ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ИСТОКИ» ВО 2КЛАССЕ
Тема урока «Истоки» во 2 классе : Родные просторы .Лес.
Цель урока: приобщение учащихся к целостному взгляду на образ леса и развитие ориентации на видение живой красоты леса как частицы родной природы,
Задачи:
Оборудование: - презентация.
- картина леса
- слова «Зелёный друг», «Русский лес!», «Лес – богатство и гордость
России», «храм», «святыня».
- задания по группам
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
---|---|---|---|---|
1 | Вводная часть. Присоединение. | -Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие .А куда мы с вами отправимся, вы должны узнать ,отгадав загадку: Есть у ребят зеленый друг, Зеленый друг хороший. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек. | Слушают учителя. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация изученных знаний | - Как назван лес в загадке? (Зелёный друг) - О каких руках и тысячах ладошек говорит автор? (О ветвях и листьях) - Почему нам всем нравится ходить в лес? (Красиво, дышится легко. Мы собираем ягоды, грибы, лекарственные растения) - Как лес встречает нас, когда мы приходим одни? (Доброжелательно, гостеприимно) - Как вас лес встречал, когда вы посещали его с родителями? - Всегда ли мы относимся к лесу с добром, заботой? (Не всегда) - Русские люди испокон веку берегли родной лес, воспевали его красоту, относились к нему , как святыне, храму, т.е. по –особенному , с особым чувством. | Дети отвечают. | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные - логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3 | Формулировка темы и задач урока. | - Значит, какая тема сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать цель урока. -Какие задачи надо решить, чтобы добиться этой цели? - С чего начнем знакомство? ( узнаем каким бывает лес (виды леса) Значит 1 задача: -Что еще узнаем? (зачем нужен лес для окружающих, что растет, кто живет) 2 задача: 2) Роль леса для человека и животных. - Что всегда пробуждает природа в человеке?(Любовь, красоту, чувства) 3 задача: 3) Развивать чувство прекрасного, любовь к родной природе . 4задача: -Что нужно помнить, находясь в лесу? (правила поведения в лесу) 4) Создать памятку поведения в лесу. 5 . Подготовительный этап -Задачи перед собой поставили, значит, отправляемся в путь. 2.Беседа о красоте, богатствах леса. - Какой лес в этом стихотворении? (Живой) - А вам никогда не казалось, что лес живой? Почему? (Мы слышим голоса птиц, шелест и шорохи листьев, дуновение ветерка) -Как нужно вести себя в лесу? (Культурно, тихо. Нельзя нарушить закон леса.) - Какое доброе дело мы можем сделать для леса? (Не кричать в лесу, не распугивать птиц, не вытаптывать лекарственные растения и редкие, и исчезающие растения) - Помните, что всегда приятнее отдать, чем взять! - Что лично каждый из вас может отдать лесу? (Заботу, убрать мусор на полянке) - Природа нам доверяет! - В старину говорили, что приходя в лес, с деревьями надо здороваться, поклониться дереву, поблагодарить лес за то, что он согревает, кормит и лечит. «Лес все видит», - говорили наши предки. | Дети говорят ,что темой урока является родная природа. Понимание красоты природы, её значимости для человека.Умение сохранить природу. | Регулятивные - целеполагание; Коммуникативные - постановка вопросов; Познавательные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4 | Основная часть. Работа над новым материалом. Показ презентации «Природа родного края» | - Мы совершим заочную экскурсию в наш лес. В нашем краю много живописных мест, которые влекут к себе своей неповторимой красотой, где хочется побывать и полюбоваться уникальной природой. Одно из них находится в 10 км от нашего посёлка Василёво . Нас встречает аллея из сосен. В центральной части холма, где более отлогая поверхность, из корней огромных деревьев образованы ступени, по которым можно спуститься вниз и подняться наверх. А когда-то здесь, по воспоминаниям очевидцев, были деревянные ступени, а в отдельных местах – перильца. На вершине холма стоял огромный красавец – кедр, который два года назад упал. У подножия холма трудолюбивые бобры проделали тропу к реке Меза, таская туда колышки, сучья и даже стволы деревьев для сооружения своих жилищ и строительства плотины. По бобриной тропе лежит путь к красавице – реке Мезе. В солнечный день на зеркальной глади реки отражаются растущие по берегам деревья. Здесь можно увидеть редкие цветы: белую кувшинку и жёлтую кубышку. Сюда из разных мест приезжают рыболовы –любители. В Мезе водятся щуки, лещи, краснопёрки, сорожки, окуни, ерши. А какие чудесные и разнообразные деревья окружают территорию холма! Это берёза, липа, клён, осина, рябина, черёмуха, ель , сосна , лиственница ,дуб ,кедр ,серебристый тополь , крушина ,чайные кусты. Огромные деревья стоят как сказочные исполины, они помнят прошлое, живут в настоящем, и ещё хочется надеяться, что долго будут украшать это живописное место. Под сенью деревьев любят отдыхать туристы , чтобы набраться здоровья и сил. Ходят на экскурсии дети. Вместо старого упавшего кедра растёт