Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Золотой петушок»
Консультация для родителей : «Игры на развитие дивергентного мышления у детей »
Подготовила:
воспитатель Борукаева С. В.
Невинномысск,2023г
Дивергентное мышление.
В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий.
Этот вид мышления тесно связан с воображением. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи, с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется, прежде всего, мышление дивергентное.
Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.
Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, другие качества и способности необходимые в творческой деятельности.
Методы и формы развития дивергентного мышления детей с ОВЗ.
Направления работы | Содержание |
Работа с детьми | Использование нетрадиционных методов активизирующих мыслительные процессы: метод проектов, метод решения экспериментальных задач, головоломок, задач-шуток, задач на смекалку, сообразительность, метод проблемных ситуаций, «Мозговой штурм», метод фокальных объектов (МФО), метод символического видения, ТРИЗ, метод смысловых ассоциаций, метод вживания, метод составления карты памяти. |
Работа с родителями | Анкетирование, консультации, памятки, буклеты, открытые мероприятия, совместная познавательно- исследовательская деятельность, совместные проекты, домашние задания познавательного характера. |
Повышение квалификации Педагогов. | Мастер-классы, семинары, открытые мероприятия, издание лифлет – холдеров, буклетов, памяток. |
Создание необходимой развивающей среды. | Уголок интеллектуальных игр (ребусов, головоломок, шарад), уголок превращений, центр «Хочу все знать» по детскому экспериментированию. |
Адаптированные методы | Функция использования метода |
Метод проектов | Побуждать детей к созданию нового, творческого продукта. |
Метод решения задач, головоломок, задач-шуток, задач на смекалку, сообразительность; | Приобщить детей к активной, экспериментальной речемыслительной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, замаскированные внешними несущественными данными. |
Метод проблемных ситуаций; | Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их, решать противоречия, находить способы доказательств верного решения. |
Метод фокальных объектов (МФО); | Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств. |
Мозговой штурм | Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи. |
Метод символического видения; | Формировать у детей умения отыскивать или простраивать связи между объектом и его символом. |
ТРИЗ | Учить составлять описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что- то изменится. |
Метод смысловых ассоциаций; | актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ребенку соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». |
Метод составления карты памяти | Учить составлять диаграммы, схемы- ассоциации для создания визуализации идей, как средство решения задач, принятия решений. |
Метод вживания; | Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений предложить ребенку «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. |
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.
Возможные варианты заданий:
Игры для работы с детьми.
1. «Что произошло с каждым?»
2. «Дорисуй картинку».
3. «Подзорная труба».
4. «Рисунок в несколько рук».
Игры для работы со взрослыми.
1. «Придумай сказку с этими героями».
2. «Твоя эмблема?»
3. «Дорисуй фею так, чтобы одна фея была доброй, а другая злой».
4. «Теремок».
Содержание игр
«Волшебная подзорная труба».
Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.
«Рисунок в несколько рук»
Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
отрицательные и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых 11.
«Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например, ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.