Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок в музейном пространстве

Создать условия для полного восприятия краеведческого материала времен Великой Отечественной войны. Познакомить с событиями, героями - земляками, увидеть быт людей того времени.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Аннотация.

Школа: ГКОУ РО Гуковская школа – интернат № 12.

Обучающиеся, воспитанники 7 – 9 классов.

Учитель истории: Ольга Владимировна Афтений

Место проведения: ГБУК РО "Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина", кабинет истории.

Музейный урок в музейном пространстве

Тема. Великая Отечественная война в истории нашего города.

Материалы:

1.конспект урока – экскурсии «Освободители города Гуково от немецко-фашистских захватчиков» и «Гуковчане на фронтах войны»

2.Тренажёр – викторина «Как называются эти экспонаты?» (Презентация).

3. Виртуальная экскурсию «Великая Отечественная война в истории нашего города», проводят экскурсоводы - учащиеся. (Презентация)

4. маршрутный лист урока – экскурсии.

Урок готовится и проводится в 3 этапа:

1-й этап (подготовительный) проводит учителем истории.

Содержание этапа:

- повторение теоретического материала и терминологии по теме «Музеи

воинской славы» «Великая отечественная война»;

- постановка задач урока – экскурсии;

- «Как называются эти экспонаты?» тренажёр - викторина презентация;

- частичное заполнение маршрутного листа. (Приложение)

2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом в залах военной славы «Освободители города Гуково от немецко-фашистских захватчиков» и «Гуковчане на фронтах войны»

3-й этап – проводится в классе учителем и учащимися по теме «Великая Отечественная война в истории нашего города»

- презентация «Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина" экскурсоводы обучающиеся. (Презентация)

- отчёт учеников о посещении залов «Великая Отечественная война в истории нашего города» «Гуковчане на фронтах войны»

Этап 1. (Подготовительный)

Цели и задачи

образовательные:

Подвести к пониманию важности изучения истории нашей страны в период Великой Отечественной войны. Показать на примере поисково – краеведческой деятельности значение музеев в изучении истории нашей Родины.

Коррекционные:

Развитие мышления на основе восприятия и установления причинно – следственных связей; развивать умение выделять главное и самостоятельно делать умозаключение.

Оборудование: маршрутные листы, ноутбуки, мультимедийное оборудование

Ход урока.

ОМ.

Посещение площади Победы г. Гуково, возложение цветов.

АОЗ. Где хранятся вещественные и письменные исторические памятники?

Зачем необходимы музеи?

ИНМ.

1.Рассказ учителя. Музеи воинской славы. О музеях и мемориалах

2. Площадь победы г. Гуково Термины: традиция, ритуал, обычай, экспонат

ЗИМ.

1. Тренажёр Вопросы «Что могут рассказать музейные экспонаты?»

2. Как себя ведут в музее, как работают в музее? Маршрутные листы.

Частичное заполнение.

Итог. Обучающиеся формируют цель посещения "Гуковский музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина".

Этап 2. Музейный урок.

Посещение залов воинской славы «Освободители города Гуково от немецко-фашистских захватчиков» и «Гуковчане на фронтах войны»

Тема: Великая Отечественная война в истории нашего города.

Цели и задачи образовательные:

подвести к пониманию великой роли России и всего русского народа в борьбе с фашизмом;

расширить представление о Великой Отечественная война на основе краеведческого материала г. Гуково.

Коррекционные: развитие мышления на основе установления причинно – следственных связей, а также умение делать выводы на основе восприятия исторических вещественных памятников.

Воспитательные: формирование сопричастности, уважения к истории своей Родины.

Место проведения: ГБУК РО "Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина"

Рассказ учителя.

