Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»

Цель Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Задачи формировать действия целенаправленного восприятия текста учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план развивать коммуникативные и речевые навыки воспитывать интерес к природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №18 «ВЕСЕЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» ГОРОДА БАРНАУЛА

Конспект

НОД в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»

Воспитатель: Нурматова Р.О.

Барнаул 2023

Образовательные задачи:

• Формировать действия целенаправленного восприятия текста.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Методические приемы:

• физкультминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

Материал:

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся со всеми: и с гостями, и с природой, и со всеми людьми на земле.

«Про мир» Здравствуй, солнышко родное, Здравствуй, небо голубое! Мы навстречу вам откроем. И ладошки, и сердца. Пусть тепло всем в мире будет, Улыбаются пусть люди. И о войнах позабудут, Мир пусть будет без конца!

- А теперь соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие (стук в дверь).

Воспитатель: кто это там стучит? Кто-то еще к нам в гости пришёл? Дети: Почтальон Печкин! Печкин: Здравствуйте, ребята. Я вам принес письмо, пожалуйста. А мне пора, мне нужно ещё в другой детский сад письма доставить. Воспитатель: Спасибо тебе, Печкин. До свидания!

Воспитатель: - Что же там внутри? Письмо?! Что-то здесь написано. Это загадка. Читаю.

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная. (времена года)


- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года. Для этого будем друг другу передавать мяч и называть слова, характеризующие времена года (по 3-4 слова).

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Встанем все в круг. Я буду кидать мяч кому-то из вас и говорить вам начала предложения, а вам предлагается его закончить, используя противоположные по смыслу слова и возвратить мяч мне.

1.Летом погода жаркая, а зимой ... (холодная)

2.В сентябре ранняя осень, а в ноябре ... (поздняя).

3.Облако лёгкое, а туча … (тяжёлая).

4.Летом дни длинные, а зимой дни … (короткие).

5.Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

6.Осенью насекомые засыпают, а весной ... (просыпаются)

7.Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

8.В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день… (грустное)

9.Урожай бедный, а наоборот ... (богатый)

10.Яблоко сладкое, а лимон... (кислый).

11.Летом идёт дождь, а зимой... (снег)

12. Зимой погода холодная, а летом … (жаркая). 13. Летом дни солнечные, а осенью … (пасмурные). 14. Медведь зимой спит, а весной … (просыпается).

15. Заяц весной серый, а зимой … (белый).

16. Весной урожай сажаем, а осенью … (собираем).

II. Основная часть

1. Объявление темы

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми

- На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы составим план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

- О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

- О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме) - На чем и где Митя катался? (на горке с саночки и на коньках по замерзшей реке)

- Чем Мите понравилась зима? – (Ему было весело)

- О каком своём желании он сказал отцу? (Чтоб зима не кончалась)

- Куда предложил отец записать желание Мити? (В карманную книжку отца)

- Чем занимался Митя весной?  (вволю набегался за бабочками по зеленому лугу и нарвал цветов)

- Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Чтобы всегда была весна)

- Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Посоветовал записать желание в карманную книжку отца)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве) - Какое желание на этот раз пожелал мальчик? (Чтобы лето не закончилось)

- Что в этот раз посоветовал папа? (записать свое желание в книжку)

- Какое время года наступило после лета? (Осень)

- Что собирали в саду? (Румяные яблоки, желтые груши)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен года). Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Потому что речь идет о четырех времени года)

- Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

- Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

- Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

- Молодцы!

5. Физкультминутка

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень - лучшее время в году (прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение текста с демонстрацией мнемотаблиц.

- Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

- А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

- А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

- Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, горка, коньки, река, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыба, копна сена, ягоды, карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, груша, книжка).

- Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Да)

- Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

- Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

- Кто продолжит?

- Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

- Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”) - Кто главный герой рассказа? (мальчик Митя, которому нравились все четыре времени года) - Чему научил вас этот рассказ? Какой вывод можно сделать из услышанного рассказа? (Что каждое время года замечательно и прекрасно по-своему).

- Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

- За ваши старания я приготовила вам записные книжки (блокнотики), куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

- До свидания!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области