Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"С чего начинается Родина"

Объяснеие организации проектной деятельности как эффективного механизма воспитания, уважения и любви к малой Родине.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В соответствии с ФОП теме патриотизма в современном образовании должно уделяться особое внимание. Одной из важнейших социальных функций и основных целей воспитания – обеспечение формирования национального самосознания личности. Самый благородный путь воспитания преданности отечества, гордости за него – возрождение национальных ценностей. Чтобы воспитать уважение и любовь к совей родине, нужно начинать с самого детства. И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой - рациональное воспитание патриотизма, не затрагивающая эмоциональный отклик ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Что же может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой и глубоким содержанием? Это многовековая история, культура и красота родного края.

Источником формирования у ребят любви к родным местам была выбрана проектная деятельность, так как именно этот механизм не допускает стандартных, шаблонных действий, а требует постоянного творческого поиска, анализа состояния уже существующей практики, видения её проблем, возможностей их устранения и последующего развития. В процессе совместной работы взрослых и детей, общение происходит на равных и никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Хотим рассказать поэтапную специфику организации проектной деятельности в нашей группе. Первый этап – выбор темы. В младших группах его осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. В группах старшего дошкольного возраста выбор темы выполняют дети: их вопросы, идеи, предложения являются важными критериями отбора содержания проекта. Для введения в тему используется модель трёх вопросов - что знаю, что хочу узнать, как узнать. Для фиксации ответов на большом листе ватмана дошкольники используют условные схематические символы.

Второй этап представляет собой разработку совместного плана действий. Здесь важно проявить гибкость в планировании и подчинить свой уже намеченный план интересам и мнениям детей. Так в проекте «Жемчужина Севера» при просмотре презентации «Настоящие богатыри Ухты» дети заинтересовались медалями и наградами ВОВ. В уже готовый план мероприятий проекта были вставлены дополнительные формы работы, а для оформления выставки «Ордена и медали ВОВ» воспитанники группы приносили настоящие награды своих прадедушек. Таким образом, первоначальный кратковременный план проекта превратился в длительный.

Третий этап работы над проектом – его практическая часть. На этом этапе важны такие ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, получить избыточную информацию, попробовать, придумать. Здесь необходимо тесное сотрудничество со специалистами ДОУ: активно участвует Муз. рук., инструктор по физ.воспитанию. Также особую роль играют различные центры по познавательно - практической деятельности в развивающей среде группы.

Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом, является его презентация. Итоговое мероприятие может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: игры-викторины, интерактивные праздники, тематические развлечения, оформление фото выставок, творческих газет и т.д.

В ходе реализации проектов используются такие формы, в программное содержание которых вплетаются тонкой нитью задачи реализации этнокультурного содержания, объединённых в одно целое – определение ребенком своего места в обществе, осознание себя гражданином РК. Закладывание основ гражданских качеств было начато с детьми 3-4 лет. Издавна знания и мудрость предков передавались от одного поколения к другому в форме сказки. Сказки народа Коми могут стать действенным инструментом для решения целого ряда задач воспитания нравственно-патриотических основ. Поэтому был разработан проект «В гостях у Коми сказки», целью которого стало развитие познавательного интереса детей 3 - 4 лет к истории и культуре малой Родины через знакомство с играми и устным творчеством народа Коми. Итоговое мероприятие проекта было записано на видео и заняло I место в муниципальном конкурсе видеороликов занятий «Енэжтас. Горизонт» в номинации «Лучшая видеозапись занятия педагога дошкольного образования, реализующего этнокультурный компонент»;

В средней группе было продолжено воспитание юных граждан Коми проектом «Жемчужина Севера». Его целью стало донести до сведения дошкольников, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, уважаемыми людьми. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения, привязанности к месту рождения и жительства. «Родился», «родная улица», «родной город», - все эти выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Итоговым мероприятием проекта стала экологическая презентация «Ухта – наш дом», материалы для которой собирали родители воспитанников группы. В муниципальном конкурсе «Моя зеленая планета» она стала победителем в номинации «За лучшую презентацию»;

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Знание национальных традиций и обычаев дает понять национальные особенности своего народа и обеспечивает преемственность поколений. С детьми 5-6 лет был разработан и реализован проект «Узорное вязание коми народа». его целью было формирование чувства любви к родному краю на основе приобщения к его культуре и ремеслам.