«История создания Гуковского музея»

У нас сегодня необычный урок. Мы называем его музейным, потому что проходит он в "Гуковском музее шахтерского труда имени Л.И. Микулина" История Гуковского музея насчитывает несколько десятков лет и неразрывно связана с развитием угольного производства в Восточном Донбассе. Начало накопления шахтных экспонатов относится к 1950 году. В 2000 году собранный материал лег в основу музея шахтерского труда. В «Гуковском музее шахтерского труда им. Л.И.Микулину» хранятся дневники экспедиционных отрядов школьников-краеведов, в которых они отражали каждую свою находку или важную встречу. В 1950 году в школе №4 начал работать туристско-краеведческий кружок. По инициативе и при непосредственном руководстве учителя географии Л.И.Микулину вездесущие следопыты по крупицам продолжали собирать исторический материал. Условия школы уже не позволяли демонстрировать все собранные экспонаты и в 1961 году, в двух комнатах здания вечерней школы, был открыт школьный музей, давший жизнь народному музею на общественных началах. Директором был назначен Л.И.Микулину. Леонид Иванович, несмотря на свою административную занятость, продолжал учить краеведению школьников, коллег-учителей, молодых производственников, организовывать походы, встречи, слёты. Звание «народный» вошло в историю нашего города во многом благодаря юным патриотам и их наставнику, неутомимому краеведу, замечательному человеку, другу и помощнику туристов – Л.И.Микулину. Год от года детище Леонида Ивановича набирало свою силу. К концу 80-х годов 20 века министерство культуры Ростовской области принимает решение присвоить музею статус государственного.

В музее много залов, но особое место занимают залы, посвящённые Великой Отечественной войне. Это залы «Освободители города Гуково от немецко-фашистских захватчиков» и «Гуковчане на фронтах войны».

Вы получили маршрутные листы. Ознакомьтесь с вопросами. По окончанию экскурсии вы будете их заполнять. Внимательно слушайте, можете делать записи.

Рассказ экскурсовода.

22 июня на всех шахтах треста Гуковуголь прошли многолюдные митинги. Гуковчане выражали непреклонную решимость защищать Родину от врага.

И пошли в Гуково фронтовые письма - треугольнички. Приносила почта и страшные вестники войны - похоронки. Шли треугольнички и на фронт.

Из письма Виктора Понаморенко: «Здравствуйте, дорогие мои! Шлю вас горячий фронтовой привет. Я жив и здоров, чувствую себя замечательно. Очень рад, что, наконец-то, добрался до фронта и теперь с радостью посылаю фрицам смерть – мщу им за себя, за вас, за всех родных, за Родину»

Несколько дней не дожил он до победы. В 1945 г. он умер от тяжёлого ранения под Берлином. Он с отличием окончил школу в Гуково, мог получить бронь вместе с родителями, но уходя на фронт сказал им: «А что мои дети потом скажут? Почему я не защищал Родину?»

Вот, что писали на фронт из дома А. Зубкову: «Дорогой Саня! Бей гитлеровских извергов, смерть кровавому фашизму! Приезжай домой только с победой!» Мы же на трудовом фронте будем работать и помогать вам чем можем. Мы будем выдавать ещё больше угля на- гора, а каждая тонна его – это большой снаряд по врагу»

Учитель.

Ребята, на уроках истории мы знакомились с терминами. Кто объяснит, что означает слово «оккупация»? (Дети отвечают) Кого называли подпольщиками, партизанами? Почему советские люди, находясь в оккупация, не жалея своей жизни, боролись с врагом? Экскурсовод расскажет нам, как протекала оккупация на захваченной территории Гуково

Экскурсовод.

В ноябре 1941 года фашисты вступили на территорию Ростовской области. К этому времени все шахты были взорваны и затоплены, а оборудование вывезено. В июле 1942 году Гуково было оккупировано. Бессмертной славой покрыли себя юноши и девушки посёлка шахты имени Чичерина, хуторов Комиссаровка и Тацин. Они расклеивали листовки, устраивали диверсии, саботировали работы, не давая фашистам ни минуты покоя. Руководил подпольем А.В Рыжков. Фашистам удалось напасть на след чичеринских подпольщиков. 12 человек были арестованы и после жестоких пыток их растреляли. Вот их имена: В.В. Боцман,В.М. Борисова, В.С. Байша, А.Г. Бойченко, Г.К. Гончаров, И.С. Дзюбенко, К.Т. Жильцова,Н.Г. Сурнина, П.Г. Сурнина, А.И. Нефедов.

