Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №118»
Познавательно-творческий проект
«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной
культуры посредством фольклора»
Подготовила: воспитатель Дорожкина Е.В
.Магнитогорск 2023г
Актуальность проекта.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.
Внастоящие время народная куьтура и традиции руского народа стираются.Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры.Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучьшими традициями нашего народа.
. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.
Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детей все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.
В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.
Цель проекта: формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством .
Задачи проекта:
1.Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.
2.Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.
3.Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.
4.Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.
Методы проектной деятельности:
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ООД, в режимных моментах.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ООД.
Практический: продуктивная деятельность, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.
Сроки реализации проекта познавательный
групповой средней продолжительности с (1.11-1.12.23)
Участники проекта- музыкальный руководитель, воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Формы работы с детьми
Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок игры на музыкальных инструментах.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный)
1.Подбор методической и художественной литературы
2.Составление перспективного плана проекта
3.Составление картотеки потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.
4. Анкетирование, родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике , пальчиковых игр на основе фольклора
2этап –(основной) Организация и обогащение предметно-пространственной среды и
реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.
Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок,отгадывание загадок
Проведение подвижных народных игр.
Чтение художественной литературы детям.
Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование.
Создание в группе условий для реализации проекта: подбор книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.
3 этап (заключительный) Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Взаимодействие с семьей:
Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок воспитании ребенка» «Пальчиковые игры для детей 2-3лет» «Папка передвижка «Фольклор в семье»
Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый). частие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам. Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству.
Основные мероприятия реализации проекта.
Сроки проведения | Образовательная область | Форма работы | Продукты проектной деятельности | ||
ноябрь | |||||
1 неделя | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Физическое развитие» | Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками) Привитие гигиенических навыков ) с использованием фольклорных жанров- потешек и песенок. | Рассказывание рус. нар. сказок « Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята«Три медведя» Чтение русских народных потешек «Заяц Егорка» «Пошел котик на торжок» «Как у нашего кота» Водичка –водичка» «Застегнём застёжки На твоей одёжке» «Раз ,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» « Кран откройся» Лепка: Тема: «Пирожок для котика» Дидактические игры: «Курочка Ряба», «Репка «Любимые сказки» Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?»«Три медведя» Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок» Игровое физкультурное занятие по сказке «Теремок» «Волк и семеро козлят» Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», « У медведя во бору», «Матрешки»; | ||
2 неделя | Художественно-эстетическое развитие | Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами: балалайка, дудочка, ложки, бубен. | Музыкально-дидактическая игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик» Рисование «Украсим деревянные ложки» | ||
3 неделя | «Познавательное развитие» Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки» | НОД Тема: «Подарок для Дуни» НОД Тема: «Приключение матрёшек» (сенсорика) Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» Рисование Тема: «Украсим тарелочку» «Красивый полосатый коврик» Игры «Зайка серенький сидит и ушами шевелит « Хороводные игры « «Пузырь» Музыкально- ритмические движения: «Танец с ложками»; | ||
4 неделя | «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» | «Знакомство с русским бытом» | Подвижные игры: «Ровным кругом» «Подарки» Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада» Лепка. «Поможем Федоре» (украсим горшочек) Рисование Тема: «Украсим тарелочку» Драматизация сказки «Колобок»; НОД Тема: «Знакомство с русской избой» |
Литература:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.
3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.
10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков.,1996.-127с.