ОД по развитию речи в подготовительной группе «По следам осени» с использованием ИКТ
Петрова А.В. воспитатель
МБДОУ д/с №47 «Ёлочка» г.Улан-Удэ
Цель: Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и не живой природе поздней осенью.
Задачи: Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе.
Материал: иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, картинки: дикие животные (волк, лиса, заяц, ёж, медведь, барсук, белка, перелетные и зимующие птицы, картинки-грибы, дождь, желтые листья, овощи, яблоки. Аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь».
Ход:
Организационный момент: Приветствие детей «Сядем рядышком по кругу»
Воспитатель: Ребята. Сегодня такой прекрасный день. К нам пришли гости. И мы с вами всем пожелали доброе утро.
Для начала я предлагаю вам, размять наши язычки чтобы вы четко и правильно умели произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.
Он-он-он- у меня зазвонил телефон
Ыр-ыр-любит воду - Мойдодыр
Ил-ил-ил- Крокодил солнце в небе проглотил
Ца-ца-ца- нынче Муха-Цокотуха именинница
Ит-ит-ит-добрый доктор Айболит
Са-са-са- в лесу бегает лиса
Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы
Ок-ок-ок- лису выгнал петушок
Ру-ру-ру-лиса спряталась в нору
Воспитатель: Молодцы ребята
Воспитатель: Послушайте музыку П. И. Чайковского «октябрь», предложить послушать.
Воспитатель: Ребята, слушая эту музыку, которую сочинил П. И. Чайковский, мне хочется прочитать такие стихи:
Льет дождь - холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет
Воспитатель: Интересно, про какое время года это стихотворение?
Дети: - про осень.
Воспитатель: Верно. Вот мы сегодня о ней поговорим. Однажды вышла я во двор, а там….
Поставить картину с изображением ранней осени.
Воспитатель: Расскажите, что я увидела?
Дети: На картине изображена ранняя осень. Листья на березах только начали желтеть и опадать. Трава по берегам лесной речки зеленая, сочная, густая. Зеленых листьев ещё много. Сквозь деревья пробиваются яркие солнечные лучи. Они хорошо освещают лесную поляну и траву на берегу речки.
Воспитатель: А какая это осень?
Дети. Ранняя.
Воспитатель: Ребята, а отражение чего вы видите на речке?
Дети. Деревьев, листьев.
Воспитатель: А вот это отражение чего?
Дети. Неба.
Воспитатель: А какое небо ранней осенью?
Дети. небо яркое, светлое безоблачное.
Воспитатель: А какие ещё события происходят ранней осенью?
Дети. все школьники пошли в школу.
Воспитатель: А что делают люди ранней осенью?
Дети. убирают урожай.
Воспитатель: Что вы можете сказать о погоде ранней осенью? Она какая?
Дети, она ещё теплая, солнце светит ярко. Люди надевают легкие кофты, свитера.
Воспитатель: через какое-то время я снова пошла во двор посмотреть, что там интересного есть, и увидела….
(Поставить картину с изображением золотой осени.)
Воспитатель: Ребята, опишите, какую же осень я увидела?
Дети. Золотую.
Воспитатель: Давайте расскажем, какая она золотая осень.
Дети: Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья блестят на солнышке, укрывают землю золотым ковром. С каждым днем становится все холоднее, день убавляется. Птицы готовятся к отлету. Небо становится облачным, начинают идти частые дожди. Вода в реке остывает, становится холодной. На картине она нарисована темно- синим цветом.
Воспитатель: Глядя на эту картину, хочется прочитать стихи известного русского поэта Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель:
А сейчас ребята давайте сделаем гимнастику для глаз:
Терем-терем-теремок (глаза вправо, влево)
Он не низок не высок (глазами вверх, вниз)
На верху петух сидит
Он кукареку кричит (моргать глазами)
Воспитатель: А, недавно, я вышла во двор и ахнула.
(Поставить картину с изображением поздней осени.)
Воспитатель: что же на этот раз я увидела?
Дети: Позднюю осень.
Воспитатель. Давайте повнимательнее рассмотрим эту картину и расскажем, друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени. Но сначала отгадайте загадку:
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал,
И удрал. Что это? (ветер)
Воспитатель. Что умеет делать ветер?
Дети. Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.
Воспитатель. А если это было вчера, то, что делал ветер?
