Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Цель проекта формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством . Задачи проекта 1.Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам. 2.Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №118»

Познавательно-творческий проект

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной

культуры посредством фольклора»

Подготовила: воспитатель Дорожкина Е.В

.Магнитогорск 2023г

Актуальность проекта.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.

Внастоящие время народная куьтура и традиции руского народа стираются.Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры.Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучьшими традициями нашего народа.

. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.

Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.

К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детей все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.

В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.

Цель проекта: формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством .

Задачи проекта:
1.Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.

2.Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

3.Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.

4.Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.

Методы проектной деятельности:

Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ООД, в режимных моментах.

Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ООД.

Практический: продуктивная деятельность, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.

Сроки реализации проекта познавательный
групповой средней продолжительности с (1.11-1.12.23)

Участники проекта- музыкальный руководитель, воспитатели,  дети группы раннего возраста, родители.

Формы работы с детьми

Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок игры на музыкальных инструментах.

Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный)
1.Подбор методической и художественной литературы
2.Составление перспективного плана проекта
3.Составление картотеки потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.

4. Анкетирование, родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике , пальчиковых игр на основе фольклора

2этап –(основной) Организация и обогащение предметно-пространственной среды и

реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.

Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.

Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок,отгадывание загадок

Проведение подвижных народных игр.

Чтение художественной литературы детям.

Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование.

Создание в группе условий для реализации проекта: подбор  книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.

3 этап (заключительный) Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Взаимодействие с семьей:

Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок воспитании ребенка» «Пальчиковые игры для детей 2-3лет» «Папка передвижка «Фольклор в семье»

Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый). частие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам. Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству.

Основные мероприятия реализации проекта.

Сроки проведения

Образовательная область

Форма работы

Продукты проектной деятельности

ноябрь

1 неделя

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие»

Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками)

Привитие гигиенических навыков ) с использованием фольклорных жанров- потешек и песенок.

Рассказывание рус. нар. сказок « Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята«Три медведя»

Чтение русских народных потешек «Заяц Егорка» «Пошел котик на торжок» «Как у нашего кота»

Водичка –водичка»

«Застегнём застёжки

На твоей одёжке» «Раз ,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» « Кран откройся»

Лепка: Тема: «Пирожок для котика»

Дидактические игры: «Курочка Ряба», «Репка «Любимые сказки» Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?»«Три медведя» Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок»

Игровое физкультурное занятие по сказке «Теремок» «Волк и семеро козлят» Подвижные игры:

«Репка», «Еду, еду..»,

« У медведя во бору»,

«Матрешки»;

2

неделя

Художественно-эстетическое развитие

Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами: балалайка, дудочка, ложки, бубен.

Музыкально-дидактическая игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик»

Рисование «Украсим деревянные ложки»

3 неделя

«Познавательное развитие»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки»

НОД Тема: «Подарок для Дуни»

НОД Тема: «Приключение матрёшек» (сенсорика)

Заучивание потешки

«Солнышко-ведрышко»

Рисование Тема: «Украсим тарелочку»

«Красивый полосатый

коврик»

Игры «Зайка серенький сидит и ушами шевелит «

Хороводные игры « «Пузырь»

Музыкально-

ритмические

движения: «Танец с

ложками»;

4 неделя

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Знакомство с русским

бытом»

Подвижные игры: «Ровным кругом» «Подарки»

Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада»

Лепка.

«Поможем Федоре»

(украсим горшочек)

Рисование Тема: «Украсим тарелочку»

Драматизация

сказки «Колобок»;

НОД Тема: «Знакомство с русской избой»

Литература:

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.

3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.

8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.

9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.

10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.

11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков.,1996.-127с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области