Конспект азвлечения
В средней группе
«Русская печка, порадуй сердечко»
Воспитатель: Чихачева Елена Анатольевна
1 категория.
МБДОУ Детский сад№ 101
г.Архангельск.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: Познакомить детей с традициями (обычаями) русского народа:
- Знакомство с русской печью, ее предназначением и подготовка к использованию (заготовка дров);
- Учить проявлять интерес к русскому народному фольклору и использовать свои знания в речи (загадки, потешки, частушки, стихи, прибаутки).
- Воспитывать у детей гордость и уважение к русским истокам, способствовать душевному объединению детей, создав радостное настроение.
- Развивать у детей способность использовать в самостоятельной деятельности элементов русских традиций и фольклора.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским костюмом;
- Рассматривание иллюстраций и картин с деревенскими пейзажами, избами;
- Рассказ воспитателя предназначения русского быта, описания избы, утвари;
- Прослушивание и воспроизведение русских народных песен и хороводов, игр;
- Заучивание потешек, прибауток, частушек;
- Рассматривание альбомов с открытками «Малые Карелы», «Архангельск»;
- Посещение детей с родителями музея деревянного зодчества «Малые Карелы», праздника «Масленица».
- Занятия по ИЗО-деятельности по тематике:
Рисование: «Русские баранки», «Русский сарафан», «Пирог с брусникой»; Аппликация: «Домотканый половик», «Поможем бабушке испечь оладушки»; Лепка: «Калачи и пироги прямо из печи», налепом – «Скатерть на праздник»
- Кружок «Волшебные косички»: «Крендельки к чаю», «Круглые коврики», «Прихватка для бабушки».
- Обогащение словаря: Печка, «Печурка», лежебока, пилить и колоть дрова, охапка, подошло тесто, садить в печь, заслонка, колобки подоспели, изба, домотканые половики, скалка, лавка, самовар, крынка.
Актуальность : Живя в современном мире, в современных домашних условиях, используя современную бытовую технику, воспитывающемуся поколению совершенно незнакома история, традиции русского народа. Поэтому, мы, педагоги, в детском саду проводим занятия, развлечения, досуги для того, чтобы: пополнить знания детей о традициях и быта русского народа. Воспитать патриотические чувства к русским селениям, к Северу, через занятия, экскурсии, создания мини-музея русской утвари совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Работая по данной теме у детей закрепятся знания и повысится интерес к быту, культуре и традициям русского народа.
Оборудование:
Оформление русской горницы - Русская печь, домотканые половики, коврики, скамейки, деревенская утварь (самовар с баранками, скатерти, рушники, скалки, формочки, чашки, блюдца, русские сарафаны и рубахи для детей, костюм хозяйки, тесто, противень, готовые колобки в форме сердечек, фартуки по количеству детей, дрова к печке, кувшин с водой).
Музыкальное сопровождение:
- Мелодии русских народных песен;
- «Ах вы сени, мои сени» - муз. руководитель.
- Мелодия для частушек – муз. руководитель.
- Звукозапись оживления песни печки.
- Звукозапись «Треск дров в печи»
- Звукозапись песни «Про русскую печку» муз. Крюкова.
- Звукозаписи песен о печке.
Взаимодействие детей и сотрудников:
- Ведущий, хозяйка дома – воспитатель группы;
- Музыкальное сопровождение – музыкальный руководитель;
- Кот Мурлыка – воспитатель старшей группы;
- Дуняша, помощница хозяйки дома – младший воспитатель.
Ход:
Включается музыкальный фон русской народной мелодии, заходят дети, их встречает хозяйка:
Хозяйка:
Проходите, не стесняйтесь,
Это, русская изба.
Я, хозяйка в этом доме,
Ну, и печка русская!
(Дети усаживаются)
Русская печь появилась давным-давно. Когда-то в старой избе была лишь одна большая комната и почти половину ее занимала – печь…
Печь жить помогала :
- В ней готовилась еда,
- В русской печи пекли хлеб да пироги,
- На печи варили квас,
- В печи сушили грибы да ягоды,
- На печи сушили одежду и обувь,
- В старину в печи даже мылись,
- На печи уютно было спать старикам да детям, все косточки свои прогреют.
