Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Звездочка» города Гурьевск
Конспект основной образовательной деятельности
для детей старшей группы
«Права ребенка в сказках»
Составители: Памина И. А.
Гурьевск 2023 г.
Конспект основной образовательной деятельности
«Права ребенка в сказках»
Цель: Создание условий для формирования у детей и представлений о правах ребенка.
Задачи:
Оборудование: книга «Конвенция о правах ребенка», музыкальный центр, цветок бумажный, Книга со сказкой «Снегурочка», иллюстрации домов, иллюстрация из сказки «Буратино» (Мальвина учит Буратино), изображение Айболита, телевизор.
Предварительная работа: Знакомство детей с правами ребенка, чтение и инсценировка сказок: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», просматривание мультфильма «Малыш и Крлсон»
Ход занятия.
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель:
По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети,
О правах, что защищают всех на свете!
(Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоит книга (Конвенция о правах ребенка) с бумажным цветком)
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой необычный цветок растет из книге. Давайте узнаем, что за волшебная книга стоит на столе?
Примерные ответы детей: Книга, которая защищает права ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Воспитатель: Правильно, это «Конвенция о правах ребенка», а цветок называется «Права ребенка». Как вы думаете, что такое права?
Примерные ответы детей: Это то, что нам можно. Что мы имеем.
Воспитатель: Хотите узнать, о них больше?
Лишь появится ребёнок
И дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок
Появляются права!
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, ладный дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать.
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым.
В общем – право быть счастливым!
Воспитатель: Я сегодня расскажу вам о «Конвенции о правах ребенка», где записаны права детей. Ведь у каждого взрослого и ребенка есть права.
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
Воспитатель: А чтобы нас всем было понятно, мы поговорим о правах в сказках. Приглашаю вас в сказочное путешествие, и поможет нам в этом наша «Конвенция о правах ребенка» и наш волшебный цветок! Чтобы попасть в сказку нам нужно будет отрывать лепестки, кружиться вокруг себя и произносить волшебные слова:
Лети, лети лепесток через запад на восток,
Через север, через юг возвращайся сделав круг,
Как коснешься ты земли сказку ты нам покажи.
Попробуем? (Да).
1 лепесток - Право на жизнь.
Интересно в какую сказку он нас приведет
(Дети смотрят отрывок из сказки «Красная шапочка»).
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? (да, «Красная шапочка»). Что сделал волк? (Съел Красную шапочку). Как вы думаете, какое право Красной Шапочки он нарушил? (Право на жизнь)
Воспитатель: Правильно! Это право на жизнь. Никто не имеет права лишать жизни другого человека. Какие еще вы знаете сказки, где нарушено право на жизнь? («Волк и семеро козлят», «Колобок»)
(Ответы детей)
2 лепесток - Право на имя.
(отрывают лепесток, произносят слова и кружатся вокруг себя)
(Выходит Фрекен Бок с пылесосом и пылесосит)
Фрекен Бок: Что такое? В чем дело? (продолжает пылесосить).
Воспитатель: Добрый день, кто вы?
Фрекен Бок: Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница, ой простите, домоправительница, мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.
Воспитатель: А детей - то вы любите?
Фрекен Бок: Что вы? Безумно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.
Воспитатель: Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.
Фрекен Бок: Малы вы еще права изучать. А эту книгу я сама прочитаю... (забирает книгу и уходит).
Воспитатель: Ну и Фрекен Бок, забрала книгу и была такова... Но без книги мы не можем продолжить путешествие. Как же нам быть? Я поняла, чтобы найти Фрекен Бок и забрать у нее нашу книгу назад, нам нужно понять в какой сказке мы находимся. Вы уже догадались? Конечно, это сказка «Малыш и Карлсон», а теперь нам надо позвать Фрекен Бок по имени.
(Фрекен Бок Возвращается)
Фрекен Бок: Ну вот, а я так надеялась, что вы никогда не догадаетесь из какой я сказки, держите свою книгу.
Воспитатель: Фрекен Бок, а вы бы не хотели отправиться в путешествие вместе с нами?
Фрекен Бок: Я бы с удовольствием, но у меня еще много дел, прощайте, друзья!
Воспитатель: Дети, как мы нашли Фрекен Бок?
Примерные ответы детей: Мы ее позвали по имени.
Воспитатель: Правильно при помощи имени. Ведь имена – это не просто слова, а слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя. А давайте вспомним какие у вас прекрасные имена.
Дидактическая игра "Речевая игра" (дети встают в круг и называют рядом стоящих ребят ласково)
3 лепесток - Право на неприкосновенность жилища.
(отрывают лепесток, произносят слова и кружатся вокруг себя)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)
Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).
Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь? Другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь права меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.
Воспитатель: Подожди лиса, успокойся. Ты знаешь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?
Лиса: Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти герои?
Примерные ответы детей: Из сказки «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Каждый имеет право на свой дом и даже животные. А вы помните, как называется жилье у каждого из животных? (Да). Сейчас мы это проверим.
Дидактическая игра «Кто где живет?» (воспитатель предлагает взять из мешочка на ощупь по одному животному и найти ему домик на карточке)
(Ответы детей)
4 лепесток - Право на медицинское обслуживание.
(отрывают лепесток, произносят слова и кружатся вокруг себя)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по сказкам. Слушайте загадки.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор … (Айболит).
Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только …(врач).
Воспитатель: Куда и к кому мы идем, если у нас что – то заболит?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в детский сад.
(отрывают лепесток и произносят слова)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним с какими правами мы встретились в сказках? (Право на жизнь, на имя, на неприкосновенность жилища, на медицинское обслуживание). Какая книга нам помогала путешествовать? («Конвенция о правах ребенка»). Надо ли нам знать свои права и права друг друга? Зачем? (Да, чтобы защитить себя и не нарушать права других). Как назывался цветок который рас в книге «Конвенция о правах ребенка»? (Цветок назывался «Права»).