Проект для детей подготовительной группы "Зимние фантазии».
Воспитатель: Гавалян Ольга Викторовна.
Разделы: работа с дошкольниками.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования.
Актуальность:
изобразительная деятельность - один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение — значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 30 ноября по 15 декабря.
Состав участников проекта: воспитанники подготовительной группы «Умнички», воспитатели.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта:
Проблемная ситуация.
Цель проекта: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи проекта:
воспитательные:
обучающие:
рисование свечой, рисование методом тычка, рисование в технике набрызг, использование трафаретов и шаблонов;
совершенствовать уровень накопленных умений по теме проекта;
развивающие:
Предполагаемый результат:
ДЕТИ: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
РОДИТЕЛИ: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
ПЕДАГОГИ: повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательных области).
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.
Средства и оборудование:
Работа с родителями:
Список литературы:
Этапы проекта «Зимние фантазии» для детей подготовительной группы «Умнички»
Этапы проекта | Деятельность воспитателя и специалистов дошкольного учреждения по проекту | Деятельность детей |
1этап | Принимают задачу проекта | |
2этап | Планируемая деятельность. | Планируют с воспитателем, какой материал они будут готовить для творческой деятельности. |
3 этап | Дидактические игры, упражнения Чтение художественной литературы. Слушание музыкальных произведений: Изобразительная деятельность: Физминутки «Игра в снежки», «Снежинки - балеринки», «Зима». Пальчиковая гимнастика «Белый пух», «Зимой». Опытно-экспериментальная деятельность: Наблюдения: НОД: Работа с родителями: | Активно участвуют в мероприятиях проекта. |
4этап | Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта: выставка в группе «Узоры зимы», в фойе детского сада «Зимние фантазии». Создание альбома детских рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования «Зимушка - зима». Фотоотчёт о событиях проекта. | Активно участвуют в создании выставок, альбома «Зимушка-зи |
Мониторинг предполагаемой педагогической диагностики.
План реализации 3 этапа (практический) проекта (01.12 – 11.12).
Пятница, 1 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | РР | Введение в тему проекта, рассматривание рисунков в различных техниках. Задачи: выяснить, хотят ли дети научиться рисовать так – же, что для этого нужно. Физминутка «Зима». Задача: выучить слова и движения для дальнейшего применения в ходе проекта. | Упражнение на дорисовку «Волшебный лес». Задача: развивать воображение, фантазию. | Наблюдение за утренним небом, в какие цвета и оттенки окрашивает небо восходящее солнце. Задача: создавать предпосылки для дальнейшей деятельности. | Рассматривание репродукции картин, иллюстрации о зиме. Задача: развивать эстетический вкус, умение видеть красоту зимы. | |||
ОД | НОД «Волшебные краски» (опытно – экспериментальная деятельность). Задача: формировать представление об изготовлении нового материала для изодеятельности. | |||||||
Работа перед сном | РР | Чтение. Г. Скребицкий «Художник Зима» (из цикла «Четыре художника»)Задача: прививать любовь к художественному слову, выделять эпитеты, сравнения, образные выражения, представлять , как изобразить в рисунке услышанное | ||||||
Прогулка | Наблюдение за небом днём. Задача: подвести к пониманию разнообразия и красоты природы, выделять разные цвета и оттенки. | |||||||
Вечер | СКР | Опыт «Окрашивание воды». Задачи: выявить свойства воды, краски чем больше краски в воде, тем насыщеннее цвет. | Упражнение «Пять кругов». Задача: развивать мышление, умение придумывать разные образы, продумывая детали, не повторяться. | Изготовление фоновой бумаги поролоновой губкой. Задача: сформировать умение с помощью губки растягивать каску по листу бумаги равномерно. | По желанию детей изготавливать фоновую бумагу, рисовать на ней. Задача: закреплять навыки и умения, полученные ранее. |
Понедельник, 4 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей Среды для самостоятельной деятельности детей | ||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
Утро | ПР | Физминутка «Зима». Задача: повторить слова и движения, создать настрой на день. | Упражнение «Пять кругов». Задача: развивать мышление, Умение придумывать разные образы, продумывая детали, не повторяться. | Рисование назимнюю тему по замыслу детей. Задача: выяснить, какие средства выразительности будут использованы в процессе рисования. Рассматривание альбома «Зима», «Дети рисуют зиму», репродукций картин о зиме. Задача: расширять представление о изображении зимних пейзажей. | Рисование на зимнюю тему по замыслу детей. Задача: поощрять самостоятельный выбор разнообразных средств рисования. | ||||
