Формирование знаний о семье в системе
духовно-нравственного воспитания
Миннуллина Р.Г., воспитатель МБДОУ «Дюймовочка»
Как в рамках дошкольной образовательной организации сформировать у ребенка духовно-нравственные качества? Как приобщить ребёнка к культуре своего народа?
В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Но без сотрудничества с родителями, нашими главными помощниками, мы не сможем в полной мере решить все стоящие перед нами задачи.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились центре внимания. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является проектная деятельность. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно -нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Вот моя семья, папа, мама, я», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Вот моя семья, папа, мама, я», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Цель проекта :
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
- Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Семья».
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта
2 этап – основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми)
Познавательная деятельность:
- Рассматривание фотографий членов семьи.
- Тематические занятия «Я и моя семья», «Как я помогаю своим родным дома».
- Отгадывание загадок о семье.
- Знакомство с профессиями родителей.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Семья», «Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д., «Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений, «Составь семью из фигурок», «Я мамин (папин) помощник, потому что я…», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Радость или огорчение?» (родителям от поступков детей; с белыми или черными фишками, «Кто как трудиться в нашей семье?».
3 этап-заключительный
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Изготовление рамки для фотографий
- Презентация проекта.
Таким образом, в результате проделанной работы, дети приобщаются к духовно-нравственным традициям. У них появляется уважение к семейным традициям, воспитывается любовь к Родине, дети учатся различать добро и зло и становятся чуточку милосерднее.
На основе ценностей традиционной русской культуры, проверенных и отфильтрованных временем, выстраивается система воспитания в семье, позволяющая эффективно осуществлять духовно-нравственное становление ребенка.