Дети. дул, гудел, бушевал.
Воспитатель: А вот моя следующая загадка, о чем она, послушайте:
Никого не боятся. (Снежинки)
Воспитатель. А что снежинки умеют делать?
Дети. летать, кружиться, ложиться, падать.
Воспитатель. А если это было вчера, то, что делали снежинки?
Дети. Летали, кружились, падали, садились.
Воспитатель. Посмотрим повнимательнее на картину. Что стало с лесом?
Дети. почти все листья с деревьев упали, лес стоит голый, обнаженный, оголенный. Небо покрыто темными, серыми тучами. Часто идут дожди. На дороге грязь, слякоть. Трава пожелтела, высохла. По утрам бывают заморозки.
Воспитатель. Ребята, а как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
Дети. листопад.
Воспитатель: Давайте все встанем и сделаем физминутку
Музыкальная физминутка: «Хомка»
Воспитатель: Не зря в народе про осень говорят : «осень - перемен восемь.» Или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, шутит, ревет, сверху льет и снизу льет.»
Воспитатель: Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети: люди надевают куртки, пальто, шапки. Обувают сапоги. Берут с собой зонты.
Воспитатель. Холодно не только людям, но и насекомым. Где же они зимуют?
Дети. насекомые прячутся в щелях, в коре деревьев, под листьями.
Воспитатель: Однажды я была в лесу и услышала, как старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме. Давайте поиграем. Я буду ведущей, а вы лесными жителями. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель: На столе лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки рассмотрите, и скажите: «раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!».
Дети. «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»
Воспитатель: Жители леса! Осень на пороге, все ли к её приходу готовы? (да)
Воспитатель Вот мы сейчас и проверим. Птицы летите ко мне. Перво-наперво осень холоду напустит в лес, что птицы делать станут?
Дети. Соберутся в стаи и улетят в теплые края.
Воспитатель Рассмотрим, какие из этих птиц улетают. Мы их соберем в отдельную стайку. (Дети выбирают птиц, которые улетают: ласточка, соловей, жаворонок, скворец). Как мы назовем их?
Дети. перелетными.
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети. насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: А кто из птиц останется? (дети называют)
Дети. Воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны.
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети. зимующие.
Воспитатель: Спасибо, птицы садитесь.
Воспитатель: А теперь звери лесные выходите ко мне. Звери, что будут делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие?
Дети. Заяц серую шубку на белую. Трудно приходится зайцу в осенние деньки, где ни ляжет, ни прячется его видно издалека. Ни днем, ни ночью не спит робкий беляк. Ждет не дождется, когда придет зима, выпадет глубокий снег. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни лиса, ни волк.
Дети. Белка рыжую шубку на серенькую.
Воспитатель: Белочка, а ты почему шубку меняешь?
Дети. Что бы, меня, охотники не заметили.
Воспитатель: Какие убежища для себя приготовите?
Дети. Лиса приготовит нору, волк логово.
В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
В ясные осенние дни ежик готовит себе норку под старым пнем, ночью и днем таскает в неё душистые сухие листья и мох.
Много забот осенью и у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, устроить теплую берлогу.
Воспитатель: Кто, какие припасы на зиму готовит?
Дети. Белка запасает грибы, ягоды, орехи. У неё в дупле есть кладовка, где она хранит запасы.
Мыши- полевки – колоски и желуди.
Бобры валят деревья.
В Кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети. заяц.
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы. Скажем: «Раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Дети произносят хором: «раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру:
«У кого какое»
Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных
Ход игры:
У голубя крылья голубиные, а у орла-орлиные
У волка шкура-волчья, а у лисы-лисья
У обезьяны повадки-обезьяньи, а у медведя-медвежьи
У бурундука хвост-бурундучий, а у крота-кротиный
У собаки когти-собачьи, а у белки-беличьи
У ежа голова-ежиная, а у осла-ослинная
У черепахи панцир-черепаший, а у енота-енотовый
Воспитатель: Молодцы ребята!
А сейчас наши дети расскажут стихотворения об осени
Итог занятия:
О каком времени года мы с вами говорили?
Что вам больше понравилось? Запомнилось?
О чем бы вы еще раз хотели вспомнить и поговорить?
Ребята, а какую оценку вы можете поставить нашему занятию?
На этом наше занятие окончено, всем большое спасибо!