Началось все зимой на прогулке. Дети столкнулись с проблемой – несмотря на то, что все играли в подвижные игры, у Вани замерзли руки. Его подружка Ксюша предложила ему свои варежки, тк ее рукам было жарко. Возник вопрос: почему такая разница? Мы заняли позицию активной поддержки познавательно интереса детей, предложив в группе разобраться в ситуации. Сравнив обе пары варежек, дети обратили внимание на то, что варежки Ксюши очень красивые и яркие. Девочка объяснила, что их вязала ее бабушка. А Ваня сказал, что ему купили варежки в магазине. Обследуя обе пары, ребята выяснили, что варежки, украшенные узором, гораздо толще, а значит лучше защищают руки от мороза.

Бабушка Ксюши рассказала, что, когда она была еще девочкой, ее научила вязать бабушка в деревне Ероздино. Ситуативная беседа с бабушкой ксюшей и стала эмоциональной мотивацией к возникновению данного проекта.

Разрабатывая совместный план действий, мы проявляли гибкость и подчиняли свой уже намеченный план интересам и мнениям детей. Так добавилась экскурсия в краеведческий музей «Ремесла коми народа», м/ф «Чукля-коми легенда», «Йиркап», сказ о Пере богатыре, разнообразные дидактические и интерактивные игры, разработанные родителями воспитанников.

В практической части во время беседы-презентации «Умелые руки коми-пермячек» дети узнали, что в прошлом девочек в коми деревнях приучали к вязанию с 5-ти летнего возраста. Был задан вопрос: мы тоже можем научиться? Такое проявление свободы выбора нового вида деятельности не осталось незамеченным, и мы организовали педагогическую поддержку культурной практики «Рукодельница». В мини-музее «Коми изба» были созданы условия для планомерной деятельности по вывязыванию петель с каждым ребенком.

И таким образом, заинтересованные дети с удовольствием занимались вязанием, что стало для них обычным и привычным способом самореализации во 2 половине дня. Этот проект на республиканском конкурсе грантовой поддержки ДОО, активно внедряющих национальные культурные традиции получили диплом 3 степени в номинации «Лучшая педагогическая практика по внедрению в дошкольную среду Коми национальных культурных традиций»;

К 7 годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель его моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам. В подготовительной к школе группе формирование основ патриотизма было построено через знакомство с природными ресурсами республики Коми и применением полезных ископаемых в жизни человека, а также через обогащение простейших географических представлений о территории родного края на карте России. Воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой Родине помог проект «Сокровища Республики Коми», целью которого стало формирование самосознания социально – активной личности воспитанника как юного гражданина республики Коми

Итоговое мероприятие - КВН «Знатоки Республики Коми» показало большой багаж знаний дошкольников о родном крае на этапе выхода в школьную жизнь, а также продемонстрировало приобретение ими черт, характеризующих детей как юных граждан республики, овладевших основами приобщения к ценностям национальной культуры. Проект занял 2 место в муниципальном конкурсе среди педагогов ДО «Лучший проект».

Эффективность результатов реализации проектов усиливается при выполнении важного условия – сотрудничества с семьями воспитанников. В начале 2 младшей группы был проведён диагностический этап в виде анкетирования, целью которого стал сбор информации о воспитательных воздействиях патриотического характера в семьях. По результатам оказалось, что 50% не знали, как выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, чтобы научить их любить не придуманную взрослыми республику, а прекрасный край, в котором. они живут. Для решения проблемы было решено создать семейный клуб «Истоки», целью которого стало заинтересованность родителей чистотой, искренностью, красотой и глубоким содержанием многовековой историей и культурой народа Коми. Одна из задач звучала как посильная помощь в реализации проектной деятельности в группе.

Во время реализации каждого проекта по принципу личностно – ориентированного общения были созданы условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности каждого ребенка, что помогло сформировать духовно - нравственную личность, эмоционально отзывчивую на художественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры коми, ее традиций и обычаев. На этапе завершения дошкольного образования был проведен мониторинг «Люби и знай свой коми край».

Достижение целевых ориентиров доказало, что для современного дошкольника главное – это не навязывание фальшивого чувства патриотизма, а воспитание уважения к традициям своей малой родины, её культуре и истории. Именно этот путь ведёт к духовному самоопределению каждого маленького гражданина России.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области