Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование игр при создании коррекционно-развивающей образовательной программы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Хомутова Ольга Владимировна, учитель дефектолог, олигофренопедагог;

Воробьева Екатерина Андреевна, педагог-психолог, практический психолог.

Использование игр при создании коррекционно-развивающей образовательной программы.

Аннотация: в процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью при составлении индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных программ необходимо включать различные игры и задания, соответствующие уровню интеллектуального развития учащихся способствующие наилучшему усвоению программного материала.

Ключевые слова: дети с тяжелой умственной отсталостью, обучение, индивидуальный подход, игровые приемы, задания.

Основная задача образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями — воспитание детей и привитие им навыков социального поведения, формирование у них положительных качеств личности, приучение к посильному труду, формирование системы жизненно необходимых умений и навыков.

В процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.

Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются специалистами с учетом структуры дефекта каждого ребенка в соответствии с тематикой общего календарно-тематического плана. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития.

Любая программа коррекционного воздействия на ребенка направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; позволяют учителю конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка; осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.

В I-IV классах происходит формирование знаний об окружающем мире, развитие познавательных возможностях, учащихся сочетается с развитием речи, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков самообслуживания, ручного труда.

В V-IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и начинается трудовая подготовка учащихся.

Из опыта работы известно, что учителя–дефектологи, при составлении календарно-тематических планов работы, опираются на авторские программы, разработанные И.М. Бгажноковой, Л.Б. Баряевой, Д.И. Бойковым, С.В. Андреевой, А.М. Царевым, А.Р. Маллером, Г.В.Цикото и др., либо составляют самостоятельно на основе «Базисного плана общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости».

Игры, включенные в коррекционно-развивающую образовательную программу, позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка при этом соблюдается общая тематика уроков.

К примеру, изучая тему «Посуда» в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся можно использовать следующие игры:

1. «Парные картинки». Цель: учить различать и сравнивать предметные картинки между собой, правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание. Ход игры: учитель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Педагог показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.

2. Лото «Мой дом». Цель игры: закреплять знания детей о предметах быта, знание обобщающих слов, развивать внимание. Игровое правило: закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету (посуда, мебель, электроприборы и т.д.).

3.Игра «Чем похожи». Цель: развитие мыслительных процессов.
Материал: пары картинок с изображением предметов посуды, отличающихся каким-либо признаком (цвет, форма, величина и т.п.). Описание игры. Дети находят в данной паре картинок сходства, различия и обосновывают свои доводы. 

4. Игра «Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным». 
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Задание выполняется по типу игры: «четвертый лишний».

5. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Для учащихся в зависимости от уровня интеллекта и развития картинки разрезают на 2 - 10 частей. При этом для детей с более низким уровнем на картинке изображается один предмет. Далее по мере обучения и приобретение навыка - на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям, связанных с данной тема урока. Аналогичные игры проводятся с детьми по сбору пазлов.

На уроке математики, изучая геометрические фигуры, в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей детей можно предложить следующие игровые задания:

1. «Геометрическое лото». Цель: основная задача игры заключается в том, чтобы научить детей различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, знакомство с которыми предусмотрено программой (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и др.). Описание игры: на больших картах контурными линиями обозначены места для геометрических фигур, на маленьких изображены сами геометрические фигуры. Даны разные варианты положения фигур в пространстве, что осложняет их узнавание и различение, но является полезным упражнением для развития пространственного воображения.

2. Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры». Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера. Цель: выучить названия основных геометрических фигур и научиться различать их. Кроме того, рамки-вкладыши помогают развитию логического мышления ребенка: в процессе игры учащийся не только находит места для вкладышей, но и обнаруживает взаимосвязь различных предметов между собой, причинно-следственные связи.

3. Рамки-вкладыши «Сложи квадрат». Игра создана специально для тренировки умственных способностей ребенка. Каждый квадрат разделен на фрагменты разных форм. Чем сложнее уровень игры, тем больше кусочков, составляющих квадрат. Сначала квадрат нужно сложить только из двух деталей. После этого детям предстоит понять, что из фрагментов самых разных и необычных форм можно собрать квадрат. И так, выполняя все более непростые задания, ребенок тренирует свои умственные способности и улучшает творческий потенциал.

4. «Раскрасить все предметы на картинке в соответствии с образцом: треугольники – красным цветом, квадраты – синим, круги – желтым и т.д.». На картинке изображены различные предметы, состоящие из разных геометрических фигур. Цель: найти нужную геометрическую фигуру и раскрасить её в тот цвет, который указан на образце.

5.Лото «Подбери по форме». Цель игры: подобрать предметы по форме соответствующие фигуре, изображенной на большой карточке. Игра развивает внимание, воображение, мышление, способствует тренировки памяти.

Таким образом, включение развивающих, дидактических игр, игровых заданий различного уровня сложности в индивидуальную образовательную программу позволяет индивидуализировать и дифференцировать работу учащихся с тяжелой умственной отсталостью на уроках.