Долгими зимними вечерами у русской печки вели беседы, да сказки рассказывали
(Загадочная музыка, оживает печка, покачивается, на распев:)
Печка:
Рада видеть вас у печки,
Без меня и дом пустой.
Я и жарю и варю,
И тепло я всем дарю!
Хозяйка: (Поглаживая печку)
- Ай, да печка – сударыня,
Помощница – барыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей нас освети.
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
А мы тебя будем прославлять,
Песни петь да плясать!
А кто знает, кто любит на печке спать? Любит тепло да молочко?
(Кот)
Правильно, кот. Когда печку в доме ставили, для кота специальный уголок выкладывали. Назывался он «печурка». И у меня есть кот лежебока - Мурлыка. Ну-ка, позовите его, кис-кис-кис…
(Выходит из-за печи потягиваясь кот)
Кот:
Это я, домашний кот Мурлыка. Слышу, у вас разговор идет о печке, о тепле. А кто больше нас, котов тепло да ласку любит? Погладили бы меня, я бы песенку спел.
(Дети хвалят кота, поглаживают…)
- Котик – котик, черненький животик;
- Мягкие лапки, в лапках царапки;
- Как у нашего кота, шубка очень хороша;
- А у котика усы, удивительной красы;
- Сядет, умывается, лапкой вытирается;
- У Мурлыки зубки белые, глазки зеленые, смелые;
- Молочко пьет, да песенки поет.
Кот:
Уж я, котенька – коток,
Котя, черненький хвосток.
Я у печки полежу,
Пирогов я подожду. (Ложится на лавку у печки)
Хозяйка:
Ой, Мурлыка, позабыла,
С утра тесто замесила,
Печку – то не растопила!
Чтобы печку затопить,
Надо дров нам нарубить.
Все во двор скорей спешите,
И хозяйке помогите!
(Под музыку «Ах вы сени, мои сени» имитируют движения)
- Мы сейчас дрова распилим,
пилим-пилим, пилим-пилим,
- Будем дружно их колоть,
Цок-ох, цок-ох,
- Соберем охапку дров,
Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два
- К печке нам нести пора!
(Дети шагают, к печи складывают дрова)
Ух!
( Включается звукозапись «Треск дров в печи»)
Хозяйка:
- Слышите,
Дрова в печке затрещали,
Тесто наше подошло.
Руки моем, очень чисто,
Полотенцем вытрем быстро.
Эй, Дуняша, помогай,
Водицей руки поливай!
Вот вам фартучки, друзья,
За работу нам пора.
Колобки мы испечем,
Гостей к чаю позовем!
(Под русскую народную мелодию, дети с воспитателем раскатывают тесто и формочкой в виде «сердечка» изготавливают колобки, выкладывая их на противень)
Поработали на славу,
Руки нужно вновь помыть.
Я же, посажу их в печь,
Котик будет их стеречь!
Делу время, потехе час,
Про печку частушки споем мы сейчас!
(Дети под сопровождение музыкального руководителя поют частушки)
Жарит, варит и печет.
Кто такая, отвечайте,
На обед гостей зовет!
Ах, какая красота.
Стоит в беленьком наряде,
Очень любит есть дрова!
Пусть погреет нам сердечки.
Будет жарко и тепло,
С русской печкой повезло!
Нам запела песню звонко.
Значит будем с колобками,
Испекли сегодня сами!
Хозяйка:
А пока частушки пели,
Колобки и подоспели.
Испекли мы вам сердечки,
Помогла нам в этом Печка!
Кто к нам зашел на огонек,
К русской печке на часок,
Смотрел, как колобки пекли,
Мурлыку поласкать могли.
Как печку – матушку хвалили,
И про нее частушки пели,
Прошу к столу, попить чаек,
Испробовать наш колобок!
(Включается звукозапись «Про русскую печку» муз. Крюкова; и далее песни о печке).
Чаепитие детей и гостей у самовара.