Местом массовых расстрелом фашисты избрали северо–западную окраину Гуково – Ковалёвский каменный карьер. Там были казнены председатель колхоза «Красный партизан» П. Гулов, бригадир этого же колхоза Н. Дьяченко, бывший председатель сельсовета А. Буркут и ещё десятки гуковчан, чьи имена остались неизвестными.

Январь 1943 года выдался снежным. На железнодорожной линии Дебальцево – Лихая – Сталинград, по которой фашисты перебрасывали живую силу и технику к твердыне на Волге, почти каждый день переметало целые перегоны. Всё местное население выгонялось на работу по расчистке путей. Комсомолка Маруся Сафронова понимала, что каждая минута простоя фашистского эшелона – это сотни спасённых жизней наших бойцов. Поэтому она проводила активную работу среди подруг, призывая их к саботажу. Узнав об этом, охранники жестоко избили девушку, а когда та хотела бежать, догнали в степи… Только после освобождения отец нашёл тело дочери в водонапорной башне. Вот строки из акта, составленного жителями и председателем поссовета: «…голова пробита каким-то тяжёлым предметом, грудь прострелена и правая рука перебита ниже локтя…».

Учитель.

Ребята, на уроках истории мы изучали Сталинградскую битву. Вспомните, в каком году она была? Кто из советских маршалов руководил Сталинградской битвой? Какое значение имела победа под Сталинградом?

Вы узнаете, как освобождали от фашистов наш город.

Экскурсовод.

После 2 февраля, когда закончилась Сталинградская битва, советские войска двинулись на запад, преодолевая сопротивление фашистов. В полосу наступлений 5-й танковой армии, в состав которой входили 47–я гвардейская и 321-я стрелковая дивизия, вошли Гуково, Зверево, Лихая, Красный Сулин. 14 февраля полки 321–й дивизии, преодолевая сильное огневое сопротивление, наступали в направлении Гуково и освободили посёлки Светлый, Углерод, Замчалово, Заповедный. На следующий день 484 –й полк этой дивизии, которым командовал подполковник Е. К. Баранов, уничтожая мелкие группировки фашистов, освободил Гуково. В это же время 493 – й полк выбил фашистов из хутора Берёзка, Аникино, Халимоновка, Ковалёвка.

Левее 321–й дивизии вела наступление 47–я гвардейская под командованием генерал-майора Ф. А. Осташенко. Используя местность, фашисты оставили в районе балки Огиб сильный заслон. Здесь–то и разгорелся жаркий бой, в руководстве которым приняли непосредственное участие командующий 5–й танковой армией генерал-лейтенант И. Т. Шлемин и член Военного совета генерал-лейтенант Г. Л. Туманян. Бой продолжался несколько часов. И только к вечеру станция Зверево и посёлок были очищены от захватчиков. Освобождение Зверево в основном легло на плечи бойцов 137–го гвардейского полка 47–й гвардейской дивизии, которым командовал гвардии подполковник А. И. Малышев.

Именно 484-й полк 321-й стрелковой дивизии, которым командовал 32-летний подполковник Ефим Баранов, внес наибольший вклад в освобождение рабочих поселков, из которых потом и образовался город Гуково. Спустя 32 года (в 1975 году), его именем назовут улицу.

Отступая, фашисты разрушали всё, что попадалось на их пути. Станция Зверево имела страшный вид. От вокзала остались одни стены, все лучшие здания взорваны или сожжены: сгорел элеватор, разрушены железнодорожные депо, вагонный участок, большинство привокзальных домов. От складов Заготзерно остались дымящиеся развалины, оба здания школы №25 стояли без окон и дверей, а в одном из них фашисты устроили конюшню. В конюшню они превратили и клуб железнодорожников, а деревья в сквере возле него вырубили.

Учитель.

Ребята. Мы с вами были на площади Победы, возлагали цветы. Скажите, кто там захоронен? Они сложили свои головы, чтобы сегодня был мир. Что мы о них знаем?

Посмотрите эти фотографии и послушайте о наших земляках освободителях.

Экскурсовод.