Далее представлены примеры плана – конспекта уроков для обучающихся разных возрастов.

План-конспект урока:

«Мир животных» для учеников 8 класса с тяжелой умственной отсталостью

и сложной структурой дефекта.

ТЕМА: «Хищные птицы»

Задачи:

Оборудование: предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку.

Назвать из каких частей состоит тело птиц:

Чем покрыто тело птицы?

Как передвигается?

Где живут?

III. Новая тема.

Выбрать птиц, которые вам известны.

Чем они питаются?

Птицы, которые питаются другими птицами и зверьками

называются - хищные птицы

Рассмотрите всех птиц.

Посмотрите какие у них мощные лапы.

Какой клюв.

Рассказ учителя.

Хищные птицы питаются другими птицами и зверьками (мышами, сусликами, полёвками). Крупные хищные птицы нападают и на более крупных зверей — сурков, зайцев, молодых оленей. Хищных птиц можно узнать по крепкому крючкообразному клюву, сильным ногам с острыми загнутыми вниз когтями. Хищные птицы встречаются в самых разных местах: в лесах, горах, степях.

Свою добычу сова выслеживает и ловит ночью. У неё крупные круглые глаза. Серая окраска оперения делает её незаметной для зверьков, которыми она питается. У неё очень хороший слух. Она улавливает самый слабый писк птенцов, едва слышимый шорох пробежавшей ящерицы или мыши.

За лето только одна сова уничтожает до 1000 мышей, полёвок, сусликов и таким образом сберегает урожай зерна. Сова — перелётная птица.

Степной орёл живёт в степях и пустынях. Свою добычу он высматривает, взлетая в высоту. У него зоркое зрение. Заметив суслика, сурка или зайца, он стремительно бросается вниз и схватывает добычу. Птенцов они кормят кусками мяса пойманных животных. Степные орлы уничтожают за лето много сусликов и других вредителей сельского хозяйства.

IV. Работа с учебником.

Чтение статьи о хищных птицах.

Выполнение заданий.

См. Приложение.

V. Итог урока.

VI. Оценка знаний и умений.

План-конспект урока математики, для учеников 1 класса для детей с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта

Тема: повторение. Нумерация в пределах 5.

Задачи:

Оборудование: предметные картинки, карточки с предметами разной величины (дома, деревья), пазлы с цифрами от 1 до 5.

Ход урока:

II. Устный счет.

1. - Где мы живем?

- Как называется наш город?

- В каких домах живут люди в городе?

Д/и «Выкладывание домов и деревьев в порядке возрастания или убывания».

2. - Дома все пронумерованы. Д/и «Расположите номера домов в порядке возрастания и в порядке убывания».

III. Работа в альбоме.

Посмотрите на замок и раскрасьте фигуры, из которых он состоит по образцу.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши,

На два счета поднялись,

– Какой транспорт вы видели у нас в городе?

- Назовите пассажирский транспорт?

- Все автобусы имеют свой маршрут.

- Сейчас мы с вами составим маршрут автобуса под номером 5, для этого надо решить примеры. Ответы будут соответствовать номеру остановки. Затем, соединив все остановки линиями, мы получим маршрут автобуса.

1) 2+1= 4) 5-3=

2) 3+1= 5) 2-1=

3) 4+1= 6) 3-3=

IV. Итог.

Наша экскурсия по городу прошла успешно. Вы хорошо потрудились и заслуживаете подарок. А какой подарок вас ожидает, вы узнаете, выполнив домашнее задание.

V. Домашнее задание.

Раскрасить в соответствии с цифрами:

План-конспект урока: социально-бытовой ориентировки, для учеников 9 класса с тяжелой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта/

Тема: «Что такое семья?»

Задачи:

Оборудование: карточки с названиями членов семьи, рисунок-схема «Что объединяет членов семьи».

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Знакомство с новым материалом.

1. Игра «Найди пару».

- Составь пары из подходящих слов.

Что может объединять всех этих людей?

Семья. Сегодня мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с
тобой» и поговорим о семье.

2. Вступительное слово учителя.

Вокруг тебя живут разные семьи. В каждой из них может быть разное число людей (членов семьи). В старину их называли домочадцы. Одни семьи живут в больших многоэтажных домах, другие — в маленьких уютных домиках. Есть семьи городские, а есть сельские.

Семьи различаются и по числу поколений. Поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все ученики твоего класса — дети одного поколения. А их бабушки и дедушки — люди другого, старшего поколения.

3. Обсуждение рисунка-схемы на доске «Что объединяет членов семьи?».

Члены семьи любят и уважают друг друга

III. Физминутка.

Мы семьей к лужайке вышли,

Поднимая ноги выше (поднимают ноги),

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки (разводят руками)

Мы шагаем высоко (шаг на месте),

Не упал из нас никто.

IV. Работа в тетради

V. Итог урока.

- Что такое семья?

- Почему мы так дорожим своей семьей?
Домашнее задание: подготовить рассказ о своей семье.

Литература

обучении дошкольников с нарушениями в умственном

развитии. — М.: Просвещение, 1991.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области