Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подборка дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме «Зима. Признаки зимы».

Подборка дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме «Зима. Признаки зимы». Речевой материал, представленный в пособии, позволит обогатить и расширить словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия. Накопленный объем слов по теме поможет ребенку легче выражать свои мысли, активно участвовать в беседе, проявлять себя в литературном творчестве, а также использовать педагогам в работе практические задания по формированию грамматического строя речи, мелкой моторики, координации речи с движением, упражнения для развития дыхания. В пособии представлены загадки, стихи, пословицы, а также подборка познавательного материала по теме. Простота и доступность этих форм поддержит интерес детей к занятиям и позволит быстрее усвоить материал.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Подборка дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме

«Зима. Признаки зимы».

Речевой материал, представленный в пособии, позволит обогатить и расширить словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия. Накопленный объём слов по теме поможет ребёнку легче выражать свои мысли, активно участвовать в беседе, проявлять себя в литературном творчестве, а также использовать педагогам в работе практические задания по формированию грамматического строя речи, мелкой моторики, координации речи с движением, упражнения для развития дыхания. В пособии представлены загадки, стихи, пословицы, а также подборка познавательного материала по теме. Простота и доступность этих форм поддержит интерес детей к занятиям и позволит быстрее усвоить материал.

Составила учитель – логопед Калинина Е.В.

Лексическая тема: «Зима. Признаки зимы».

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, холод;

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

Глаголы: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

Учим стихотворение «Зима» И. Суриков

Белый снег пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо, падает ложится.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею тихо, беспробудно…

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы – и зима настала.

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз-рука, два - рука. (Вытянуть вперед руку, потом - другую.)

Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.)

Три-четыре, три-четыре, (Погладим ладонями шею.)

Нарисуем рот пошире. (Провести указательными пальцами вокруг круговой мышцы рта.)

Пять - найдем морковь для носа, (Кулачками растереть крылья носа.)

Угольки найдем для глаз. (Провести указательными пальцами вокруг глаз.)

Шесть- наденем шляпу косо

Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.)

Семь и восемь, семь и восемь-

Мы плясать его попросим.

Развитие мелкой моторики: «СНЕЖОК»

1,2,3,4 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят» меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый

снежок)

Два – поймаем. (ловят снежок)

Три – уроним (снова бросают)

И сломаем (хлопают)

Развитие мелкой моторики: «Зима»

Координация речи с движением: «Считай по порядку»

Мы слепили снежный ком, (идут по кругу, взявшись за руки)

Ком большой – большой, как дом. (показывают большой комок, подняв руки вверх)

Но зато второй комок, (идут по кругу)

Меньше был, как теремок. (показывают ком поменьше)

Третий – точно, как избушка возле леса на опушке. (показывают ком меньше)

А четвёртый, как палатка, хоть он круглый был и гладкий. (показывают ком, опустив руки вниз)

Пятый сделали! Ура! (приседают, показывают маленький комок)

Как для Жучки конура.

А шесток комок…Я знаю, (садятся на корточки, показывают очень маленький комок)

Словно дом для попугая.

А седьмой, меньшой комочек,

Как цыплёнок, как звоночек. (показывают крохотный комок)

Ну – ка, дети, не зевай,

По порядку их считай! (считают до семи)

Лексическое развитие:

«Отвечай - ка»:

- Назови времена года (зима, весна, лето, осень)

- Назови, какое сейчас наступило врем года?

- Назови зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы).

- Сколько всего зимних месяцев?

- Назови первый зимний месяц, назови третий месяц зимы, назови второй;

- Назови месяц, который после декабря, перед январём, после января, между декабрём и февралём?

- Какой праздник празднуют люди в декабре?

- Что наряжают на Новый год?

- Как празднуют Новый год?

«Договори словечко»:

Наступила (какая?) … холодная, снежная, суровая зима.

Зимой солнце светит (как?) …слабо, греет (как?) …мало.

День короткий, а ночь (какая?) … длинная.

Небо зимой (какое?) …серое, тяжёлое, пасмурное, снежное. Небо затянуто (чем?) …снеговыми тучами.

