Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательно - исследовательский проект детей подготовительной группы «В» по теме «Эта удивительная соль».

Цель проекта создание условий для формирования представлений детей о соли и применения пищевой поваренной соли и ее свойствах. Задачи изучить исторические сведения о соли исследовать свойства соли узнать о значении соли в жизни человека доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Познавательно - исследовательский проект детей подготовительной группы «В» по теме: «Эта удивительная соль».

Воспитатель МБДОУ №7 «Ивушка» г. Минеральные Воды,

Химочкина Лариса Павловна

по направленности: познавательно – исследовательский, творческий, групповой;

по продолжительности: краткосрочный.

Сроки реализации: Октябрь 2023г

Участники проекта:

дети подготовительной группы

воспитатель группы.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений детей о соли и применения пищевой поваренной соли и её свойствах.

Задачи:

Актуальность:

В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим же вещам можно отнести пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. А где же ещё можно применить соль, кроме пищи?

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Ожидаемый результат:

Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

Узнают много об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.

Самостоятельно проведут интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.

У детей повысится познавательный интерес

Основные принципы реализации:

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

изучение информации, беседы

анализ познавательной литературы

подбор материалов и оборудования для исследований

экспериментальная деятельность

исследовательская деятельность

наблюдения

творческая деятельность

игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).

План реализации проекта.

1 этап — подготовительный:

Сбор образцов соли (морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).

Подбор бесед о соли.

Цель: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

3. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: анализ литературы для организации осуществления исследования.

4. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).

5. Подбор опытов и экспериментов с солью.

6. Цель: пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

7. Беседы с детьми:

«Откуда соль берётся», «Для чего соль нужна», «Свойства соли».

Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

2 этап – основной:

1. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Свойства соли»

«Растворимость соли»: соль растворяется в воде, но не испаряется она делает жидкость плотнее.

«Плавающее яйцо»

«Выращивание кристаллов поваренной соли»

«Окрашивание соли».

2. Творческая деятельность:

рисование солью

лепка из солёного теста

Цель: дать детям знания о добычи поваренной соли.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению соли и определению ее основных свойств.

Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.

Материал: энциклопедии, беседа, загадки, пословицы, поговорки, эксперименты.

3-й этап – заключительный:

Показ презентации проекта «Соль».

Выставка рисунков и поделок детского творчества.

Изготовление картотеки опытов с солью.

Достигнутые результаты:

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, участники проекта поняли, что знаю о ней мало.

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Выводы.

Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.

Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.

Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.

В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.

Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.

Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.

Ресурсы и условия реализации проекта:

методическая и художественная литература,

иллюстрации, репродукции, фото,

набор для художественного творчества,

презентации.

для исследовательской работы (лупы, тарелочки, кисточки),

ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,

набор разной соли (морская, пищевая, йодированная, мелкая, крупная, каменная, поваренная)

ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).

Список литературы:

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.

Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.

Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.

Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.

.Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.

Энциклопедия «Я познаю мир», М.: АСТ «Астрель», 2009.

Интернет-ресурсы.

Введение

В настоящее время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть теплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные роботы и компьютеры. Почти в каждом доме, на заводах, в больницах и школах есть большое количество разнообразной техники и приборов, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь в целом. И человечество уже настолько привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, эскалаторам, интернету и космическим кораблям, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом.

Но в жизни есть и простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар. … Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Беседа о соли

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы

Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)

Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)

Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли

Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Соль — это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.

Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.

- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)

- Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД

Немного истории

Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата», — имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Наша планета очень богата солеными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: — Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Соль в народных приметах и народном творчестве

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито — трава». Много народных загадок сложено о соли:

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Меня одну не едят,

а без меня мало едят. (соль)

В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

2.Основная часть.

Восп: Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз, мы отправимся с вами в исследовательскую лабораторию, чтоб узнать о чудесных свойствах волшебницы соли. – Хотите?

Дети: - Да.

Восп: Ребята, как вы думаете, что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Ответы детей.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?

Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Восп: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Дидактическая игра с "Соль полезна для того, чтобы…"

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру " Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)

1) Чтобы консервировать овощи.

2)Чтобы посолить суп

3)чтобы посыпать дорожки весной.

4)Чтобы посолить салат.

5)Чтобы засолить грибы.

6)чтобы делать компрессы.

7)Чтобы полоскать горло.

Восп: А сейчас пришло время отправиться в нашу лабораторию и узнать о свойствах соли.

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

А что такое лаборатория? (Это помещении, где много приборов для опытов)

Восп: Подойдите к столам и наденьте, пожалуйста, фартуки и нарукавники.

Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории:

-работая с солью, нельзя трогать глаза;

-на занятиях не толкаться;

-сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори;

-соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.)

Опыт № 1: «На что похожа соль?».

Воспитатель: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Восп: действительно, что с виду соль похожа на порошок.

 «Соль сыпучая, без запаха»

Возьмите щепотку соли и потихоньку сыпьте в тарелочку. Что вы видите?

А теперь понюхайте, имеет ли соль запах.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Воспитатель: про соль говорят: «В воде родится, а воды боится»

- Давайте проверим боится ли соль воды.

Опыт № 3: «Соль растворяется в воде»

Добавьте соль в стакан с водой, размешайте. Что произошло с соль? (соль растворилась в воде)

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? - (Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

А сейчас пришла пора, поиграть нам детвора.

Дидактическая игра «Соленый - несоленый».

 Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Творческая работа.

Восп: Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) 

Опыт 5. «Цветная соль».

А сейчас мы с вами покрасим соль гуашью, насыпать соль в пакет, капнуть несколько капель гуаши и перемешать соль в пакете, затем высыпать в ёмкость для дальнейшего высушивания. Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.

Вывод: если смешать соль с краской, она окрасится.

Восп: А вы знаете, что на соли можно рисовать?

Восп: : Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на тарелочке с солью. Слушайте внимательно:

«Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зелёной.

Прячет хвостик голубой?» - нарисуйте

«Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит….» - нарисуйте

Восп: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Восп: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик) - нарисуйте

Восп: : Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Восп:  А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

 «С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки) нарисуйте

Как красиво у вас получается!

Восп: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

3.Заключительная часть. Подведение итогов

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли, рисовали солью)

-Ребята, вам понравилось сегодня быть исследователями?

-А что больше всего понравилось?

- Ребята! Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали.

Дополнительный материал.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши — значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

Значение соли

соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее

соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало)

консервируют овощи на зиму

солью можно мыть посуду

солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии

для здоровья полезны ванны с морской солью.

соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

Русская народная сказка «Соль»

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

— Говори, в чем дело — какая нужда?

— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

— А каким товаром торги ведешь?

— Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

— А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все явства и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалось, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

— Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

— А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар. Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилось.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

— А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.

Словацкая сказка «Сказка про соль».

Есть старинная словацкая народная сказка — Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, — ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, — сказала средняя.

- Как соль, — сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.

Пословицы о соли.

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

Соли нет, так и слова нет.

Без соли и стол кривой.

Без соли и хлеб не естся.

Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

Соли не жалей, так и есть веселей.

Не солоно хлебавши.

Хлеб да соль. (Россия, Украина — поговорка).

Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

От хлеба–соли не отказываются.

Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Хлеб да соль, ем да свой.

Надо хлеб-соль помнить.

Ешь солоней, жить будешь веселей.

На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

Без соли, без хлеба, худая беседа.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль просыпать нечаянно — к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

Подавая соль — смейся, не то поссоришься.

Хлеб-соль взаимное дело.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел!

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Насыпать соль на хвост.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

Хлеб соль кушал, а не послушал.

Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.

Загадки о соли.

Меня не едят — и без меня мало едят.

В воде родится, а воды боится.

Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.

Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

Лежит гася-простеглася. Як устане, то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).

В земле родился, в огне крестился, на воду пал — весь пропал (соль).

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

Что в избе за белая Марья? (соль).

Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест, Тот вкуса не знает (соль).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области