Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для родителей «Игры на развитие дивергентного мышления у детей »

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость продуктивность мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Золотой петушок»

Консультация для родителей : «Игры на развитие дивергентного мышления у детей »

Подготовила:

воспитатель Борукаева С. В.

Невинномысск,2023г

Дивергентное мышление.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий.

Этот вид мышления тесно связан с воображением. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи, с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется, прежде всего, мышление дивергентное.

Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, другие качества и способности необходимые в творческой деятельности.

Методы и формы развития дивергентного мышления детей с ОВЗ.

Направления работы

Содержание

Работа с детьми

Использование нетрадиционных методов

активизирующих мыслительные процессы: метод проектов, метод решения экспериментальных задач,

головоломок, задач-шуток, задач на смекалку, сообразительность, метод проблемных ситуаций, «Мозговой штурм», метод фокальных объектов (МФО), метод символического видения, ТРИЗ, метод смысловых ассоциаций, метод вживания, метод составления карты памяти.

Работа с родителями

Анкетирование, консультации, памятки, буклеты, открытые мероприятия, совместная познавательно-

исследовательская деятельность, совместные проекты, домашние задания познавательного характера.

Повышение квалификации

Педагогов.

Мастер-классы, семинары, открытые мероприятия, издание

лифлет – холдеров, буклетов, памяток.

Создание необходимой развивающей среды.

Уголок интеллектуальных игр (ребусов, головоломок, шарад), уголок превращений, центр «Хочу все знать» по детскому

экспериментированию.

Адаптированные методы

Функция использования метода

Метод проектов

Побуждать детей к созданию нового,

творческого продукта.

Метод

решения задач,

головоломок,

задач-шуток, задач на

смекалку,

сообразительность;

Приобщить детей к активной, экспериментальной

речемыслительной деятельности, выработке

умения выделять главные, существенные свойства,

замаскированные внешними несущественными данными.

Метод

проблемных ситуаций;

Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их, решать противоречия, находить способы доказательств верного решения.

Метод

фокальных объектов (МФО);

Учить детей подбирать нетипичные

свойства предмету, представлять их и объяснять

практическое назначение необычных свойств.

Мозговой штурм

Формировать у детей умения давать

большое количество идей в рамках заданной

темы и побуждать выбирать оригинальное

решение задачи.

Метод символического видения;

Формировать у детей умения отыскивать

или простраивать связи между объектом и его

символом.

ТРИЗ

Учить составлять описание или нарисовать

картину того, что произойдет, если в мире что-

то изменится.

Метод

смысловых ассоциаций;

актуализировать содержание подсознания,

пробудить чувства, ощущения, помочь ребенку

соотнести предлагаемый для ознакомления

материал со своим внутренним «Я».

Метод

составления карты памяти

Учить составлять диаграммы, схемы-

ассоциации для создания визуализации идей, как

средство решения задач, принятия решений.

Метод вживания;

Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений предложить ребенку «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.

Возможные варианты заданий:

Игры для работы с детьми.

1. «Что произошло с каждым?»

2. «Дорисуй картинку».

3. «Подзорная труба».

4. «Рисунок в несколько рук».

Игры для работы со взрослыми.

1. «Придумай сказку с этими героями».

2. «Твоя эмблема?»

3. «Дорисуй фею так, чтобы одна фея была доброй, а другая злой».

4. «Теремок».

Содержание игр

«Волшебная подзорная труба».

Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.

Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

«Рисунок в несколько рук»


Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
отрицательные и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых 11.

«Теремок»


Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например, ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области