Зимой часто идёт (какой?) …белый, пушистый снег. Часто бывает долгий (что?) …снегопад.

Снег лежит (на чём?) …на дорожках, на крышах, на заборах, на деревьях…

Зимой дует (какой?) …холодный, сильный, зимний ветер. Зимой бывает (что?) …метель, пурга, вьюга.

Деревья зимой стоят (какие?) … голые. Они трещат от (чего?) …мороза, замерзают. На ветках деревьев лежит (что?) …снег.

Погода на улице (какая?) …морозная и холодная.

На дорогах (как?) …скользко - гололёд.

Зимой реки и озёра (что делают?) …замерзают, покрываются (чем?) …льдом.

Детям зимой (как?) …весело, они катаются (на чём?) …на санках, на лыжах, на коньках, на ледянках, строят снежные горки, лепят снеговиков, играют в снежки.

Люди зимой подкармливают зимующих птиц: (что делают?)…развешивают кормушки на деревьях, насыпают в них (что?) …семена, крошки, семечки, хлебные корки, кусочки сала.

Люди зимой одеваются (как?) …тепло: надевают тёплую одежду и обувь.

Дикие животные приготовились к зиме: зайцы и белки поменяли свой мех, ежи, медведи, барсуки, еноты впали в спячку.

«Подбери слова» Ответь на вопросы:

Зима (какая?) - долгая, холодная, морозная, долгожданная, снежная, …..

Снег (какой?) ..белый, глубокий, пушистый, мягкий, холодный, блестящий, хрупкий, чистый, липкий, рассыпчатый….

Снегопад (какой?) долгий, крупный, частый,…..

Погода (какая?)…зимняя, пасмурная, холодная, ветреная, …..

Ветер (какой?)…сильный, морозный, слабый, обжигающий, зимний…

Узоры на окнах (какие?) красивые, блестящие, белые, зимние, ажурные…

Лед (какой?) – скользкий, прозрачный, холодный, гладкий, блестящий, твердый,…

 «Назови действие» Зима (что делает?) – наступает,
Снег (что делает?) — ложится, сверкает, блестит... Снежинки (что делают?) – летят, опускаются, ложатся, хрустят. , ветер, метель, сосулька, мороз, град)

Снег (Что делает?) падает, ложится, блестит, хрустит под ногами, кружится

(Ветер? Вьюга? Деревья? Лёд? Птицы зимой?).

 «Сложные слова» два простых слова соединились в одно

снег падает −… снегопад                                           

по снегу ходит −… снегоход

лёд колет −… ледокол                                                 

по снегу катит −… снегокат

 «Сосчитай до пяти»

Один морозный день          два морозных дня                    пять морозных дней

Одна замёрзшая  лужа        две замёрзших лужи               пять замёрзших луж

Одна узорчатая снежинка  две узорчатых снежинки       пять узорчатых снежинок

Один высокий сугроб         два высоких сугроба                пять высоких сугробов

Одно зимнее соревнование    два зимних соревнования        пять зимних соревнований

«Подбери подходящее слово»

наступила (что?) –  зима      

валит (что?) –  снег       

свищет (что?) – ветер

бушует (что?) –  вьюга  

кружатся (что?) – снежинки 

замерзает (что?) –  река

блестит (что?) – лёд     

лепят (что?) – снежки               

метёт (что?) –  метель

«Семейка слов» подобрать родственные и однокоренные слова:

«Снег» – снежок, снежочек, снежинка, снегопад, снега, снеговик, снеговичок, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный, снежки, снегоход, снегокат, снежный, заснежило, снежище, белоснежный, Белоснежка.

«Подбери предмет к признаку»

снежный −…ком        снежная −...баба       снежные −…заносы   снежное − …поле  

 Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

  Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

Упражнение «А что вчера?» 

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
         Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
         Сегодня снег падает, и вчера ...
         Сегодня снег сверкает, и вчера ...
         Сегодня снег тает, и вчера ...
         Сегодня снег хрустит, и вчера ...
         Сегодня снег идет, и вчера ...
         Сегодня снег ложится, и вчера ...
         Сегодня снег кружится, и вчера ..