Так же отважно, как и бойцы дивизий, освободивших Гуково, сражались на фронтах войны и сами гуковчане. В 1941году среди защитников столицы нашей Родины были и наши земляки:

Чеботарёв Николай Ильич - гвардии капитан, политработник 4-й сапёрной бригады, затем 18-й стрелковой дивизии;

-Толков Николай Прокопьевич - за мужество и отвагу награждённый Орденом Красной Звезды, медалями

"За отвагу", "За оборону Москвы» и мн. др.;

- Ененков Георгий Дмитриевич, бывший директор школы, во

время войны летчик-испытатель, старший лейтенант;

- Лущинин Егор Павлович - гвардии подполковник. Награждённый

пятью орденами.

- Логвиненко Юрий Александрович. Во время войны помощник миномётного взвода, старший сержант, а после войны шахтёр;

- Черничкин Иван Иванович, награждённый орденом Красной Звезды, медалью "За отвагу" и многими другими;

…Рядом с лодкой, в которой переправлялся с товарищами Иван Омельченко, разорвался вражеский снаряд, и в момент взрыва связист почувствовал, как осколок перебил кабель. Не раздумывая, Омельченко нырнул в кипящую от взрывов и осколков воду и успел ухватить ускользающий ко дну конец кабеля. 
Товарищи подняли Омельченко на лодку, где посиневшими от холода руками тот соединил кабель. Еще трое суток длилась переправа. Все это время Иван Омельченко обеспечивал связь.

Победа далась нелегко: нет, пожалуй, в нашей стране населенного пункта, где не стоит памятник воинам победителям, героям-землякам. Прошло много лет после той военной эпохи. Наша страна залечила раны, нанесенные войной. Но память о пережитом навсегда осталась в сердцах старшего поколения и мы, их потомки не должны об этом забывать. Люди чтят память погибших.

Многие улицы носят имена освободителей. Так, в посёлке шахты «Ростовская» в 1977 году, в канун дня Победы улица Трамвайная была переименована в улицу Е. К. Баранова. Пётр Ковалёв, Иван Омельченко, Алексей Малышев, Фёдор Осташенко – память защитников Родины увековечена в названиях улиц города и посёлков. К тридцатилетней годовщине на площади Победы в посёлки шахты «Антрацит» поднялся мемориал и вспыхнул Вечный огонь.

Рефлексия.

Учитель. Вопросы:

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Кто стоял в начале создания Гуковского музея и почему его называли народным?

Есть ли у нашего города Гуково героическое прошлое?

Посещение музея расширило ваши представления о Великой Отечественной войне?

(Дети делятся впечатлениями)

В заключительной части урока, для подготовки к 3-му этапу музейного урока, учащимся предлагается еще раз самостоятельно ознакомиться с содержанием экспозиций, посмотреть экспонаты зала военной славы.

Задание: заполнить маршрутный лист. (приложение)

3 Этап. Заключительный.

Презентация «Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина" экскурсоводы обучающиеся. (Презентация)

- отчёт учеников о посещении залов «Великая Отечественная война в истории нашего города» «Гуковчане на фронтах войны»

Описание слайдов.

№ слайда

Содержание

Выступающий

1 слайд.

Титульный лист. ГКОУ РО Гуковская школа – интернат № 12. Учитель: О.В. Афтений

Урок в музейном пространстве для 7 – 9 классов

2 слайд.

План – маршрут.

1-й этап - виртуальная викторина на знание экспонатов музея.

2 этап - экскурсия в "Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина»

3 этап – отчёт - презентация посещения "Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина»

Учитель об этапах урока в музейном пространстве, которые ученики проходят.

3 слайд.

Учитель о целях и задачах урока, поставленных перед учениками.

4 слайд.

Видеоряд. "Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина» Участники урока в музейном пространстве.

На территории города Гуково расположен первый в России музей шахтерского труда - единственный в системе музеев области, экспонаты которого подробно представляют историю шахтерского дела и угледобывающей промышленности с XVIII века до наших дней.

Ученик рассказывает о музее, в котором проходил урок.

5 слайд.