молодой кедровник . Нужно только всегда помнить , что ко всей этой красоте мы должны относиться бережно, по-хозяйски. Не навредить природе ,а помогать ей, охраняя её. - Какую помощь мы можем ему оказать? ( Не разжигать огонь в лесу. Не ломать ветки деревьев) - Особенно саженцы молодых деревьев. Помните, что враг леса №1 – это огонь. - Весной нашей школой запланировано посадить и выращивать саженцы молодых деревьев. А вы можете помочь им ухаживать за ними. - Как поприветствуем лес? (Здравствуй лес! Доброе утро!) - Важно, как мы скажем эти слова? - Что вы почувствовали, когда вошли в лес? (Радость от встречи с преданным другом) - А знаете ли вы, ребята, что лес бывает березовый, еловый, дубовые рощи, сосновый) - Как называется лес, который используют для строительства? (Строевой) - А лес, который идет на дрова? (Дровяной) - Откройте учебники, прочитайте стихотворение самостоятельно Сергея Викулова «Зелёный друг» - Какие строчки стихотворения заставили вас задуматься и почему? (Лес встречает нас как настоящий друг) - Чем готов одаривать нас гостеприимный хозяин - лес? - А всю статью в учебнике вы прочитаете дома. - А честно ли забрать у друга все и ничего не дать ему взамен? - Чем можем мы уже сейчас отплатить зелёному другу? (Заботой, бережливостью) Вывод: Исстари на Руси люди относились к лесу бережно, с благоговением, как к святыне. Мы с вами постараемся следовать заветам нашим дедушек и бабушек. | Слушают учителя. Просмотр презентации. | Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, работа в парах Познавательные - находить ответы на вопросы, используя информацию Регулятивные - осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; Коммуникативные - слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точно выражать свои мысли. |
5 6. 7. | Активное занятие. Ресурсный круг. Рефлексия. | = Работа в парах, группах 1 группа - работает с деформированным текстом. Задание: расставить предложения по порядку, чтобы получилось стихотворение. - Проверьте, как у поэта Ты пришёл за помощью к природе, Добрым будь и береги её, Ветки не ломай, не трогай Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. 2 группа – На партах лежат задания с качествами, которые вы проявите, когда пойдете снова в лес. Сложите из них елочку. Проверка устно нескольких пар. - Какие качества вы проявите, когда снова пойдете в лес? Знания дружба Совесть жадность Равнодушие забота Терпение помощь Наблюдательность веселье - Добавьте свои положительные качества Вывод: Соединив эти качества в себе мы вырастим молодой лес, на опушке которого уютно расположилась белоствольная березка. Мотивация учебной работы. Физминутка Под музыку Мы оказались на поляне здоровья. Мы по лесу прогулялись И немножко отдохнем. Дерево кончается Где-то в облаках, Облака качаются На его руках. Эти руки сильные Рвутся в вышину, Держат небо синее, Звезды и луну. Ресурсный круг. Учитель и учащиеся находятся в круге. Основной этап. Первый круг. Первый в круге называет «образ». - На лесной опушке заканчивается мир людей. Начинается царство природы, животных и птиц. В нём много тайн. 1.Я вижу опушку леса… и передает эстафету соседу слева. 2. Я слышу пение птиц… 3. Я чувствую запах … 4. Я вижу… 5. Я слышу… 6. Я чувствую… 7.Я слышу… 8.Я чувствую… 9.Я вижу… - Наше путешествие близится к концу. Чтобы бы вы хотели сказать на прощание зеленому другу? Рефлексия. -Важно учиться видеть, слышать, чувствовать то, что говорит каждый из одноклассников, уметь присоединиться. - Своими руками мы можем посадить, вырастить и сберечь молодой лес. - Оцените свои знания, полученные на уроке. 1. – Какие знания вы сегодня получили? 2. – Чего я достиг? (Понял, что к лесу относиться надо бережно) 3. – Чем я на уроке помог, порадовал учителя, одноклассников? (Знаниями, отношением) 4. – Что я сделал для своего здоровья? (Ощутил радость от путешествия в лес. Тренировал мышцы рук.) 5. – Какое у меня настроение от урока? (Бодрое, доброжелательное, радостное, дружелюбное) - Что получим, когда соединим все ладошки вместе? Мы получим дерево знаний, к которым вы должны стремиться. - Выполните задание самостоятельно. (время работы – 5 минут) - Работаем в парах. - Обсуждение и проверка. - Экспертная оценка (сравнение с эталоном) на доске. | Дети называют качества. Объясняют значение слов. Ребята выполняют задания в парах. Приходят к совместному решению. Пары высказываются, к какому решению они пришли. Сравнивают свою работу с эталоном. Делают физкультминутку. Учащиеся по кругу высказывают своё мнение. | Регулятивные - поиск информации; Коммуникативные - работа в парах Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные - находить ответы на вопросы, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по заданному алгоритму. |
8 | Подведение итогов. Домашнее задание. | - На ладошках дома вместе с родителями напишите добрые качества, с которыми ваши бабушки, дедушки, папы и мамы с большим жизненным опытом посоветовали отправиться в гости к зеленому другу. - Откройте тетради с. 28. Нарисуйте ваш любимый лес красочно. | Регулятивные - контроль и самооценка. |