьным методическим объединением Протокол №___7_ от «__27_» _августа_______ 2020 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________________С.А. Тепляков «___»________________2020 |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 1 класса
на 2022-2023 учебный год
Составил:
Учитель начальных классов
,Литвинова Татьяна Николаевна
Год составления: 2022
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Примерного регионального учебного плана на 2022-2023 учебный год для образовательных организаций рязанской области, реализующих программы общего образования. Письмо Минобразования Рязанской области ОЩ/12-4440 от 22.04.2022
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения № 254 от 20.05.2020
- Учебного плана МБОУ «Турлатовская СШ» на 2022-2023 учебный год.
- Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа курса внеурочной деятельности для 1класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 год (1класс).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 9 | |||
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | Планир. | Факт. | |||
1. | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3. | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
4. | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
5. | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
6. | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
7. | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
8. | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
10. | Про козу, козлят и капусту. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Про петушка и жерновцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
12. | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Про наливные яблочки. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
14. | Про Машу и трех медведей. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
15. | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
16. | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
17. | За покупками. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
18. | Находчивый колобок. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
19. | День рождения мухи-цокотухи. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
20. | Буратино и карманные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
21. | Кот Василий продает молоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
22. | Лесной банк. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
23. | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
24. | Как мужик золото менял. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
25. | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
26. | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
27. | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
28. | Плывет, плывет кораблик. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
29. | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
30. | Как делили апельсин. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
31. | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
32. | Иванова соль. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
33. | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: | 33 | 16,5 | 16,5 |
Список литературы:
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288 с