Видеоряд. Л.И. Микулин. 1964 году музей приобрел статус   городского народного музея, директором на общественных началах назначен Микулин Л.И.  В августе 1965 года состоялось открытие музея в здание ДК «Антрацит».

Ученик рассказывает, когда и кем был создан "Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина»

6 слайд.

Видеоряд. Л.И. Микулин и пионеры в Музее Боевой Славы» В 1950 году Микулин Леонид Иванович вдохновил   своих учеников на поисково-собирательскую деятельность.

Результатом походов стала организация школьного музея Боевой Славы, ставший со временем городским народным музеем.

Ученик.

7 слайд.

Газета «Звезда шахтёра» 2013 год статья Бутова В.

Л.И. Микулин: «Когда человек отрывается от своей родной земли, он теряет главный источник, из которого можно черпать силы, веру, любовь»

Учитель рассказывает о Л.И. Микулине

8 слайд

Видеоряд – фото в музее. Залы «Великая Отечественная война в истории нашего города» «Гуковчане на фронтах войны»

Ученик.

Отчёт о посещении музея, предъявление маршрутных листов

9 слайд

Видеоряд. «Фронтовые письма» Фронтовые письма – треугольники. В них – рассказы о великой освободительной войне, тревога за близких, оставшихся в тылу, уверенность в неизбежной   победе над фашизмом, надежда выжить.  

Ученик.

О значении писем на фронт и в тыл.

10 слайд

Хроника событий военных лет

Учитель рассказывает об основных событиях военных лет в нашем городе.

11 слайд

Видеоряд фотография панорамы «Растрел в Ковалевском каменном карьере»

Юноши и девушки посёлка шахты имени Чичерина расклеивали листовки, устраивали диверсии, не давая фашистам ни минуты покоя.

Ученик рассказывает об оккупации Гуково

О борьбе героев с фашистским режимом.

12 слайд.

Комсомолка Маруся Сафронова призывала к саботажу по расчистке путей. Узнав об этом, охранники жестоко избили девушку, а когда та хотела бежать, догнали в степи… Только после освобождения отец нашёл тело дочери в водонапорной башне. Из акта поссовета: «… голова пробита каким-то тяжёлым предметом, грудь прострелена и правая рука перебита ниже локтя…».

Ученик рассказывает о подвиге Маруси Сафроновой.

13 слайд

Освобождение города Гуково. Видеоряд. Ефим Баранов. У стенда «Освобождение»

484-й полк 321-й стрелковой дивизии, которым командовал 32-летний подполковник Ефим Баранов, внес наибольший вклад в освобождение рабочих поселков, из которых потом и образовался город Гуково. Спустя 32 года (в 1975 году), его именем назовут улицу.

Ученик рассказывает о Ефиме Баранове, почему его имя носит улица города.

14 слайд

Видеоряд. Факел, которым И.А. Омельченко зажёг Вечный огонь на пл. Победы

Герой Советского Союза Иван Алексеевич Омельченко – наш земляк и его подвиг.

Ученик рассказывает о подвиге Герой Советского Союза

И. А. Омельченко

15 слайд

Видеоряд. Боевое красное знамя. П.А. Ковалёв. Их имена носят улицы г. Гуково

Ефим Баранов

Пётр Ковалёв

Иван Омельченко

Алексей Малышев

Фёдор Осташенко

Ученик рассказывает о подвигах защитников города.

16 слайд

Видеоряд. Площадь Победы.

Здесь захоронены павшие воины Великой Отечественной войны. Музей широко представил экспонаты, собранные в походах по боевому пути 47-ой гвардейской стрелковой дивизии и 321-ой стрелковой дивизии, освобождавших Гуково и другие шахтерские поселки от оккупации в  1941 – 1943г.

Учитель рассказывает о мемориале «Вечный огонь»

Ученики о возложении цветов.

17 слайд

Видеоряд. Ученики у стенгазеты, посвящённой 9 мая

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Ученики делятся своими впечатлениями об уроке в музейном пространстве.

Учитель подводит итог.

Список литературы:

Микулин Л.И. Нестеренко В.В Гуково: историко – краеведческий очерк. – Ростов, Кн. Изд - во1980.

Материалы ГБУК РО "Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина".

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области