Игра «Один — много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

 Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

Игра «Один — много»

Снег — много (чего?) …снегов, много снега

лед — льдов, много льда

звезда — звезд

день — дней

узор — узоров

ночь — ночей

снежинка — снежинок

снеговик — снеговиков

санки — санок

буря — бурь

вьюга — вьюг

стужа — стуж

холод — холодов

забава — забав.

«Составь предложения по опорным словам»

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, катаются.

Снежки, играют, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

 Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

Игра «Что наделала зима?» 

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горок, Нового года, елок, подарков, Снеговиков…)

Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

- Во дворе стоит …(снеговик)

-Мы решили слепить … (снеговика)

-Мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали  соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

«Что зимой»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

Игра «Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение  

- кататься на санках

- кататься на велосипеде

- купаться в реке

- играть в снежки

- строить крепость  из снега

- строить замок из песка

-кататься на роликах

-собирать цветы

-наряжать елку

Упражнение "Кому что нужно?"

 Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны …лыжнику

Клюшка нужна …хоккеисту

Коньки нужны … фигуристу

сноуборд нужен - ... сноубордисту

санки нужны - ... саночнику

«Назови, как?»

Как приготовились дикие животные к зиме? (Медведь, заяц, белка, ёж, енот, барсук)

Как крадётся лиса? (тихо, бесшумно, быстро, незаметно) Как заяц убегает от лисы? (быстро, …) Как волк ищет добычу?....Как птицам зимующим птицам зимой? (холодно, голодно)

«Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — ...

Летом день длинный, а зимой — ...

Летом солнце яркое, а зимой — ...

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед — ...

Одни сосульки длинные, а другие — ..

«Объясни словечко» на озёрах «лёд встал», «гололёд», «снегопад», «вьюга», «метель», «бурелом», «мороз на окне рисует узоры», «горнолыжник», заморозки, безветрие, подлёдная рыбалка, …

«Когда так говорят?» Любишь кататься, люби и саночки возить

Продолжи предложение:

Чтобы не замёрзнуть зимой, надо надеть…

Зимой покрываются льдом…

Дети любят кататься зимой на…

Зимой на улице не увидишь…

«Скажи наоборот»

Тёмное утро - …, старые санки - …, холодный ветер - …, пасмурный день - …, зимний месяц - …, большой сугроб - …, длинные лыжи - …

«Какое слово не подходит?»

Лёд, мёд, лёд, лёд; каток, платок, каток, каток

«Хитрые вопросы»

По глубокому снегу легче идти пешком или на лыжах?

Если под шубу положить снег, он под ней растает?

Во что превратиться снеговик без холода?

«Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; предложение закончить и повторить его полностью)
Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а весной растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые спрятались, а летом ...

 «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера ...
Сегодня снег сверкает, а вчера ...
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...

«Весёлый счёт» (согласование числительного с существительным)

Одна красивая снежинка, две красивые снежинки, три красивые снежинки,

четыре красивые снежинки, но пять красивых снежинок.

(Аналогично: белый снеговик, прозрачная сосулька, ледяная горка, снежный сугроб и т.д.)

Игра «Из чего - какой?» (образование прилагательных)

Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда (какая?) — ...

Погода с морозом (какая?) — ...

Отгадывание загадок о зиме.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки — над миром пушинки.
(зима)

Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)

Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле.
(мороз)

Гость гостил, мост мостил,
без пилы, без топора мост вымостил.

(мороз)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.

(Иней)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз — два уголька,
Там, где нос, — морковка,
А в руках — метелка,
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик)

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

Много снега во дворе —

Вот забава детворе!

Ходим по снегу. На ножки

Все надели мы... (сапожки)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов... (каток)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Учим зимние пословицы.

Пословицы и поговорки про зиму

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зима – не лето, в шубу одета.

Пословицы и поговорки о морозе

Пословицы и поговорки о снеге

Снег глубок – и хлеб хорош.

Много снега – много хлеба.

Зима снежная – лето дождливое.

Пословицы и поговорки про месяцы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме  - середка.

В январе – морозы, в феврале – метель.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области