Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разработка урока с использованием здоровьесберегающей технологии. Деепричастие как часть речи.

В уроке использована здоровьесберегающая методика, позволяющая обучающимся приобретать новые знания с помощью учебной релаксации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Деепричастие как часть речи

Ц е л и: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи.

Личностные УУД. Личностное самоопределение.

Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов.

Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении.

Тип урока: вводный урок с использованием здоровьесберегающей технологии.

Оборудование урока:

- образон деепричастия;

- презентация;

- аудио со звуками природы и журчания воды;

- цветные карандаши, альбомы для работы с образоном.

План урока.

Ход урока.

Посмотрите, пожалуйста, в окно. Как бы вы изобразили сегодняшнюю погоду?

А сейчас улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.

Каково ваше настроение?

Лингвистическая разминка. Ответ.

Причастия Деепричастия

1,2,3,6,7,8,10,11,12 4,5,9,13,14

Учебная релаксация (аудио: звуки природы, дождя)

Сядьте удобно. Закройте глазки.

Представьте себе то место в природе, где вам хорошо, спокойно, уютно, комфортно. Мысленно оглянитесь вокруг себя. Посмотрите, что находится в вашем месте покоя…

Послушайте звуки, которые вас окружают…

Насладитесь ароматами, которые вас окружают в вашем уголке природы…

Пошлите свою любовь вашему месту покоя.

Почувствуйте, как оно принимает вашу любовь. Примите и вы любовь вашего места покоя…

Оглянитесь и посмотрите вокруг.

Оказывается, в вашем месте покоя есть мельница. Подойдите к ней. Поприветствуйте её. Внимательно рассмотрите эту удивительную мельницу. Это не простая мельница. Это ваш помощник в изучении темы «Деепричастие». Здесь есть мельничное колесо, которое вращается при помощи потока воды.

Мысленно попросите мельничное водяное колесо стать символом деепричастия. Посмотрите, на самом мельничном колесе для вас высвечивается надпись. Это определение деепричастия. Деепричастие – неизменяемая часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному, объединяет признаки глагола и наречия.

Полюбуйтесь надписью. Какого она цвета? Прочитайте её ещё раз.

Деепричастие – неизменяемая часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному, объединяет признаки глагола и наречия.

Вы можете прочитать вопросы, на которые отвечает деепричастие. Они тоже высвечиваются для вас на этом колесе.

Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? (Прочитайте вопросы два раза)

Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Посмотрите, эти суффиксы вы тоже можете прочитать, они высвечиваются для вас или на водяном колесе, или рядом с ним. Посмотрите, какого цвета эта информация:

-а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи. (Прочитать 2 раза)

Например: Вода падала, вращая (деепричастие с суффиксом -я) мельничное колесо.

У деепричастия есть 4 постоянных признака. Прочитайте их:

Колесо медленно вращается, а вы читаете морфологические признаки: неизменяемость, вид, возвратность, переходность.

Вы видите последнюю информацию, которая высвечивается для вас:

В предложении деепричастия играют роль обстоятельства.

А сейчас посмотрите на свое мельничное колесо и прочитайте все надписи:

Полюбуйтесь этим водяным колесом и поблагодарите его за то, что оно помогло вам в изучении деепричастия…

Мысленно отпустите его и оглянитесь в своём месте покоя…

Поблагодарите его за помощь и отпустите…

А сами возвращайтесь в этот кабинет. Почувствуйте ногами пол, почувствуйте, как расположена ваша спина, пошевелите пальцами рук, поверните голову вправо, влево. Откройте глаза и улыбнитесь.

Нарисуйте образон деепричастия, который вы увидели.

Вспомните надписи, которые вы прочитали на своем мельничном колесе и расположите их на своем рисунке.

Рассмотрите образон, расположенный на слайде. Сверьте свои записи в альбоме с предложенным на слайде.

<Object: word/embeddings/Microsoft_PowerPoint_Slide.sldx>

Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастия.

Выполним упражнение 185 (учебник М.Т. Баранова и др.).

Задание. Прочитайте текст. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие – добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д. Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч..ртаниями. Ветер ч..тко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои.

Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно поднимаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

( А. Серафимович)

Подумаем, какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие – добавочные.

Выполним задание.

а) признак предмета

б) действие предмета

в) добавочное действие

г) признак предмета по действию.

2. Обозначьте знаком «+» строку, в которой морфологический признак определён верно:

а) улыбаясь – деепричастие несов. вида

б) облупленных – причастие сов. вида

в) летучий – относительное прилагательное

г) открыв – глагол сов. вида

3. Обозначьте знаком «+» строку, в которой верно определены части речи, признаки которых соединило в себе деепричастие.

а) глагола и наречия

б) наречия и прилагательного

в) прилагательного и причастия

г) глагола и прилагательного

4. Обозначьте знаком «+» строку, в которой даны суффиксы деепричастий совершенного вида.

а) –ем-, -им-

б) –вши-, -в-, -ши

в) –ущ-, -ющ-

г) –вш-, -ш-

5. Обозначьте знаком «+» строку, в которой правильно определена роль деепричастия в предложении.

а) дополнение

б) определение

в) обстоятельство

г) подлежащее

д) сказуемое

(Ответ. 1.в. 2.г. 3.а. 4.б. 5.в.)

Домашнее задание может быть творческим: дети могут придумать новый образон по данной теме, составить сказку, рассказ, написать стихотворение или песню.

Беседа.

Давайте вспомним наше мельничное колесо. О чём оно нам поведало?

- Что такое деепричастие?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Признаки каких частей речи объединяет?

- Назовите морфологические признаки деепричастия.

- Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении?

- Как вы себя чувствуете?

- Что вам сегодня удалось на уроке? Что не получилось?

- Какого цвета ваше настроение?

Приложение. Дополнительные творческие задания для закрепления материала.

1. а) Представьте, что вы капитан космического корабля. В иллюминатор вы увидели нашу планету. Какие деепричастия помогли бы вам описать её красоту?

б) Каких людей вы чаще всего встречаете на улицах нашего города? Ответьте, используя деепричастия.

в) Придумайте физминутку, словесное выражение которой состоит только из деепричастий. Проведите такую физминутку.

Например: Мы делали зарядку, улыбаясь, наклоняясь, приседая, кружась…

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? Почему стихотворение записано в виде пирамиды? Какие звуки в нем преобладают и почему?

а) сидели, стоящий, сидевший, сидя;

б) Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;

в) бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области