«Особенности реализации исследовательского проекта
с детьми старшего дошкольного возраста»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ДО) определяют новые подходы к совместной деятельности всех участников педагогического процесса: воспитателя, ребенка и родителя. Поэтому сегодня одним из наиболее эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Особенно хочется отметить важную роль исследовательского проекта в формировании активной личности.
Информация, полученная в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее той, что получена от взрослого в ходе общения. Однако, желание ребенка исследовать окружающий мир носит бессистемный характер. Поэтому взрослому необходимо попытаться помочь ребёнку оформить его идеи в исследовательский проект. Исследовательский проект дошкольника начинается с одного простого действия, необходимо увидеть проблему, вокруг которой возникают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой, окружающей действительностью. Так, например, наблюдая с детьми на прогулке за кошкой, читая познавательную литературу, пришла к выводу, что у них нет достаточно полных представлений об этом домашнем животном. Вопросы детей, которые возникли в ходе наблюдения и чтения стали главными в нашем исследовательском проекте «Мир кошек». Данный проект был реализован детьми подготовительной к школе группы.
Реализация исследовательского проекта подразумевает деятельность ребёнка и взрослого по решению теоретических и практических задач. Исследования позволяют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок включался в собственную исследовательскую деятельность, делать все сам, а не был в роли пассивного наблюдателя. Для этого я стала использовать методику проведения учебных исследований в детском саду Савенкова А.И. Прежде, чем дети смогут самостоятельно создавать исследовательские проекты, им нужно научиться этому, накопить определённый опыт, развить исследовательские навыки и умения. Основой для этого является экспериментальная деятельность. В своей группе пополнила центр познавательно-исследовательской деятельности новым оборудованием, что позволило расширить тематику экспериментов. Пополнила свою методическую копилку играми и упражнениями развитие познавательных и творческих способностей («Найди пару», «Закончи рассказ», «Дорисуй картинку», «Задай вопрос» и другие). Труднее всего в работе на этом этапе было отказаться от подсказок, прямых инструкций, не делать за детей то, что они смогут сделать и без моей помощи. Так же трудности возникли и у детей при защите своих проектов. На начальном этапе работы дети, представляющие свой проект, чувствовали себя неуверенно, скованно. Чтобы в дальнейшем избежать таких проблем я включила в свою работу новые разнообразные театрализованные игры и упражнения. В режимных моментах стала чаще предлагать детям различные игры – драматизации, чтобы преодолеть боязнь сцены, были организованы открытые показы инсценировок сказок для детей младших групп, родителей. Ежегодно у нас проходит конкурс чтецов, победители этого конкурса представляют нашу группу на конкурсе ДОУ.
Проведённая работа способствовала тому, что дети успешно реализовали и презентовали несколько проектов («Мир кошек», «Вырасти растение»).
Рекомендации:
- при проведении наблюдений в природе мотивируйте ребёнка не только к познанию окружающего мира, но и формируйте желание активно охранять объекты природы, учите замечать необыкновенное в обыкновенном;
- для расширения тематики экспериментальной деятельности используйте следующие методы:
- при составлении плана работы поддерживайте детскую инициативу;
- опирайтесь на личный опыт детей;
- доброжелательно и тактично рассматривайте все предложения детей, ребёнок не должен бояться высказываться, ошибаться.
Хочу представить вашему вниманию реализованный нами проект.
Тема: «Мир кошек»
Вид: исследовательский
Участники: воспитатель, дети, родители
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Актуальность:
Наблюдая с детьми на прогулке за кошкой, пришла к выводу, что у них нет достаточно полных представлений об этом домашнем животном. Позже дети с удивлением восприняли фразу из энциклопедической статьи, где тигр был назван большой кошкой. Выяснила, что многие дети ничего не знают о семействе кошачьих.
В современном мире всё чаще звучит проблема «братьев наших меньших». Многие люди не имеют возможности содержать животных дома, понимая всю ответственность этого шага. Дети же проявляют интерес к домашним питомцам. Знакомство детей с миром животных влияет на возникновение чувства ответственности, сострадания и интереса к ним. Проект направлен на расширение знаний детей об особенностях жизни домашних и диких животных, их роли в жизни человека, способствует положительному развитию личностных качеств ребёнка, формирует бережное отношение к окружающему миру.
Цель: расширить представление детей о домашнем животном – кошке (внешний вид, образ жизни, повадки); познакомить с представителями семейства кошачьих (внешний вид, среда обитания, образ жизни); формирование основ экологической культуры дошкольников.
Сроки реализации: 1 месяц
Основные формы реализации проекта:
С детьми –
С родителями –
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный (выделение и постановка проблемы);
2. основной (выдвижение гипотез; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта);
3. заключительный (защита проекта).
Продукт:
- альбом «Наши питомцы»
- мини энциклопедия «Семейство кошачьих»
- коллекция «Кошки» **
Описание хода реализации проекта:
Вначале я представила вниманию детей следующие высказывания знаменитых людей: «Бог создал Кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить», «Кошка – крошечный лев, который любит
*При наблюдении за живыми объектами придерживайтесь принципа «Не навреди!». Категорически запрещаются эксперименты и наблюдения, наносящие вред животным и человеку.
**Трудности при подборе материала для коллекции. На помощь пришли друзья и знакомые.
мышей, ненавидит собак и покровительствует человеку». Я предложила детям подумать, почему так говорят о кошках. Дети высказали предположение, что кошки очень похожи на этих животных. И тут возник вопрос: «Чем эти животные похожи? Что мы знаем о самих кошках?». Этот вопрос и стал основным в нашем проекте «Мир кошек».
Далее я предложила детям самостоятельно, привлекая родителей узнать интересные факты из жизни кошек и других представителей семейства кошачьих. Выяснили, что дети, у которых дома живут кошки, подготовят сообщения о своих питомцах, другие же воспитанники проявили интерес к сбору информации о животных из этого семейства. Совместно с детьми было принято решение оформить альбом и мини – энциклопедию, принести предметы для сбора коллекции «Кошки». Обсудили, где можно найти информацию, как её можно представить.
На заключительном этапе дети представили свои проекты: рассказывали о проделанной работе, показали свои странички для альбома «Наши питомцы» и мини-энциклопедии «Семейство кошачьих», продемонстрировали свою коллекцию родителям и детям из другой группы.
В ходе реализации проекта с детьми были проведены беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, которые помогли расширить представления о кошке и её ближайших «родственниках». Дети не остались в стороне от темы брошенных животных. Выяснили, что основная причина, по которой животные оказываются на улице – это безответственность и равнодушие их хозяев. Высказали своё мнение, что должен знать человек, решивший завести кошку в доме.
Во время обсуждений дети затронули проблему сохранения в природе диких «кошек». Дети проявили интерес к данной теме, поэтому сбор экспонатов для коллекции продолжается.
В заключение хочется отметить, что посредством применения в работе с детьми проектной деятельности ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность, любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность организовать совместную деятельность взрослых и детей, помогает реализовать стремление ребёнка к самостоятельной поисковой активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез. - 2008
Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010