Прогулка | ПР | Наблюдение за деревьями: Задачи: формировать понятие о многообразии окружающего мира, закрепить строение деревьев, отмечать общие признаки и различия, обратить внимание на фактуру, цвет. | |||||||
Работа перед сном | СКР | Чтение. К. Ушинский «Зима». Задачи: закрепить приметы зимы, отвечать на вопросы по содержанию. | |||||||
Вечер | ХЭР | Опытно –экспериментальная деятельность «Бумага и вода». Задача: закрепить, как зависит состояние бумоги от количества находящейся на ней воды. | Упражнение на дорисовку «Волшебный лес». Задача: развивать воображение, фантазию. | Рисование на зимнюю тему по замыслу детей. Задача: выяснить, какие средства выразительности будут использованы в процессе рисования. | По желанию, предложить срисовать понравившиеся пейзажи. Задачи: закреплять умение пользоваться палитрой, добиваться похожих цветов и оттенков, развивать глазомер. |
Вторник, 5 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Утро | СКР ХЭР | Изготовление фоновой бумаги с помощью широкой кисти. Задача: сформировать умение с помощью широкой кисти растягивать каску по листу бумаги равномерно. | Рисование дерева (материал по выбору детей). Задачи: закреплять умение рисовать ствол, соблюдать пропорции при прорисовывании веток. | Опытная деятельность «Секретный рисунок». Задача: познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – свеча и акварель. | Рисование на зимнюю тему по замыслу детей. Задача: поощрять самостоятельный выбор разнообразных средств рисования. |
Прогулка | ПР | Загадывание загадок о снежинках. Чтение. Т. Шорыгина. «Села мне на рукавичку лёгкая снежинка» Задача: развивать наблюдательность, речь, закреплять умение по нескольким образным признакам отгадывать загадки. Рассматривание снежинок. Задача: выделить разнообразие форм, закрепить свойства снега. Физминутка «Снежинки – балеринки» Задача: вспомнить слова, текст, двигаться в ритме физминутки, чувствовать настроение. | |||
Работа перед сном | РР | Чтение произведений о зиме, предстоящих новогодних праздниках по выбору педагога. Задача: воспитывать интерес к художественной литературе. | |||
Вечер | ФР | Опытная деятельность «Окрашивание бумаги чаем, кофе». Задача: знакомить с нестандартными решениями в рисовании. | Опытная деятельность «Секретный рисунок». Задача: продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – свеча и акварель. | Самостоятельная деятельность«Секретный рисунок».Задача: закреплять владение новой техникой рисования. |
Среда, 6 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро | СКР | Рассматривание иллюстраций «Снежинки». Задачи: рассмотреть строение, отметить разнообразие форм. Физминутка «Снежинки – балеринки»Задача: поднять настроение, войти в образ снежинок. | Рисование крупных снежинок карандашом. Задачи: соблюдать осевую симметрию при рисовании лучиков, придумывать неповторяющиеся узоры. | Рисование «Снежинка» в технике восковой мелок и акварель. Задача: познакомить детей с новой техникой, развивать желание рисовать. | Внести раскраски, трафареты на тему «Снежинки».Задачи: закреплять умение работать с трафаретами, самостоятельно выбирать материалы | ||
ОД | Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима». Задачи: совершенствовать умение составлять рассказ по содержанию картины по плану. Вызвать эмоциональный отклик на стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» | ||||||
Прогулка | СКР | Наблюдение за берёзой. Чтение стихотворения Г. Новицкой «Берёзка». Задачи: повторить отличительные черты берёзы, закрепить названия частей дерева, развивать наблюдательность, активизировать словарь. | |||||
Работа перед сном | ПР | Чтение стихотворения Н. Иванова «Я резная, кружевная…» Задача: развивать желание слушать стихотворное произведение активизировать речь, расширять словарный запас. | |||||
Вечер | ХЭР | Внести раскраски, трафареты на тему «Снежинки». Задачи: закреплять умение работать с трафаретами, самостоятельно выбирать материалы | Рисование крупных снежинок карандашом. Задачи: соблюдать осевую симметрию при рисовании лучиков, придумывать неповторяющиеся узоры. | Рисование «Снежинка» в технике восковой мелок и акварель Задача: познакомить детей с новой техникой, развивать желание рисовать. | По желанию детей изготавливать фоновую бумагу. Задача: закреплять навыки и умения, полученные ранее, готовить бумагу к НОД. |
Четверг, 7 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | ||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |||||
