Двадцать восьмое ноября.
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография»
1.Дополните ответ
А.Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении-……
Б.Часть слова без окончания или все неизменяемое слово-…..
В.Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов-…..
Г.Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов-….
Д.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов-…..
Ж.Замена одной буквы на другую в одной и той же части слова-……
2.Угадайтеслово по их морфемам. Запишите эти слова.
1)У этого слова корень – говор-, окончание – а-, приставка –по-, суффикс –к-_____________________________________________________________________
2)У этого слова корень –ход -, окончание –нулевое-, приставка –пере-, суффикс –ник-_____________________________________________________________________
3. Восстановите пробелы в рассуждении, а затем прочитайте его.
Чтобы найти окончание, нужно его _________________________________________________-.
Изменяемая часть слова является окончанием. Например: участв-ую, участву-ет; аккуратн…,аккуратн….
Если слово не изменяется ( как наречие), то у него_____________окончания.
4.Восстановите пробелы в рассуждении.
Чтобы найти основу, нужно отбросить_________________.
Иногда основа ____________________ корню, например в слове правило Но чаще всего в основу входят__________________ и суффиксы, как в слове поговорка.
Если слово неизменяемое, то оно все составляет ______________( неохотно, говоря).
5.Дополните рассуждение.
Слово может быть без окончания, без____________ и без суффикса, но не может быть без___________, поскольку без него оно потеряло бы смысл: в нем заключено основное_________________слова.
6.Подберите к словам носить, водить однокоренные ( запишите только номера слов)
Носить________________Водить________________
Перенос(1),паводок (2), проводник(3), водопад(4), переносица(5), мусоропровод(6),переноска (7), носильщик(8), водитель(9), носовой(10)
7.Укажите« лишнее» слово в каждой строчке.
1)Басня, басенный, бассейный, баснословный
2)Лес, лесник, лестный, лесничий
3)Смешной, смешанный, смешить, смехотворный
4)Водитель, водник ,водолаз, водопровод
8.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.
А.Голубоватой.
Б.Перевозчик.
В.Дружок
Г.Подкачаем.
9.Найдите ряд, в котором во всех словах беглые гласные.
А.Лоб, угол, ремень.
Б.Носик, сучок, узел.
В.Городок, домик, купец.
10.Укажите ряд, в котором на конце приставки пишется –с
А.Ра...бить, ра...шить, ра..пилить
Б.Ра...говаривать, ра...шифровка, ра..вал.
В.Ра...фасовать, ра...клеить, ра...пахать.
11.Укажите в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква.
А.Ра..свет,...десь, ра...счёт.
Б.К...мпьютер, к...смонавт, к...рзина.
Б.Сп...ртакиада, трен...роваться, ш...колад.
12.Укажите ряд слов, в котором во всех словах пишется одна та же буква.
А.Ш...лк, ж...рдочка, ж...лудь.
Б.Ш...пот, ш...к, пч...лы.
В.Ч...рный, ш...мпол, заш...л.
13.Укажите ряд слов,в котором пишется одна и та же буква.
А.Ц...линдр, цариц...н, ц...тата.
Б.Ц...ган, сестриц...н, для падчериц...
В.Ц...рк, конференц...я, ц...ц
14. Укажите слово, имеющее следующее лексическое значение:
Запас слов и выражений человека.
А.Лекторий.
Б.Жёрнов.
В.Квартал.
Д.Лексикон.
15. Разобрать слова по составу.
1вариант. Потемнело, сильный, полем.
2 вариант. Набежали, летняя, лесом.
Спишите, вставьте пропущенные буквы
Жаркий безобл…чный день. Лучи со…нца пробиваются сквозь густые растения. От станц…и тянется бескрайняя дорога. Она уд…ляется в лес. На каждом шагу бе…страшного путника этой дремучей чащ…бы по…стерегает опас…ность.
Но вот заросли пройдены. Можно ра…полагаться на отдых. Путник ра…стилает ц…новку, достает кусок ц…пленка, ц…трусовые и ест с наслаждением. На деревьях звонко пощ…лкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул пол…сатый бок страшного зверя. Путник хв…тается за руж…е, но зверь уш…л скво…ь растительность.
Усталый путник выходит на поляну, ложится на траву и внимательно слушает каждый ш…рох и ш…пот. Вот еж вышел из убежища. Он бежал по тоненькой ж…рдочке, ра…глядывал каждую щ…лку, ловил беспомощных мышей и …брасывал их в кучку. У этого обж…ры была смешная мордочка с ч….рными и бе…хитрос…ными гла…ками.
Лес – это великое чудо! Хочется слагать о нем прекрас…ные песни.