Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»
Конспект
интегрированной организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности
детей по здоровьесбережению в старшей группе
по теме: «Лучики здоровья»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Никифорова Елена Сергеевна
ЗАТО Северск Томской области – 2022г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: учить детей заботиться о своём здоровье, закреплять и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни и о составляющих его компонентах; закреплять знания о гигиене. Закрепить с детьми соблюдение правил питания. Расширять знания детей о витаминах, их значении для здоровья человека. Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня.
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить вести здоровый образ жизни, знать простейшие приёмы самооздоровления.
- Закрепить знания о значении правильного питания и витаминов для здоровья человека.
- Отрабатывать понимание значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни.
Развивающие:
- Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни.
- Развивать речь, обогащать словарь.
- Развивать мышление, умение делать умозаключение.
- Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.
Воспитательные:
- Воспитание культуры здоровья дошкольников. Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Здоровьесберегающие:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы и приёмы:
Наглядные: показ презентации.
Словесные: беседа, объяснение, обращение к жизненному опыту.
Игровые: игра «Вредное - полезное».
Практические: опыты, гимнастика, дыхательные упражнения.
Предварительная работа: беседа «Значение режима в жизни человека», «Нужно ли беречь здоровье?», сравнительная игра «Больной - здоровый», составление рассказа «Что я чувствую, когда болею?», толкование пословиц о здоровье. Сравнение чистых и грязных рук, одежды, свойства воды, воздуха. Чтение литературы К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая», Т. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», загадки про здоровье, пословицы и поговорки.
Материалы и оборудование: массажный мячик для игры, «ковер – самолет», лучики солнышка, тазики с водой и стаканчики для опыта, стаканчик с водой и трубочкой из под сока на каждого, картинки витамин, карандаш для пальчиковой гимнастики на каждого ребенка, термос со льдом, салфетки, наборы продуктов овощей и фруктов для игры, ведро, корзинка.
Целевые ориентиры: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. Формированиеэлементарных представлений здоровом образе жизни. Учить подчиняться разным правилам и социальным нормам. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления опытнической деятельности.. Ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | Речевое развитие (владение речью как средством общения и культуры) | Игровая ситуация | Слово Массажный мячик | Развитие познавательных процессов | Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
Организационный момент. Установление эмоционального контакта. Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? (ответы детей) - Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. «Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми». Кому бы вы хотели пожелать здоровья? (ответы детей) - Правильно, в первую очередь мы желаем здоровья своим близким. А мне вы желаете здоровья? (ответы детей) - И я вам желаю всем здоровья. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в необычную страну «Здоровей-ка». Но для начала нам нужно поздороваться друг с другом и пожелать здоровья. Для этого будем передавать друг другу массажный мячик со словами «Здравствуй (имя ребенка), желаю тебе здоровья». Коммуникативная игра «Здравствуй!» Дети встают в круг и поочерёдно называют имя ребёнка, которому передают массажный мячик: «Здравствуй, Оля!» и т.п. | |||||
Основная часть (содержательный этап) | |||||
Воспитатель: Кто из вас хочет быть здоровым? Все? Значит, мы все отправимся в страну «Здоровей-ка», чтобы узнать секреты здоровья! «Здоровей-ка» – волшебная страна и попадем мы туда на волшебном ковре - самолёте. - Усаживайтесь поудобнее и приготовьтесь к полёту. (Дети садятся на изготовленный ковер. Звучит музыка). Расслабьтесь, закройте глаза и мы полетим. Приятно греет солнышко, ветерок обдувает наши лица. Мы летим и пока мы летим, расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. | Релаксация | «Ковер – самолет» | |||
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы, третьи – глубоко под землю.И тогда один из богов произнёс: «Здоровье надо спрятать… в самого человека».Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти, а найдя - сберечь бесценный дар богов». Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей). - Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать. - Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. - А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей). Воспитатель: Что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей). - Да, мы делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезный чай с лимоном и шиповником, часто пьём кислородный коктейль. Когда мы выходим из группы, наш младший воспитатель, Валентина Васильевна, открывает окна и проветривает помещение, чтобы воздух был чистым, делает влажную уборку. Ребята, а вы знаете, каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила. (Открываю лучик - Сила). - А твой папа сильный? - А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.) Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у Славы, посмотрите, ребята! - Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки были такими сильными? Физкультминутка «Зарядка» Рано утром на зарядку друг за другом мы идём. И все дружно по порядку упражнения начнём. Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. | Речевое развитие (обогащение активного словаря) Познавательное развитие (развитие представлений о здоровье) Физическое развитие (становление ценностей здорового образа жизни) | Физминутка | Лучик - Сила | Развитие устной речи: умение выражать свои мысли и желания, использование речи для построения речевого высказывания, обогащение активного словаря. Актуализировать знания детей о силе. | Ребенок проявляет любознательность активность, представлений о себе и своем здоровье |
Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – тихонько сесть. - Ребята, какую пословицу мы знаем о зарядке? Дети: Кто зарядкой занимается, Тот здоровья набирается! Ослабнет – слабее воды! Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. (Опыт 1). Возьмите по стаканчику и загляните внутрь. - Что там лежит? А у тебя что - то есть? (нет). Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три невидимка из стаканчика беги» - опускайте стаканчики в воду. - Да, действительно, человек без воздуха не проживет и 5 минут. Давайте проверим, так ли это. Предлагаю игру «Ныряльщик». - Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос и задержите дыхание на максимально возможное время. Скажите, ребята, почему мы на зарядке и на физкультурных занятиях выполняем дыхательные упражнения? (ответы детей) Воспитатель: Да, мы тренируем свои лёгкие, увеличиваем их объём, чтобы наш организм мог получить как можно больше воздуха. Давайте потренируем наши легкие. Упражнение «Буря» - дышать через трубочку в воду.(Вдох – через трубочку - выдох в воду). - Ребята, чем мы дышим? (кислородом). - Откуда в воздухе появляется кислород? (из растений и деревьев) - Правильно, ребята, воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение. - Как же зовут второй лучик здоровья? (Открываю лучик - ВОЗДУХ). Чтобы быть здоровым, нужен чистый свежий воздух. Воспитатель: - Ребята, а без чего человек не сможет прожить, кроме воздуха и воды? ... Все живые существа питаются. Человеку тоже нужна пища, чтобы расти и развиваться. Мы с вами едим разные продукты. Но еда может быть как полезной для организма, так и вредной. - Чем отличаются «вредные и полезные» продукты? (содержанием витаминов) - В полезной еде живут витамины, которые помогают вам расти здоровыми. Витамины – это важные для здоровья человека вещества. Они, как солдаты, охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов, как и людей, есть имена, их зовут А, В, С, Д. - Где живут витамины? (Они живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах). Воспитатель: Если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство. Игра «Полезное – вредное» (Дети должны из разных продуктов отобрать только полезные, а вредные выбросить в ведро). Воспитатель: Молодцы, ребята, вам можно доверить домашнее хозяйство. Ребята, хотелось бы вам, чтобы ваш желудок был как мусорное ведро? (нет) Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда. (Открываю лучик - ВИТАМИНЫ) Его называют ещё витамином роста. Живёт он в оранжевых и красных овощах и фруктах. (Картинка - витамин А) - В каких продуктах питания мы можем найти витамин А? Назовите их (морковь, яблоко, болгарский перец, тыква, рыба и яйца). Помни истину простую – лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую или пьёт морковный сок. Воспитатель: Чтобы сохранить свои глаза, мы с вами сделаем гимнастику. Поведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева быстро, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри. Кто с тобою рядом справа - тихо-тихо говори. А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок. А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок. Воспитатель: (Картинка – витамин С). Продолжим знакомство с витаминами. Для того чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он живет во всем кислом. - В каких продуктах питания мы можем найти витамин С?(лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника, капуста, редис, лук). От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он. Воспитатель: (Картинка – витамин В). Хочу познакомить вас еще с одним - витамином В. Витамин В помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало и даёт энергию всему организму. - В каких продуктах питания мы можем найти витамин В? (в черном хлебе, мясе, геркулесе, горохе, орехах). Воспитатель: А теперь познакомимся с витамином D. Он делает ваши ноги и руки крепкими и укрепляет кости. – В каких продуктах есть он? (в рыбьем жире, яйцах, молоке, твороге, сыре, печени). - А еще витамина Д много у солнышка и оно щедро делится с вами, когда вы гуляете летом на улице (солнечный витамин). - Какая опасность грозит нашему организму при нехватке витаминов? (Болезни) - Мы открыли еще один из секретов страны «Здоровей-ка»: чтобы быть здоровыми, сильными, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно есть витамины. Воспитатель: Вынимает из термоса лед и предлагает взять детям по кусочку. Следующий лучик нашего здоровья - вот он. Возьмите льдинки и разотрите ими щечки. - Хорошо, свежо, приятно. Замёрзли наши пальцы? Давайте их разогреем. Возьмите карандаш. Пальчиковый массаж: Буквы ровные писать. Воспитатель: - Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек? - А вам нравится закаляться? - Какие виды закаливания вы знаете? (Ходьба босиком, облегченная одежда) «Закаливай себя, здоровый человек и старым не болеет». - Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю лучик - Закаливание) (Открываю лучик – Хорошее настроение). | Познавательная деятельность (развитие представлений о силе человека) Познавательная деятельность (развитие представлений о воздухе и дыхании) Социально коммуникативное развитие Познавательная деятельность (развитие представлений о витаминах) Речевое развитие (обогащение активного словаря | Опытническая деятельность Экспериментальная деятельность Ситуативный разговор Гимнастика для глаз Экспериментальная деятельность Пальчиковый массаж | Худ слово . Стаканчики Тазики с водой Трубочки для сока Лучик – воздух Продукты питания, корзинка и ведро Лучик – витамины Картинка – витамин А Картинка – витамин С Картинка – витамин В Картинка – витамин Д Кусочек льда, салфетки Карандаши Лучик –закаливание Лучик – Хорошее настроение | Развитие устной речи: умение выражать свои мысли и желания, использование речи для построения речевого высказывания, обогащение активного словаря. Развитие познавательных процессов Актуализировать знания детей о витаминах Актуализировать знания детей о закаливании | Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других детей. Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Ребенок обладает установкой положительного отношения к самому себе и к своему здоровью. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) | |||||
- Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вы сможете беречь его? Что вы для этого будете делать? (ответы детей) Воспитатель: Значит здоровье - оказывается спрятано и во мне, и в тебе, в каждом из нас. Молодцы, я была уверена, что вы сможете найти место, где спрятано Здоровье! Мы нашли бесценный дар богов - это здоровье! - А теперь нам пора возвращаться из волшебной страны - Здоровей-ка. Закрываем глаза – садимся на наш «ковер – самолет» 1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском садике опять! Ребята. А что вам запомнилось больше всего из нашего путишествия? (ответы детей) Вы все сегодня были молодцы наше путешествие окончено. | Социально коммуникативное развитие | Ситуативный разговор. | «Ковер – самолет» | Ребенок обладает установкой положительного отношения к самому себе и к своему здоровью. |