Утро | ПР | Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза». Задачи: помочь детям почувствовать красоту зимнего дерева, вызвать желание изобразить заснеженную берёзу. | Рисование берёзы (материал по выбору детей). Задачи: закреплять навыки рисования дерева, соблюдать пропорции при рисовании ветвей. | Рассматривание репродукции картины А. Волкова «Зимняя сказка». Задача: обратить внимание на прорисовку мелких деталей, как прорисованы кроны деревьев. | Рисование на зимнюю тему по замыслу детей. Задача: поощрять самостоятельный выбор разнообразных средств рисования. (свеча, шаблоны, трафареты…) | |||
ОД | «Берёза в инее», рисование на тёмном фоне методом тычка.Задачи: закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. Закрепить умение рисования гуашью, использовать метод тычка при изображении снега, инея. | |||||||
Работа перед сном | ПР | Чтение «12 месяцев» в обработке Маршака. Задачи: начать знакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к художественной литературе. | ||||||
Вечер | СКР | Опыт с капиллярностью. Задачи: познакомить с эффектом капиллярности, показать, как жидкость впитывается в бумагу. | «Берёза в инее», рисование на тёмном фоне методом тычка.Задачи: закреплять навыки рисования дерева, соблюдать пропорции при рисовании ветвей. | Слушание. П. И. Чайковский «Ноябрь На тройке» из цикла «Времена года». Задача: побуждать детей различать смену настроений, изобразительность в музыке. Побуждать выражать впечатления в творческой деятельности | Рисование впечатлений от услышанной музыки. Задача: поощрять самостоятельный выбор разнообразных средств рисования. (свеча, шаблоны, трафареты…) |
Пятница, 8 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Утро | РР | Рассматривание рисунков в технике набрызг. Задачи: выяснить, хотят ли дети научиться рисовать так – же, что для этого нужно. Физминутка «Зима». Задача: повторить слова и движения, создать приподнятое настроение. | «Снеговик» - набрызг баллончиком. Задача: заинтересовать новым приемом рисования. Закрепить приемы симметричного вырезания. | Показать, как и с помощью каких инструментов выполняется набрызг. «Сделай как я» Задача: познакомить с новой техникой рисования. | Работа в технике набрызг самостоятельно (по необходимости помощь, подсказка педагога). Задачи: осваивать новый приём рисования, сочетать его с другими техниками. | |
ОД | НОД 1 часть. «Зимние фантазии». Задача: осваивать технику рисования набрызг. Подбирать контрастные цвета. С помощью знакомых приёмов и техник создавать индивидуальную композицию. | |||||
Работа перед сном | РР | Чтение «12 месяцев» в обработке Маршака. Задачи: продолжать знакомить детей с новой сказкой, воспитывать интерес к художественной литературе. | ||||
Вечер | СКР | Слушание. П. И. Чайковский «Декабрь.» из цикла «Времена года». Задача: побуждать детей различать смену настроений, изобразительность в музыке. Побуждать выражать впечатления в творческой деятельности. | «Зимний лес» - набрызг баллончиком. Задача: заинтересовать новым приемом рисования. Закрепить приемы симметричного вырезания. | Набрызг, тампонирование поролоновой губкой шаблонов и трафаретов. Задача: сформировать умение с помощью губки, трафарета, шаблона создавать картину.Осваивать новый приём рисования, сочетать его с другими техниками |
Понедельник, 11 декабря.
Режим | Интеграция ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей Среды для самостоятельной деятельности детей | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро | ПР | Физминутка «Игра в снежки». Задача: повторить слова и движения, создать настрой на день. | Рассматривание и анализ своих работ по плану. Задача:активизировать речь словами по теме проекта, развивать умение выстраивать алгоритм создания работы. | Доработка начатого в технике набрызг, тычок, с использованием трафаретов и шаблонов замыслу детей. Задача: Задача: развивать умение с помощью губки, трафарета, шаблона создавать картину. Осваивать новый приём рисования, сочетать его с другими техниками | |||
ОД | НОД 2 часть. «Зимние фантазии». Задача: продолжать осваивать технику рисования набрызг. С помощью знакомых приёмов и техник закончить индивидуальную композицию. | ||||||
Работа перед сном | СКР | Чтение произведении о зиме, предстоящих новогодних праздниках по выбору педагога. Задача: продолжать развивать желание слушать литературные произведения. | |||||
Вечер | ХЭР | Подведение итогов «Творческой мастерской». Задачи: побуждать детей давать оценку проделанной работе, оценивать результаты. | Рассматривание работ. Задача: развивать умение выделить особенно понравившиеся рисунки, объяснить выбор, активизировать речь словами по теме проекта. | Размещение работ на выставку в фойе, в группе. Задача: воспитывать социально-коммуникативные навыки (выбирать не только свою работу, но и работу товарища), развивать эстетический вкус, |